Корона правителя Самарканда

Любовь Казазьянц
(Сказка)
В давние времена жил в Самарканде падишах. Звали его Мухаммад Джамал ад-дин Бабур. Был у него красивый, богатый дворец, с множеством слуг и стражников. Во дворце содержался большой гарем, ведь падишаху только недавно исполнилось сорок лет. День рождение правителя Самарканда отпраздновали широко и феерично. После великого праздника захотелось падишаху пойти в народ. Он призвал своего главного визиря Бахтияра и приказал:
-Сегодня мы с тобой пойдём в город. Я хочу знать, что обо мне говорят мои поданные. И не только, что говорят, но то, что думает обо мне самый бедный человек в моём городе. Выезжаем ночью. Приготовь нам простую одежду для переодевания!
Сказано – сделано.
Падишах и визирь, переодевшись, покинули дворец после захода солнца. Они долго ездили по отдалённым кварталам города и, спешившись, стояли у дверей и окон бедняцких домов и кибиток. Они подслушивали разговоры жителей города среднего достатка и бедняков. Ничего особенного или порочащего государя они не услышали, но увидели, в какой нищете живёт бедный люд.
Надо сказать, что падишах Мухаммад Джамал был хорошо образован, красив собой: высокого роста, со статной, царственной осанкой и с мудрой родовитой внешностью, выразительными тёмными глазами, орлиным взглядом, направленным вдаль. Он правил страной, стараясь быть справедливым и внимательным к своим поданным. Правитель был одет в широкий скромный коричневый халат, на плечах – широкая накидка из плотной шерстяной ткани, на голове – медвежья шапка. Визирь тоже был одет скромно. Лошади стояли, переминаясь у калитки одной из бедняцких кибиток. Было уже далеко за полночь, когда они вышли из последней заброшенной деревеньки. Падишах направил коня к большому развесистому дубу. Он спешился и приказал визирю набрать немного хвороста и развести огонь. Сделали привал. Когда визирь развёл огонь, они немного побеседовали и падишах задремал. А визирь пристроился у костра охранять повелителя.
Наутро визиря разбудил падишах. Солнце только поднялось. Падишах торопил визиря к уходу. Он уже был одет, только шапка лежала на земле.
-Давай побыстрей! Я теперь знаю, что жители города уважают меня как правителя и почитают своего государя, как и подобает! Но они живут в ужасных условиях, о которых я даже не подозревал. И я, как их правитель не допущу, чтобы мои поданные голодали и бродяжничали. Я знаю, что надо делать!
И действительно, после возвращения государя во дворец, многое в Самарканде изменилось: снизились подати и налоги, бездомным дали жильё, больных и увеченных забирали в специально организованные приюты, где их кормили и лечили бесплатно.
Но в тот день, когда падишах и визирь ходили в народ, сделали привал под развесистым дубом, где они провели ночь, проходил пастух с деревенским стадом. Его коровы разбрелись, а одна задержалась под дубом. Пастух подгонял её и вдруг, споткнулся о валун и упал. Но когда попытался встать, увидел в примятой траве что-то блестящее. Приблизился, раздвинул траву и обомлел: на земле лежала настоящая золотая корона. Она так сильно сияла на ярком солнце, что драгоценные камни в ней ослепляли взор бедного пастуха, до такой степени, что перед его глазами поплыли круги. Он с трудом поднялся и пришёл в себя. Мунир остолбенел от такого великолепия, ведь ему ещё никогда не доводилось видеть настоящую царскую корону. Он с опаской поднял драгоценную корону и, оглядевшись, спрятал её в широкий внутренний карман своего ветхого, дырявого полушубка. Ночью он не мог уснуть, всё любовался на диковинную царскую драгоценность. При свете тусклом огарка он долго разглядывал корону и святящиеся драгоценные камни в ней – рубины, изумруды, бирюзу, и спрашивал сам себя вслух:
-Ну откуда ты взялась в таком нелюдимом месте? И что теперь с тобой делать? Ещё в тюрьму посадят, если узнают про тебя!..
На следующий день, к вечеру разнёсся слух, что царские глашатаи везде кричали о том, что падишах разыскивает свою золотую корону. Они объявили, что кто найдёт и доставит корону во дворец, сможет просить всего, что пожелает.
Когда пастух услышал эту новость, решил ничего никому не говорить, а рано утром отправиться в столицу и вернуть корону правителю Самарканда.
Так он и сделал. Когда пастух пришёл в столицу, ему даже не дали приблизиться к дворцовым воротам. Стражники преградили ему путь. А один из них, видимо главный, рыкнул на пастуха:
-Ах ты рвань! Пошёл вон отсюда! И не приближайся больше, от тебя несёт овчиной и навозом за версту!
Но пастух не растерялся, он вытащил что-то из-под одежды завёрнутое в тряпицу. Когда Мунир развернул тряпицу, стражник ахнул от удивления. Пастуха сразу же с почестями пропустили во дворец, переодели и провели в тронный зал. Падишах Самарканда – Мухаммад Бабур гордо восседал на троне во всём своём великолепии.
Пастух оторопело упал на колени и протянул корону перед собой. К нему подошёл визирь Бахтияр и сказал:
-Да будет благословен наш повелитель! Он благодарит тебя за то, что ты вернул ему потерянную корону. Проси, чего хочешь!
-Мне ничего не нужно, кроме одного. Но это… подарить не в твоей власти!
-Как ты смеешь говорить такое нашему повелителю? Да продлятся его дни! – грозно произнёс визирь.
 -Так чего же ты хочешь, бедный пастух? Ведь я могу исполнить любое твоё желание, чего бы ты не захотел! – вмешался падишах. – Только скажи, и ты это получишь! – и, подозвав визиря, прошептал ему на ухо, - Надо же, не думал, что моя забывчивость снять корону и оставить её в надлежащем месте доведёт меня до такого унижения: просить бедняка узнать его желание… чем он хочет чтоб его вознаградил я - великий падишах!
-Говори! – громко добавил визирь, обращаясь к пастуху.
-О, великий и могущественный повелитель Самарканда! Я хочу попросить у тебя немного счастья и удачи! – робким голосом произнёс пастух.
-Что ж, этого я действительно не могу ни обещать, ни дать. Этим заведует Аллах! Иди и усердно молись. Может Аллах смилостивится и пошлёт тебе, то, чего ты пожелал! Проводите пастуха.
С этого дня прошёл месяц или того больше. И вот к бедному пастуху в кибитку пожаловали гости – слуги падишаха. Они вошли и провозгласили:
-Принимай подарок! Падишах прислал тебе жареного гуся. Кушай на здоровье и благодари нашего щедрого повелителя, да продлятся его дни!
Стражники удалились. А молодая жена пастуха была недалёкая женщина. Она всплеснула руками и воскликнула:
-У нас в доме нет на крошки хлеба, а повелитель послал нам жареного гуся!.. Давай, Мунир, отнеси-ка ты гуся в пекарню. И возьми у пекаря взамен на нашего гуся десять больших лепёшек.
Пастух, недолго думая, согласился и совершил обмен.
Через неделю Мунира призвал к себе повелитель и спросил: "Вкусный ли был гусь?"
На что пастух ответил:
-Я не пробовал твоего гуся, а отнёс по настоянию жены Фирюзы нашему деревенскому пекарю и обменял его на десять больших лепёшек, так как у нас в доме не было на тот момент ни крошки хлеба.
На что падишах ответил:
-Глупая женщина, твоя жена! Ведь я распорядился, чтобы жареного гуся начинили золотыми монетами, чтобы отблагодарить тебя за твою честность. Ты проворонил своё счастье! Но… я хочу тебя обрадовать, ещё не всё потеряно! Привести мне сюда того пекаря, к которому пастух отнес моего жареного гуся! А ты, пастух, жди здесь.
Через два с лишним часа привели пекаря. Падишах задал ему тот же вопрос:
-Скажи, пекарь, мой гусь понравился вашей семье? – и многозначительно улыбнулся.
-О-о-о! Несказанно вкусный гусь оказался! Мы всей семьёй съели его и благодарили ваше сиятельное величество! – восхищённо воскликнул пекарь.
Падишах насупился.
-Ты хотел ещё что-то добавить? – грозно спросил он.
-Нет. О, великий повелитель, да продлятся твои дни! – подобострастно с лицемерной улыбкой тихо произнёс пекарь.
-Казнить его! Отрубить голову этому плуту и обманщику! – приказал рассвирепевший падишах.
Пекарь запричитал:
-За что, господин? За что вы хотите казнить меня? – взмолился несчастный пекарь.
-За то, что ты не сказал мне правду про золотые монеты, которыми был начинён жареный гусь. А они предназначались не тебе, воришка!
Пекарь молил о пощаде, но падишах был непреклонен. Тогда к нему обратился пастух:
-О, великий и всемогущий! Прости этого несчастного! Если ты казнишь его, наша маленькая деревенька лишится единственного пекаря и останется без хлеба. А его пятеро детей останутся сиротами, и его семья лишится кормильца! Пощади пекаря, прошу тебя! Это моё единственное и главное желание! Ведь ты обещал исполнить моё любое желание?
-А?.. Что ж, я исполню, что обещал. Хотя ты простой бедный пастух, но ты благородный и добрый человек. Я дарую пекарю жизнь и свободу. А тебя назначаю своим вторым советником и приказываю построить для тебя дом в Самарканде, дарую участок земли в твоё личное пользование и тысячу золотых в придачу. Я желаю тебе всех благ и процветания на благо нашего государства!
Так простой пастух получил желаемое – счастье и богатство.
18.08.2016 г.
В конце ноября 2019г. рассказ занял 17 место в Сказочном конкурсе.