Серьдце Тьмы. Тень Джозефа Конрада

Альбина Сберегаева
1 эпизод. 

Голос юноши:

 - Мне кажется, что я пытаюсь рассказать вам сон - делаю тщетную попытку, ибо нельзя передать словами это ощущение:  смесь нелепицы, удивления, недоумения и нарастающего возмущения, когда вы чувствуете, что стали добычей невероятного….

Часто в тихие ночи я слышал далекий бой барабанов, то затихающий, то нарастающий, - звуки жуткие, манящие, призывные, дикие и, быть может, исполненные такого же глубокого значения, как звон колоколов в христианской стране.

И  была там одна  река,  некогда могучая. Она  похожа  на огромную змею, развернувшую свои кольца; голова  ее  опущена  в  озеро,  тело извивается по всему городу, а хвост теряется где-то в глубине …….


2 ЭПИЗОД

  - Когда я был мальчишкой, я страстно любил географические карты.  Мог часами смотреть  на  Южную  Америку,  Африку  или  Австралию,  упиваясь  славой исследователя. В то время   было много белых  пятен  на  Земле.
И  если уголок на карте казался  особенным,  я  указывал  на  него  пальцем  и говорил: "Вырасту и туда поеду".

 Помню, одним из  таких  мест  был  непонятный кусок в самом центре огромной земли. Мне объяснили, что там власть холода.

Нет, я не собирался его открывать и невольно отодвинулся от карты, как будто мороз в любую минуту мог пробить бумажную корку,  вылететь и ущипнуть за нос. ..
Но часто жизнь сама берёт нас за палец и ведёт туда, где нас ждёт…….. тьма………



3 ЭПИЗОД.

- Сквозь время слышу  нервные шаги матушки, ощущаю её тревогу.

Это я позже узнал, что мой отец, Аполлон Коженевский,  за активное участие в польском освободительном движении был сослан в Россию. Родители любили друг друга и между ними велась переписка. Матушка была полна решимости ехать в далёкую Российскую Империю в неизвестную Вологду.

Раздается голос матушки:

There*s no future. No hope. It is death.
Blind and beaten by waves, mad exhaustion,-
Conrade*s captain will fight till the last of his breath,
Or he*ll master the Pacific Ocean.

I shall give the dialogues of Richard the Third
Their brilliancy almost unmatched
For this man in the sea. For his soul like a bird
Soaring up by the waves untouched

Joseph Conrade, God bless thy unfathamble tales
And England, thy second land
Will be heir of thy books, while thy soul soars and sails
Over sea storms and desert sands.

4 ЭПИЗОД   

- Отец брал меня гулять. Я им гордился: большой, сильный. Он легко говорил на французском и английском. Писал пьесы, которые шли в местных театрах. Зрителей приходило много. После спектакля долго аплодировали.
Папа поднимался со своего места, поворачивался лицом к залу  и с достоинством кланялся.  Я ничего не понимал, но было приятно, что это  мой отец.

Вологда 1861 года. Много воды утекло с тех времён. Деревья большие, здания огромные.  Но запомнились люди.  Встречались занятные типы: одни в очках,  широкополых шляпах; другие в красных рубахах, поддевках, смазных сапогах, носили синие очки  , и длинные, по плечам, волосы. 
А в руках они держали предмет зависти любого мальчишки- самодельные дубинки.  Лучшими считались можжевеловые, которые добывались в дремучих дОмшинских лесах.
К папе подходили, здоровались, кланялись и называли Антоном. Мне было очень смешно. Я смеялся и папа тоже.


Однажды он процитировал:

"Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок! —
        Карету мне, карету!"


Глаза его сверкали.
Я ничего не понимал. Карета  представлялась мне волшебной:  какого-то  яркого цвета,  с весёлыми бубенчиками.
Верил, что матушка поправится и мы уедем домой.


5 ЭПИЗОД

- Город перестал  быть  неведомым пространством, окутанным  тайной,  -  белым  пятном,  заставлявшим мальчика мечтать о славе. Он сделался убежищем тьмы.

Узкая и безлюдная улица, густая тень, низкие  дома, мертвое молчание, трава, проросшая между  камнями.  Город-гроб, что сжирал судьбы людские.

Маменька тяжело  болела. Я  перед сном  вставал на колени  и тихо молился. Мне казалось, что если я буду хорошим ребёнком, то  Бог меня услышит и маменька поправиться.


Зажигает свечку и говорит шёпотом: 

«Через минуту я пойду спать,
И сейчас я за всё благодарю Тебя, Боже!
Прости меня за то, что я сделал плохого,
Мой любимый небесный Отец!
Отче наш… Радуйся, Мария…
Добрый Отец на небесах,
К Тебе возношу мою молитву.
За сегодняшний день, за Твои дары
От всего сердца Тебя благодарю.
А если грехом своим я Тебя оскорбил,
То на коленях прошу у Тебя прощения.
Пусть я усну с именем Твоим на устах,
С Твоей святой благодатью
И Твоим прощением.
Аминь.»

Дует на свечку, и всё уходит во тьму


6 ЭПИЗОД.

 Где- то тут стоял мой дом. Нет чувства горести или сожаления. Не буду ходить и как нищий искать обломки моего детства.

Я "отдал себя  морю".  Большинство моряков ведут  оседлый  образ  жизни. По натуре своей они - домоседы, и их дом – судно, родина - море.
 На фоне  окружающей  обстановки,  которая  никогда  не  меняется,  чужие берега, чужие лица скользят мимо,  окутанные не ощущением тайны, а слегка презрительным неведением. Таинственным  для моряка является только море - его владыка.

Случайная  прогулка   на  берегу открывает  тайну целого континента, страны, города. Моряк приходит  к  тому заключению, что эту тайну не стоило открывать.

Человеческая память похожа на воду. Нанесёт песка, выстроить место для поклонения и смоет, как будто ничего и не было.

От памятника Джозефу Конраду осталась яма. Должен ли я закричать от боли на этот мир ?  Будьте вы прокляты! !!!

Такое чувство, что  небеса обрушатся на мою голову.

 Но ничего не случилось. Небесам нет дела до таких пустяков.


7 ЭПИЗОД

- Черная гряда облаков  пересекала  устье,  и  спокойный поток, ведущий словно к концу земли, струился мрачный под облачным  небом  - казалось, он уводил в сердце необъятной тьмы.

Апокалипсиса не будет.

P.S. Снят игровой фильм