Не отдам!

Наталья Нечай
Мне нравится бывать на кладбище, на этой священной земле. И не в религиозные дни поминаний, когда народу здесь бывает немало, а в обычные будни. Особое чувство умиротворения и покоя я испытываю, когда прихожу сюда в начале сентября, чтобы прибрать могилы родственников от сорняков. Солнце уже не палит так нещадно, как летом, и в то же время ещё ласково греет, даже припекая, если остановишься в своём движении.

Пробираясь между могил, каждый раз с горечью отмечаю, что их становится всё больше и больше, «город мёртвых» стремительно разрастается. Погост серебрится  бликами от гладкой поверхности памятников и блестящей краски надгробий и кажется призрачным, как бы парящим над землёй. Тишина. Только ветер гуляет по всему пространству погоста, расчёсывая плотные дернины низких плетущихся трав и высокий травостой своим могучим дуновением. Нет страха, только скорбь и покой овладевают каждым, кто приходит посетить это печальное место.

Я не люблю всматриваться в лица на портретах умерших, прочитывать их фамилии и имена, прощальные слова эпитафий. Потому что всегда бывает больно узнать о том, что кто-то из знакомых тебе людей уже преставился и почит в Бозе, а ты и не знаешь. Но иногда мимо воли глаза нет-нет, да и выхватят какую-то строку на надгробии. И тогда воспоминания долго не будут давать покоя, даже по пришествии домой.

Так было и в этот раз. Недалеко от родных могил я увидела «свежий» могильник, которого ещё весной, на «красную горку» здесь не было. В одной ограде было два памятника. По всему видать, что последний приют здесь нашла супружеская пара. Их лица на фотографиях мне показались очень знакомыми. Взгляд зацепился  за надпись: «А-а… Вот это кто! Я хорошо знала этих людей – Николая да Нину».

Что же с ними случилось? Почему так рано они ушли в мир иной? Когда-то раздирающая душу драма разыгралась в их семье и стала поводом для пересудов в нашем небольшом городке. И, видно, сильно она подточила их жизненные силы, что, едва отметив полтинник, бедняги оказались на этом погосте.

Я приступила к прополке травы на родительской земле, а в мыслях у меня начали обрывочно всплывать события почти тридцатилетней давности. Николая я хорошо знала – учились в одной школе, только был он года на четыре старше меня. Скажу я вам, отличным он был парнем: умным, серьёзным, ответственным, опять же – спортивным, симпатичным. Его холостяцкая жизнь была недолгой. На Нине он женился сразу после армии. Жили эти двое с детства на одной улице. Как говорится, в одной песочнице играли. Были ровесниками, только учились в разных школах.

Когда друзья начали на танцы бегать и встречаться с девушками, Николай, долго не раздумывая, начал ухаживать за Ниной. Были у них, как и у всех, и поцелуи под луной, и разговоры до рассвета, и пылкие признания. Но, надо сказать, этот период длился совсем недолго.  Каждый из них уже давно решил для себя, что другой половинки ему не сыскать. А, так как оба они были людьми серьёзными, а в их семьях ещё подрастали их братья и сёстры, которых родителям нужно было поднимать, они решили не тянуть со свадьбой и побыстрее начать самостоятельную жизнь. Родители, дружно жившие по соседству уже не один десяток лет, были рады такому выбору своих детей.

Николая, имевшего во время службы успехи в боевой и физической подготовке, вскоре пригласили на работу в милицию, инспектором по делам несовершеннолетних. Он, не раздумывая, пошёл. А Нина, успевшая окончить педучилище, пошла работать воспитателем в детский сад. Родители помогли молодым купить небольшой домик, здесь же, поблизости. И покатила их семейная жизнь радостно и спокойно. Супруги не успели заметить, как сами стали родителями: сначала родился старший сыночек Виталька, а через полтора года и Сашка подоспел. Всё шло чин чинарём.

Работа у Николая, правда, была беспокойная – рейды, ночные дежурства. Только и видела его Нина в редкие часы отдыха да сна. Но она не жаловалась, доверяла мужу и чувствовала себя самой счастливой женщиной в мире. И всё бы ничего, но в это же самое время в жизни Николая начало происходить что-то необычное, волнующее и неожиданное. По работе ему приходилось часто встречаться и много проводить времени с работницей местной администрации Мариной. Вместе они организовывали рейды вечерами, вылавливая на киносеансах для взрослых, а также в ресторанах и подвыпивших компаниях сомнительных подростков.

Марина была женщиной не простой. Любила роскошь и красивую жизнь. С мужем она развелась, прожив с ним чуть больше года. Мужчина не смог больше терпеть бесконечные загулы жены и её страсть к посещению «злачных» мест. Вначале Марина даже не обратила внимания на положительного во всём коллегу из «органов». Он не был мужчиной её романа – слишком порядочный, слишком обходительный и культурный. Но время, проводимое вместе молодыми людьми, зачастую в вечернее и ночное время, сделало своё дело. И, однажды взглянув с тоской на Николая, одинокая женщина подумала: «А почему бы и нет?».

Бесхитростный Николай и не заметил, как попал в сети к опытной охотнице. От невинных поцелуев пара быстро перешла к «постельному режиму». Совесть мучила мужчину, он давал себе слово прекратить эти грязные отношения, но Марина так ловко всё продумывала, что её возлюбленный, сам не зная как, вновь и вновь оказывался в её цепких объятиях. Скажи Николаю годом раньше, что с ним может такое произойти, он бы никогда этому не поверил. Никогда! Потому что был он воспитан честным и порядочным человеком. Это не для него какая-то там любовь-морковь на стороне! Так что же случилось с ним?

Изменщику стыдно было смотреть в глаза жене  - и он стремился уйти из дому даже тогда, когда можно было побыть здесь. Каждый Божий день он говорил себе: «Всё! Никаких больше тайных свиданий, никаких сумасшествий с Мариной». Но только встречал её, как всё начиналось сначала. Опытная любовница своим умением соблазна сводила его с ума. И, зарывшись лицом в её волосы, вдыхая  терпкий аромат её тела, он снова пропадал.

Их отношения уже не были тайной для сослуживцев и коллег. Лишь только доверчивая Нина по-прежнему ничего не замечала. И вот однажды после долгой ночи раздумий, когда совесть едва не загрызла его, мужчина решил, что у него есть только два варианта: или свести счёты с жизнью, или уехать с Мариной отсюда далеко-далеко. Да, он навсегда потеряет Нину, он никогда больше не увидит детей! Но другого выхода нет. К этому решению его подвела и ситуация на работе. Начальник, который в общем-то неплохо к нему относился, вызвав его на беседу, предупредил, что при нынешнем раскладе о продвижении по службе ему придётся забыть. А ведь так хорошо начинал! Такие были перспективы!

Николай начал думать, куда бы они могли уехать. И вспомнил, что где-то на краю земли, в Тюмени, в далёком таёжном посёлке живёт его дядя. Василий. Отцов  родной брат. Он давно звал племянника в гости, а, может и насовсем. Парень в юности мечтал поехать посмотреть на этот суровый край. И только женитьба и бешеный ритм жизни этому помешали.

«Всё. Решено. Я так больше не могу. Объясню всё Марине – и поедем. Никаких долгих сборов. Возьму с собой только самое необходимое».

Женщину всё это забавляло тем, что было похоже на маленькое приключение. Выслушав Николая, и видя его постоянный страх и ежедневные страдания, она дала согласие на отъезд. Любовники быстро рассчитались с работы. Утром Николай, попрощавшись с ничего не подозревающей женой и детьми, захватив с собой только документы да несколько вещей, вышел из дому. По почте отправил записку родителям, извинившись за свой поступок и попросив сообщить о своём отъезде Нине. Через несколько часов они уже ехали в поезде, направлявшемся в Москву, а затем почти неделю добирались до таёжного посёлка, в котором жил дядя Николая.

То место, куда заехала влюблённая пара, действительно было на краю света. Через пару сотен километров простиралась  Томская область. Куда ни кинь взгляд – везде была тайга. В небо упирались своими вершинами сосна, пихта, кедр, ель, лиственница. Местные жители рассказывали, что в тайге обитают лось, бурый медведь, а также росомаха, волк, лисица.

Неожиданный приезд племянника, который больше смахивал на побег, взволновал дядю Василия. Но, подумав, он решил не расстраивать и без того расстроенного Николая, не подливать масла в огонь, а принять всё так как есть: всё в жизни бывает, может, и впрямь любовь. И, найдя для «беженцев» подходящее жильё, приказал обживаться. Конечно же, племянник поступил необдуманно и не по-человечески. Ну, уж что сделано, то сделано. Нужно продолжать жить.

Посёлок был небольшой, в нём проживало меньше тысячи человек. Рядом находилась ж/д. станция, для посельчан - школа, клуб, больница, почта, библиотека, несколько маленьких магазинчиков, частная лесопилка. Только выйди за посёлок - грибы, ягоды, кедровый орех и речка петляет в тайге вокруг посёлка. Недалеко – леспромхоз, о работе в котором племянника сразу же договорился Василий.

Жизнь пошла своим чередом. Марина, правда, скучала. Вначале эта романтика её забавляла. Она кинулась наводить порядок в доме, знакомилась с поселковыми. Но, чем дальше, тем всё скучнее становилась она. В посёлке не было ни баров, ни ресторанов, ни салонов красоты. Некуда было сходить покрасоваться в новом наряде. И её такая страстная вначале любовь к Николаю начала таять. Глядя на этого уставшего от тяжёлой физической работы, истощённого муками совести мужчину, Марина думала: «Что я надела? Зачем мне был нужен этот слабый, надорванный житейскими проблемами человек?».

И однажды, когда Николай пришёл с работы, Марина нашла удобный случай, чтобы попросить её отпустить съездить домой, забрать вещи.  Ведь она почти ничего не взяла, а Николай знает, как она любит хорошо одеться, принарядиться. Тем более что скоро зима. Мужчина не стал прекословить. «Так и быть. Езжай. Я буду ждать».

Нине, бывшей жене Николая, жилось всё это время не сладко. Новость, которую, стыдясь и плача, передала ей свекровь, ударила её, как обухом по голове. И в страшном сне ей такое никогда не снилось. Когда? Как просмотрела? Почему это случилось? Сколько слёз ночью пролила она на свою подушку, сколько дум передумала. В итоге женщина решила, что сама во всём виновата: слишком доверяла мужу. За делами и заботами не заметила, как их отношения охладели. Это беда – конечно, беда. Но ещё была и другая – это пересуды друзей и знакомых, соседей. Они преследовали женщину везде и всюду. На неё с жалостью смотрели подруги: «Брошенная».

Самыми душевными в этот период подругами для Нины стали её мама и… свекровь. Последняя чем могла, помогала невестке и неустанно твердила, что Николай к ней вернётся. Женщина не отвергала позывы свекрови к помощи, разрешала ей общаться с внуками.

И вот однажды, по прошествии нескольких месяцев после побега мужа, Нина услышала, что Марина в городе. Взволнованная свекровь прибежала и рассказала ей, что якобы видели знакомые мерзавку в ресторане, без Николая. Мужчины вокруг неё какие-то вились. Как всегда. Свекровь взмолилась:
- Нина, езжай к мужу, пока он один. Бери детей – и езжай. Только это нужно быстро сделать. Он одумается, вернётся в семью. Вот увидишь!

Нина начала отказываться наотрез от этого предложения. Что она совсем достоинство своё потеряла? Нет, этому не быть! Но потом задумалась: «А что, если правда, поехать? Ведь не она бессовестно увела мужа, а у неё. Имеет полное право вернуть, так сказать, своё. Во всяком случае – увидеться, объясниться. Ведь Нина так ничего и не поняла, хотелось услышать приговор из его уст. И она решилась: «Не отдам!».

Женщина мгновенно собралась в дальнюю дорогу, взяла детей и вышла из дому. Всю дорогу, до самой Тюмени, она молилась Богу - и чувствовала себя как никогда радостно и уверенно. В посёлке ей рассказали, где можно найти Николая. Когда тот пришёл с работы, его весело встретили сыновья. Его радости не было конца. Нина только пожала плечами и сказала: «А мы вот к тебе. Соскучились». Всё у них пошло, как прежде. И даже лучше. Семья вернулась домой. А когда любовница приехала назад в таёжный посёлок с вещами, мужчины в нём уже не было. Они разминулись. Её ждала только короткая записка из одного слова «Прости».  Посельчане посудачили-посудачили об удивительном случае – да и забыли.

Приехав домой, семейная пара, чтобы избежать пересудов, решила переехать жить в соседнее село. Там они завели подсобное хозяйство. Всего у них было вдосталь. В тот же год у них родилась и долгожданная дочь. Жили – душа в душу, ни в чём не упрекая друг друга. Оказывается, бывает и так, жизнь – сложная штука. Но, видно, недолгое житьё им было уготовано судьбой. Сначала Нина заболела неизлечимой болезнью и быстро ушла. А за ней и Николай не заставил себя долго ждать. И не болел особо. Говорили, от тоски по жене.

Случай этот, что я рассказала, кажется ничем не примечательный. Таких немало. А всё же примечательность в нём есть. Не каждая женщина сумеет так бороться за своё счастье, как сделала это Нина. Да, их уже нет. Собственно, все мы смертны. Но Бог дал такое испытание их любви и такое счастье потом, что и полвека стоит того, чтобы так его прожить! Они и сейчас вместе там, на небесах,  и счастливы…