Хосе де Рибера. Женская дуэль

Алина Алексеева-Маркезин
 
Хосе де Рибера.Женская дуэль.1636.Холст, масло. 235 ; 212 см Прадо, Мадрид

 Картина, датированная и подписанная Риберой, создана в Неаполе в 1636 году, как часть цикла из более чем тридцати картин на тему истории Рима, заказанных Рибере, Джованни Ланфранко, Доменикино и другим художникам.

         На картине изображена кульминация легендарного эпизода из истории Неаполя, случившегося в 1552 году, когда две синьоры — Изабелла де Карацци и Диамбра де Поттинелла — сразились на дуэли за любовь мужчины по имени Фабио Дзересола в присутствии маркиза Альфонсо д'Авалоса

           Поединок женщин из-за любви к мужчине был весьма волнующим событием, ведь прямо противоположная вещь - борьба из-за женщины всегда являлась обычным занятием мужчин. Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время.

          Сцена дуэли изображена в великолепном классическом духе, в стиле "Барокко". Все персонажи разбиты на две группы, резко различающиеся друг от друга. На переднем плане - две сражающиеся насмерть дамы, вооруженные мечами и щитами. Мы видим кульминационный момент поединка. Одна из них только что была ранена в шею и оказалась на земле. Другая держит в боевой готовности свой меч, которым она только что ранила соперницу, и которым она собирается нанести решающий удар.

           Лежащая дама, ослабленная раной, постепенно выпускает из рук свой меч, который виден на картине только частично, что по-видимому должно означать, что она уже не сможет его использовать. Тем не менее, она держит наготове перед собой щит, надеясь отразить следующий неизбежный удар соперницы. Поверженная дама вызывает глубокие симпатии - она женственна и прекрасна. Ее соперница выглядит менее женственной и более массивной. И все-таки, в отличие от множества полотен батального жанра, эта дуэль не выглядит слишком свирепо, даже несмотря на кровавую рану.

      Мягкие и округлые силуэты несут на себе налет эротизма. Сцена на картине сочетает в себе женственность, ярость и страсть. Одежда сражающихся напоминает древнеримскую, что несомненно делает эту пару похожей на классических античных амазонок.
          Мужчина сосредоточенно наблюдает за борьбой, не выказывая никаких намерений остановить смертоубийство. Он одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт.

             На заднем плане изображена публика - группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков.
Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами.

ЖЕНСКИЕ ДУЭЛИ В РОССИИ.

      Настоящий бум приходится на период правления Екатерины Второй, поскольку она сама была дуэлянткой в юности, подравшись на шпагах со своей троюродной сестрой. Наиболее плодовитым на женские дуэли в России оказался 1765 год - двадцать поединков.

            В девятнадцатом веке женские дуэли стали практиковаться в дамских салонах, например, только в 1823 году в салоне Востроуховой состоялось семнадцать поединков, причем опять-таки по воспоминаниям современников, российские дамы дрались без всякого изящества. Правда, смертельных исходов было значительно меньше, чем в странах Западной Европы, всего четыре из десяти, в то время как во Франции – восемь из десяти. К слову заметим, что средний показатель смертельных исходов у мужчин – два из десяти.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДУЭЛИ

        Интересно насколько она правдива.Июнь 1829 года, Орловская губерния. Между двумя помещицами, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов, их напряженные отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли.

      Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в березовой роще. После некоторых приготовлений, секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго. Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а ее соперница днем позже.

         Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.

ДУЭЛИ НА НОГТЯХ

 Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д'Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.