4. Чудесное насыщение

Римма Ефимкина
НА СТРАХ И РИСК

Я крошу шампиньоны к плову. Шампиньонами пестрят все подножия гор в округе, они здесь растут в промышленных масштабах. Я перешла через дорогу и нарезала за пятнадцать минут два ведра отборных грибов. Понадобится еще – нет проблем: они растут не по дням, а по часам. Завтра на утренней зарядке вся поляна снова покроется белоснежными тугими шариками, которые к вечеру подрастут, расправят шляпки на высоких ножках с воротничком, сначала розовые с изнанки, а потом они покоричневеют и, наконец, станут черными.

Грибы – моя истинная страсть. Я знаю их повадки и люблю, когда они играют в прятки. Но здесь все в открытую: трава низкая, и местные шампиньоны видны, как на ладони. Они, как и положено грибам, растут классическими «ведьмиными» кругами, с годами увеличивающими диаметр.

Я чуток нервничаю: почему местные их не собирают? Они точно съедобные? Я знаю, что есть одна разновидность шампиньонов, которая относится к малоядовитым – вдруг это она? Запах таких грибов должен отдавать карболкой, в то время как наши имеют тот самый шампиньоновый аромат, за который они особо ценятся в кулинарии.
 
Приношу на кухню, спрашиваю у девушки по имени Айдана, можно ли есть грибы. Та пожимает плечами. Подходит Ольга, молодая хозяйка лагеря, тоже понятия не имеет, съедобные местные шампиньоны или нет. Ну не едят они грибы, которыми сплошь покрыты их родные горы!

На свой страх и риск решаю приготовить их и попробовать. Если шампиньоны малоядовитые, худшее, что нам грозит – временное расстройство желудка. Зато уж если они съедобные, то будем пировать каждый день! Михал Сергеич кривится:

- Лично я не буду! Сначала вы попробуйте!

Зато Юра заявляет:

- Ничего от них не будет, давайте всю сковороду, я съем! Я на них вырос!

Решение принято. Я крошу грибы, а Сергей, наш кулинарный Бог, священнодействует над казаном. Под плов подписана вся группа – и мясоеды, и вегетарианцы, - плов-то с грибами! Мальчики поддерживают в костре средний огонь, девочки промывают в чистейшей воде Чулышмана рис, чистят морковь, лук. Из пакетика со специями доносится возбуждающий аппетит запах куркумы. Сергей оправдывается:

- Дома я, конечно же, сам составляю букет специй, а тут уж извиняйте, взял готовый, по-походному…

И вот последний штрих – в самое сердце созревающего плова Сергей погружает, держа пальцами за хвост, головку чеснока,  которая потом пойдет по кругу как особо деликатесный ингредиент для посвященных. Ждем.

КАЖДЫЙ САМ ПО СЕБЕ?

Когда мы готовимся к выездному тренингу на Чулышман, вопрос питания встает особенно остро. Меня забрасывают письмами, а я не могу на них ответить ничего определенного:

- Римма, мы будем питаться коллективно или каждый сам по себе?
- Я не знаю. Возможно, на территории лагеря будет работать кафе, выяснится это только на месте, связи нет. Поэтому на каждый экипаж нужно взять запас продуктов из расчета на неделю и посуду, чтобы готовить на костре.

В прошлый наш заезд кафе было и работало, мы заказывали утром кашу, в обед жареную пелядь и хариусов, а еще для мясоедов лепили манты из баранины. В любое время нам могли вскипятить воду для чая, потому что на кухне работает генератор и есть электричество. Но в одно прекрасное утро на закрытой двери кафе мы увидели листок бумаги с накарябанной надписью: «Все на покосе». А сейчас начало августа, как раз покос…

- А иногородним можно сдать деньги, чтобы купили продуктов?
- Не знаю, надо договариваться…

С кем договариваться, если люди не знакомы между собой? И каких покупать продуктов, если у каждого свои вкусовые предпочтения? В этот раз среди участников группы один сыроед, один вегитарианец, двое не едят мясо, а только рыбу, остальные тоже со своими прибамбасами. Свободного места в багажниках немного, а для самостоятельного приготовления нужны ведра, сковороды, разделочные доски, газовые мини-печки… Повара мы не можем себе позволить, нерентабельно, он занимает место в машине, которое может быть отдано участнику.

- Римма, а где мы будем брать питьевую воду?

Вот этого добра, слава Богу, хватает! Мы стоим прямо на берегу Чулышмана, в который непосредственно напротив нашего лагеря впадает Чульча. Вода кристально чистая, зачерпываешь ведро – и вся процедура, пей, не надо даже кипятить.

С костром тоже могут быть сложности. Например, все летние кухни-беседки и костровища могут быть заняты отдыхающими, и тогда нужно ждать, пока кто-то не съедет. Может так случиться, что дров нет – во время наводнений плавник сносит стремительной рекой. Чтобы осмыслить, насколько местное население зависит от природы, могу привести в пример случай, когда разбухшая от дождей Чульча с такой силой врезалась в Чулышман, что изменила его русло, и течением смыло часть берега вместе со стоявшей на нем баней. Баню сейчас отстроили в другом месте, посередине лагеря. А когда нет дров, то их привозят на тракторе и продают по 150 рублей за охапку.

В общем, заранее про еду сказать мне нечего. Но, как и всегда, волновались зря. Вот мы здесь, и с едой все разрешается наилучшим образом. Возле кухонной беседки пылает костер, а на длинном столе под крышей две газовые печки, поэтому готовить можно сразу три блюда трем командам. Поставили для продуктов отдельную палатку, в которую стащили весь провиант, по коробкам разложены фрукты-овощи, крупы-лапша, картошка, арбузы и дыни; мясные и рыбные консервы тоже в избытке. Свежий хлеб, творог и молоко покупаем в новом деревянном магазинчике, отстроенном за время нашего отсутствия, мед привезли из села Сростки, которое проезжали по пути сюда.

ПЯТЬЮ ХЛЕБАМИ

Аналогия, которая приходит мне в голову, чисто библейская: про чудесное насыщение Сыном Господним пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами. Взяв хлеба, Он преломил и раздавал чрез учеников, и всем хватило. Но и тем чудо еще не ограничилось. После трапезы оказалось еще несколько корзин оставшихся кусков. То есть еды, которой вначале было недостаточно, оказалось в избытке.

Это чудо, описанное сразу во всех четырех евангелиях, трактуют в том смысле, чтобы люди меньше радели о плотском, а занимались духовным. И еще: даже если мы имеем у себя малость, то и ее обязаны делить с нуждающимся. Трудно что-либо возразить, я полностью согласна. Но в этом описании чуда как будто есть еще дополнительный смысл.
 
Каждый раз, оказываясь в сакральных местах земли с духовными целями, я поражаюсь именно пищевому изобилию. На Пути Сантьяго нас сопровождал фруктовый рай: ежевика, виноград, яблоки, груши… Население выставляло для пилигримов вдоль дороги корзинки с инжиром и спелой сливой. В каждом приюте на столе с табличкой «Free» (бесплатно) вы могли взять оставленные другими паломниками продукты, включая не только картошку, луковицу, сахар, соль и оливковое масло, но и вино, приготовленную горячую пасту, пол-арбуза…

То же самое на выездных тренингах. Как-то в продуктовую палатку пробралась мышь и прогрызла коробку с печеньем, заготовленным на полсотни человек. Я обратилась к участникам с просьбой принести заначки к чаю. Это было незабываемое чаепитие, каждый метал на импровизированный стол все что имел, и про испорченное печенье ни разу не вспомнили.

Здесь, на Чулышмане, чем меньше остается продуктов к концу пребывания, тем изысканнее становятся трапезы. На газовой печурке в самых стесненных условиях девчонки умудрились испечь румяные блинчики и подать с медом и густыми деревенскими сливками. Но на другой день и этот рекорд побит: Светлана испекла оладьи из свежих кабачков! Чулышман помнит и пасту с соусом болоньезе. И чай с чабрецом, собранным здесь же, среди валунов. И салат с луком-слезуном, который растет в изобилии на горных склонах.

И вот сейчас вершина творения – плов, коллективно сготовленный под предводительством Сергея на живом огне. Торжественный момент: казан водружают на длинный дощатый стол, покрытый красной праздничной скатертью (да, и такая нашлась к случаю!), Сергей приподнимает крышку… Горячие волны аромата ударяют в ноздри, в нем явственно читается грибная нотка. Пробуем. Нет, едим!

Да, чуть не забыла успокоить читателей: с шампиньонами оказалось все в порядке!