День ангела

Павел Клочев
- ... ну, он нас на кухне оставил, а сам в комнату спать ушел. Ну, подождали немного, пока он уснёт, я топор из сумки взял в руку, за спину спрятал. Дверь в его комнату открыл потихоньку, зырю: Рудик ко мне спиной лежит на тахте, а в комнате темно так и только на полу прямоугольник света с коридора и мой чёрный контур в этом прямоугольнике, прикинь, с топором, аж, жутко самому стало. Ну, подошел я к нему и рубанул его лезвием топора по голове. Он скатился с тахты на пол: лежит, прикинь, хрипит. Я его еще раза два рубанул, весь, мля, в кровишши уделался. Потом зову подельника, подаю ему топор, говорю, давай тоже...
... Я гляжу на оживлённого, постоянно жестикулирующего молодого парня, выкуривающего одну сигарету за другой, что не мешает ему не подбирая слов, со всеми подробностями рассказывать мне то, что я стремился услышать в течении всего этого, ох, непростого для меня года. Ловлю себя на мысли, что не чувствую к Владиславу ни ненависти, ни брезгливости... Наоборот, изредка понимающе киваю головой, чем невольно подбадриваю говорящего: стройного, кареглазого паренька, который даже в условиях следственного изолятора, где кажется всё пропитано слизистой вонью человеческих миазмов, выглядит чистеньким и опрятным.
- ... и когда я, дядя Паша, на девятый день, вместе с его родственниками и друзьями, пришел на кладбище к нему на могилку, то там, прикинь, чуть от страха не загнулся... Короче, когда встал на колено, упёрся в могильный холмик одной рукой, а другой глаза прикрыл, ну, типа, плачу - а я знал, что на меня все пришедшие смотрят- вот тут такой ужас меня охватил, что впервые за всю мою жизнь, прикинь, почувствовал как волосы с низа затылка, волной, у меня на голове дыбом встают!... Я то ведь знаю, что тот, кто метра на два ниже лежит, убит мною. Ну, думаю, мля - щас как схватит меня из могилы!...
... " Кающегося" увёл конвоир на обед, а я остаюсь в прокуренной следственной комнатке мурманского изолятора ожидая конца приёма пищи убийцей. Гляжу сквозь зарешеченное мутное стекло окна на растрескавшийся асфальт безлюдно-унылого плаца этого учреждения, а память невольно возвращает меня к событием годовой давности...
... Утро последнего на неделе рабочего дня: любимая бюджетниками пятница. 25 марта. Именно в этот день 34 года назад я появился на свет. Уже расцелован сонными, поднятыми кто в школу, кто в детсад, сыновьями; выслушаны по телефону добрые слова-поздравления мамы.
Давно решен вопрос о чествовании меня всеми представителями семьи в выходную субботу, а сегодня вечерком, после работы, я "проставляюсь" своим операм-волчарам и близким товарищам-друзьям из отдела. Время сбора уже оговорено; начальник криминальной милостиво позволил использовать для сего торжества свой презентабельный и незахламлённый вещдоками кабинет; супруга знает к какому часу принести ёмкости с отварной горячей картошкой и гуляшом; на кармане - деньги для приобретения сопутствующего к закуске... Но уже в 11 выбито из всех сосущее, томительное ожидание вечернего корпоративчика сообщением: произошло убийство.
... Однокомнатная квартира на четвёртом этаже "пятиэтажки". На ковровом покрытии, возле тахты, лицом вниз лежит труп парня всем нам хорошо известного. Кто в посёлке не знал Рудика - молодого мастера по изготовлению качественных мебельных гарнитуров, дверей, рам... Ужасающие, рубленные раны в затылочной части головы, парню никаких шансов на жизнь изначально не давали. Заворожено смотрю на стены и потолок комнаты: как-будто сумашедший художник-авангардист макая кисть в красную краску, маховыми движениями руки разбрызгивал её вокруг себя. Но не краска это... Обращаю внимание на квадрат чистых, не забрызганных кровью обоев на стене чуть выше тумбочки. Понимаю, что стоял здесь телевизор вынесенный впоследующем убийцей.Позже, когда уже вынесли тело убитого, девушка Рудольфа, отпоеная нами корвалолом , с лицом опухшим от слёз, мертвенно-монотонно перечисляет следователю прокуратуры, что ещё отсутствует в квартире кроме телевизора: музыкальный центр..., куртка кожаная..., перчатки..., парфюм..., немного денег из кошелька...
... Часа в 3 ночи, вымотанные и опустошенные безрезультатными поисками убийцы, сидим вокруг стола в моём кабинете и наворачиваем разогретый на электроплитке дежурной части, прямо из кастрюльки, гуляш с холодной картошкой. Нас на одного человека больше: лихо, без жеманства работает ложкой и челюстью прибывший вечером из Мурманского управления уголовного розыска, седой как лунь, подполковник Воскресенский. Отношения между операми работающими на "земле" особые, козырянием ежеминутным, как правило, не пахнущие - врут фильмы. Уважение к опыту и навыкам, умение в экстремальной ситуации принять единственно правильное решение - вот критерий оценки опера, основание для его уважения. В который раз напоминаю гостю о необходимости тщательной отработки на возможную причастность к совершенному преступлению брата двоюродного убитого, некого Владислава, выехавшего из посёлка "на ловлю счастья и чинов" в г. Мурманск, вместе с местной девушкой. Не выходил у меня из головы этот Владик, так как знал его как облупленного еще по его малолетним похождениям, да и вернулся недавно он из мест лишения свободы, куда я его и определил за ряд краж дерзких на три года. Помнил я месячной давности беседу с ним в моём кабинете после его освобождения. Насторожили меня тогда его разгольствования о "праве сильного" и нескрываемое восхищение беспредельными "братками" с которыми жизнь его столкнула на зоне. Заверил меня тогда Воскресенский, что отработку Владислава он уже по телефону поручил опытным операм. На следующий день, на оперативном совещании по этому делу, доложил он мимоходом, что версия с Владиком отработана и увы, бесперспективна: отрапортовали ему из Мурманска, что у брата убитого - стопроцентное алиби. Это я уже через год узнал из уст самого убийцы, что когда в Мурманске к нему зашли в снимаемую им квартиру опера и пригласили его проехать с ними, то он лихорадочно одеваясь при них в коридоре, молил своих бесов, что бы менты не зашли в комнату( где стоял телевизор убитого) и не заглянули в ванную, где отмачивались в тазике от крови его куртка и брюки.
... Каким был тот год после убийства - только я знаю. Год прятать глаза от вопрошающих взглядов родственников убитого и жителей посёлка потрясённого этим преступлением, это , знаете ли... Сколько раз довелось выслушивать мне:
-... Лучше бы убийцу искали, чем моего (сына-брата-мужа) за какую-то "несчастную" кражу сажать... Что?... Слабо?..
... "Не слабо" оказалось... И раскрутка этого преступления началась - вы не поверите - 25 марта, ровно через год!... Днём получил казалось бы малозначимую, на первый взгляд, информацию о том, что из Мурманска прибыла в посёлок на постоянное место жительства, нагулявшаяся подруга Владислава - некая Анжела, поделившаяся кое с кем информацией, что "у Владика заморочки с милицией там в городе". Входит в кабинет доставленная Анжела... Оп-паньки?!... А, что ж это, глазки у неё такие испуганно-бегающие: совсем не похожа на ту дерзкую, постоянно возмущающуюся "незаконными" действиям сотрудников милиции, девицу... Через час беседы ставлю в известность руководство отдела и прокуратуру о показаниях Анжелы о том, с кем выезжал в посёлок из Мурманска Владик; на чьей машине; что привезли из радиоаппаратуры на следующий день в снимаемую квартиру; о её "постирушках" кровавой одежды своей пассии: о том, что мать Владика, в тот период находившаяся в областной больнице, дала показания обеспечивающие алиби её сыночку по его просьбе; что сейчас он находится в СИЗО за десятки совершенных им квартирных краж.... Увёл суетливый следователь прокуратуры- ещё не верящий в то, что дело стронулось с мёртвой точки- сжегшую за собой все мосты Анжелу к себе для более подробного, обстоятельного допроса, а я, оставшись в кабинете один, курил, слушал о "глазах чайного цвета" в исполнении великого Ободзинского и буквально физически ощущал как парит-летает душа моя сбросив годовую тяжесть...
... - А, что же я сижу то? - пронеслось сполохом в голове, - у меня же сегодня - День Ангела! И замер, впервые за день оценив всю странность временных совпадений... Даже зная, что на завтра предстоит поездка на встречу с убийцей в СИЗО где предстоит с ним ещё "пободаться" (да куда он, теперь, денется!), ух, и усугубил я за вечерним, праздничным столом!
... Владислав был приговорён за убийство своего двоюродного брата - по совокупности с его многочисленными кражами - к 21 году лишения свободы; его "подельник" - быкообразный и недалёкий, со странной фамилией Монголу - к 18 годам...
... Несколько лет назад, вечером, просматривая видеокассету из далёких уже тех годов запечатлевшую свадьбу племянницы, вздрогнул, увидев случайно попавших в кадр стоящих рядом и о чём-то весело беседующих в яркий солнечный день под козырьком подъезда, двух братьев двоюродных: Рудольфа и Владислава... В белых рубашках... Курят... Смеются... Братья...