Через Чексинские пороги

Владимир Юриш
1969 год. Мы закончили геологическую съёмку южной части наших листов, был уже конец сезона и нам предстояло сплавиться по реке Уса со всем нашим снаряжением, образцами и полевыми картами. Для этого у нас было несколько надувных резиновых лодок. Лодки были уже не новые, кое-где шипели, и нам приходилось их на ходу подкачивать. Но другого выхода не было. Погрузились на лодки и поплыли караваном вниз по Усе. По пути мы должны были взять наш выкидной отряд. Когда мы подплыли к тому месту, где они стояли на левом берегу Усы, то увидели такую картину. Пылает костёр, вокруг него устроены из жердей сушила, на которых висят спальные мешки и в одном из них – дыра, в которую человек может пролезть, и дыра ещё дымится. Вокруг бегает Тамара Добровлянина (наш техник-радиометрист) и нещадно ругается. Выяснилось, что ночью был хороший дождь палатка промокла, спальные мешки хоть выжимай. И вот их решили просушить и вот, что из этого получилось. Ладно. Загрузили бедолаг в лодку и поплыли дальше. А дальше были Чексинские пороги. Близ устья речки и посёлка Чексу река сужалась до ущелья, поперёк русла из воды торчат огромные каменные зубья. Вода вокруг них бурлит, как бешеная. Тянулись эти пороги с километр и имели они очень дурную славу. Здесь было расшиблено о камни множество карбазов (конных лодок, посредством которых многие десятилетия снабжались всем необходимым Ивановские золотые прииски в верховьях Усы). Здесь погибло много людей, и рассказывали, что во время полой воды весной, когда шёл молевой сплав леса, если бревно налетало на камень, то расшибалось в щепы. Но сейчас вода ещё малая не такая бешеная, как весной, надеемся проскочить.

И вот пороги. Наш караван растянулся по реке. В моей лодке, кроме меня – Игорь Евдокимов – геолог, выпускник Новосибирского университета. Впереди нас лодка с семейством Хныкиных: Жора Хныкин и его жена Тамара Добровлянина. И вот мы слышим:
- Давай влево, давай вправо, прямо держи, куда ты правишь, растяпа! И так далее.
Гулкое эхо многократно дублирует по ущелью Тамарины распоряжения и комментарии, лодочка бестолково тычется во все стороны. И это на порогах! Будь бы ровная вода.
Игорь сидит на корме и не вынимая изо рта сигарету мрачно предрекает:
- Сейчас сядут. И через минуту:
- Всё, сели.
 И действительно Жорина лодка прочно сидит на каменном зубе, а вокруг вода бурлит с таким грохотом, что даже Тамару не слышно. Хорошо ещё, что камень оглажен  и не пропорол лодку. Мы с Игорем каким-то образом подошли к ним справа, Пётр Федотович на своей лодке подошёл слева, общими усилиями сняли лодку с камня, рассадили Жору с Тамарой по разным лодкам, в их лодку кто-то сел и дальше мы благополучно прошли весь порог. А дальше наш сплав прошёл уже без всяких приключений – спокойно и неинтересно.