Русский апостол на Святой земле

Лора Кольт
Русский апостол на Святой Земле
 

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, откуда пошли слова «паломник» или «паломничество». Оказывается, в основе его лежит латинское «palma» – пальма. Когда-то у верующих, совершавших странствие к святым местам, был такой обычай – привозить из Палестины пальмовую ветвь. Помните, у Михаила Лермонтова:
… Заботой тайною хранима,
Перед иконой золотой,
Стоишь ты, ветвь Иерусалима,
Святыни верный часовой!

Еще полтора десятилетия назад Россия практически не знала, что такое паломничество, но сегодня все изменилось, и православные христиане, так же как верующие из других государств, могут предпринять поездку в Иерусалим, чтобы поклониться христианским святыням.
Но мало кто из них догадывается, что этой возможностью они в немалой степени обязаны нашему земляку, уроженцу деревни Батурино Шадринского уезда Тобольской губернии Андрею Ивановичу Капустину – архимандриту Антонину.
О его подвижнической деятельности на благо России и православия в скором будущем расскажет фильм, который снимает режиссер ГТРК «Регион-Тюмень» Людмила Борисова.
– Два года назад по приглашению Тобольско – Тюменской епархии мы получили возможность побывать на Святой земле, – рассказывает Людмила Петровна. – Итогом этой поездки стала передача «Паломничество во Святую землю». Но интерес к этой теме появился еще раньше, когда вместе с оператором Юрием Сапчуком мы сняли фильм «В миру Андрей Капустин» – про нашего великого, не побоюсь этого слова, земляка.
В Иерусалиме мы еще раз убедились, что это имя звучит повсюду – в Горненском ли монастыре, на горе Елеон или в Гефсиманских садах. Везде с теплотой вспоминают отца Антонина.
Он родился в 1817 году в семье причетника (позднее – священника) Ивана Леонтьевича Капустина. Дед его, прадед и прапрадед тоже были священнослужителями; из семьи местного священника происходила и его мать –  Мария Григорьевна Варлакова. В деревне, где сейчас никто уже не помнит семью Капустиных, до сих пор стоит храм, построенный стараниями отца будущего архимандрита.
– В 1991 году, – вспоминает Людмила Борисова, – когда мы только начали снимать фильм об отце Антонине, батуринский храм стоял разоренным. Интересно побывать там сейчас, посмотреть, возродилась ли святыня.
Этот фильм мы делали вместе с Татьяной Топорковой (ныне – зав. отделением журналистики ТГУ). В архиве поинтересовались, часто ли спрашивают документы, связанные с именем Андрея Капустина. Оказалось, что мы – первые. Зато в Далматово нашли краеведа, который рассказал нам много интересного.
Грамоте его учил отец по Псалтири, а в 1826 году Андрей ушел учиться в Далматовское Духовное училище, которое находилось в Далматовской обители – первом монастыре, построенном на реке Исети аж в 1644 году. Несмотря на побои и зубрежку ненавистной латыни, архимандрит Антонин вспоминал  об обители почти с нежностью и на смертном одре отписал ей, по духовному завещанию, кабинетный крест с алмазами на память о воспитаннике и в благодарность за преподанные азы наук.
Проучившись пять лет в Далматовском Духовном училище, Андрей поступил в Пермскую Духовную семинарию для продолжения образования.
А в 1836 году перешел в Екатеринославскую Духовную семинарию, где ректором был его дядя Иона (магистр Московской Духовной академии, впоследствии епископ Екатеринбургский). Именно в Екатеринославле  раскрылись его таланты, среди которых особенно выделялось знание греческого языка и любовь ко всему греческому. Недаром впоследствии отец Антонин признавался, что часто ловил себя на том, что думал по-гречески.
В 1839 году он получает назначение в Киевскую Духовную Академию и в 1843 году заканчивает ее вторым по разрядному списку студентов.
Можно много рассказывать о деятельности отца Антонина на благо православной церкви и русской науки – никому неизвестный священник очень скоро стал персоной весьма заметной  среди русских и греческих византологов. Четыре научных общества почли за честь избрать его действительным членом, его книга о древних афинских надписях произвела в Петербурге подлинную сенсацию, его статьи по эпиграфике переводились на европейские языки. Антонину принадлежит систематический научный каталог 1348 греческих и славянских рукописей монастыря св. Великомученицы Екатерины на Синае. Его сочинения, регулярно выходившие в российской печати, монографии, дневники, его библиотека и музей говорят о неординарном человеке, достойном представителе русского богословия и русской науки. Но главным делом жизни архимандрита Антонина стало служение России на посту начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме – он стал им в 1869 году.
Святая Земля переживала тогда мощное вторжение западного миссионерства. Десятки католических «падре» и протестантских пасторов неустанно трудились над «уловлением» арабских душ и не забывали попутно скупать земельные участки - сначала в Иерусалиме и окрестностях, а потом и по всей Палестине... В то же время паломники из России не имели никаких условий для совершения странствий по святым местам. Поэтому главной своей целью архимандрит Антонин считал не только приобщение местных жителей к православию, но и в заботу о посещавших Святую землю русских богомольцах.
Мамврийский Дуб – первое приобретение отца Антонина. Дерево это, возле которого Святая Троица явилась Аврааму в виде Трех Странников, находился в мусульманском городе Хевроне. Среди местного населения бытовало поверье, что ислам погибнет, как только в Хевроне зазвучит колокольный звон, поэтому возможность купить Дуб от лица Миссии была полностью исключена. После долгих и томительных переговоров, владелец участка, где рос дуб, продал его драгоману (переводчику) русской Миссии Якобу Халеби, верному помощнику отца Антонина.  "Торжеству и радости не было конца", – пишет отец Антонин в своем дневнике.
Кстати, большинство приобретений Русской Духовной Миссии было сделано на имя Якова Халеби, поскольку практически до конца 19 века приобретение земли иностранцами в Иерусалиме было запрещено.
Драгоман Халеби был правой рукой, ближайшим поверенным и лучшим другом начальника РДМ на протяжении почти 30 лет. Забавную парочку – архимандрита Антонина в старенькой рясе, в черной камилавочке, передвигавшегося на маленьком сивом ослике, а чуть поодаль от него гарцевавшего на гнедом жеребце драгомана нередко можно было встретить в различных уголках Палестины. Они напоминали Дон Кихота и Санчо Пансо, только поменявшихся средствами передвижения. «Яков Егорович украсил всю мою жизнь», – сказал о нем отец Антонин.
В 1872 году состоялось важное событие: был освящен Троицкий собор, ставший главным храмом Русской Духовной Миссии. Собор построен по проекту русского архитектора Мартина Эпингера, иконостас изготовлен в Санкт-Петербурге, а золоченые Царские врата – вклад председателя Палестинского комитета Великого князя Константина Николаевича. Палестинский комитет был учрежден еще в 1858 году императором Александром II.  После паломничества на Святую землю Великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича в 1881 году комитет был преобразован в Императорское Православное Палестинское Общество.
В период с 1868 по 1889 годы отец Антонин приобрел – здесь несколько больших земельных участков на горе Елеон, неподалеку от места Вознесения Господня. Участки сначала были обнесены каменной оградой и засажены масличными деревьями, а позже усилиями архимандрита был сооружен Спасо-Вознесенский храм и 64-х метровая, самая высокая во всей Палестине колокольня с большим русским колоколом. Существует легенда о том, как строилась эта колокольня: в памяти отца Антонина сохранилось воспоминание о том, как на далекой родине своей, на Урале, в одном из его уездных городков – в Верхотурье он с восхищением и с замиранием сердца взирал на уходящую в небо колокольню при соборе святой Троицы. Иерусалимский вариант уральской колокольни воплотили в жизнь итальянские архитекторы и строители. И сегодня величественное строение, получившее название «Русская свеча», господствует над окрестностями Иерусалима. Тем, кто отважится подняться на самый верх по винтовой лестнице в триста ступней, откроется великолепный вид на Иерусалим и всю Иудейскую пустыню с ее горами и синевой Мертвого моря вдали.
Кстати, еще при жизни отец Антонин пожелал быть похороненным в Спасо-Вознесенском храме. Его могила, обнесенная ажурной решеткой цвета золотистой охры, возвышается в северо-восточной части храма.
Архимандрит мечтал о создании на Елеоне мужского монастыря, но почему -то монахи здесь не приживались – они приходили и уходили, и постоянно при храме жили лишь иеромонах Парфений и схиеромонах Памво. Так продолжалось, пока на Елеоне не поселилась русская женщина Мария Миловидова, принявшая монашеский постриг с именем Евпраксии и получившая возможность собирать вокруг себя сестер-единомышленниц. И 12 августа 1906 года в годовщину рождения архимандрита Антонина при Спасо-Вознесенском храме открылась женская монашеская община, которая существует до сей поры, несмотря на войны и бедствия, сотрясавшие Святую землю.
В 1871 году, когда еще строился храм на Елеоне, архимандрит Антонин уже купил в местечке Эйн-Карем – в евангельской Горней – оливковую плантацию, где возникла женская община монастырского типа, а затем и женский Горненский монастырь – ныне одно из самых посещаемых русскими паломниками мест. Всего за десять с небольшим лет здесь был построен и в 1883 году освящен храм во имя иконы Казанской Божьей Матери.
– Архиереи называют нас русской лампадой, горящей на Святой земле, – говорит монахиня Иустиния, насельница Горненского монастыря. – И все это благодаря архимандриту Антонину. Русский апостол – я бы так его назвала.
– В Горненский монастырь мы попали 6 мая, – рассказывает режиссер Людмила Борисова, – в день святого Георгия Победоносца. Это день тезоименитства настоятельницы монатыря матушки Георгии. Было очень много народу. Примечательно, что служба проходила в Казанском соборе – он начал строиться еще в XIX веке, строительство приостановилось в первую мировую войну, и долгое время храм стоял недостроенным. И вот в этом году паломники, наконец, смогли увидеть его красоту.
Архимандритом Антонином было куплено и законно оформлено 13 участков, площадью около 425 000 кв. метров, стоимостью до миллиона рублей золотом. Всего же насчитывалось около 40 приобретений. 
– Он стяжал здесь, в далекой от России земле, богатства духовные и материальные, – говорит нынешний начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон, – чтобы благодарные потомки воздыхали в молитвах об этом человеке.