Генеральша

Галина Алинина
На этой улочке, что протянулась одним порядком  параллельно тихой речке нашей, неказистые старые домишки казались уютными из-за аллеи, образованной высокими стройными берёзами, что росли возле каждого дома. Им далеко за полусотню лет. А посажены  они были старыми  жителями в тот год, когда  вдруг был начислен налог на  яблони, груши и сливы,  что вольно росли в деревенских огородах, не ведающие своих  сортов.
Испугавшись поборов, нищий наш люд дружно стал вырубать сады под корень, до последнего дерева, занимая положенные «сотки» земли неизменной и спасительной картошкой.

Мудрая председатель сельсовета,  Марфа Ефремовна,  объезжая на двуколке деревню и обнаруживая невиданные истребления садов, увещевать  народ  о  противоправности  «деяний» не стала, а, в первые же весенние дни, привезла из  соседнего  лесхоза на полуторке целую гору  молоденьких берёзовых саженцев и лично проследила, чтобы против каждого дома, по нитке, были посажены деревца. Вот так, с годами, выросли они в чудную берёзовую аллею.  Подарил же Господь русскому человеку для утешения взора в горькой  жизни его берёзу, белую красавицу, тихую и величавую, что так  в ладу с русским характером.

Историю эту поведала мне тётушка моя, жившая на той улице. Подростком я частенько забегала к ней  по пути из школы домой, где всегда припасена мне была  лепёшечка с кружкой молока или другая какая-нибудь  постряпушечка.

Среди незаметных домишек улицы этой лишь один привлекал внимание,  обнесённый глухим  забором с затейливым узором кладки из красного и белого кирпича, что было роскошью в те годы почти непозволительной. Над крышей его вертелся флюгер в виде кораблика с флажком, а рядом возвышалась голубятня. Правда, не припомню, чтобы над  ней  вились голуби.

Хозяина этого дома  соседи, уважительно понизив голос , называли  «Генералом».  Видела я его нечасто. Зимой он  носил белый  полушубок, военные брюки, заправленные в огромные  валенки и высокую  папаху серого каракуля. Очки с толстыми линзами тяжело сидели на его хищном носу. Иногда он прогуливался, держа на поводке овчарку чёрного цвета, хриплый лай которой, перемежающийся с рычанием, наводил на меня ужас, когда я должна была пробегать мимо генеральского дома.  Звали собаку Страж.

Однако, самым любопытным персонажем  на улице была для меня «Генеральша». Впервые я увидела её морозным зимним днём в таком невообразимом наряде, что так и застыла с открытым ртом.  В старом  изношенном полушубке, подпоясанном широким  офицерским ремнём, в расшлёпанных валенках  с загнутыми носами и  шляпке. Кокетливой фетровой шляпке с  небольшими полями, надетой на чёрный шерстяной  платок.

Она тащила за собой санки с двумя вёдрами воды. Причём, санки не были для меня привычными детскими, а были копией настоящих деревенских саней,  в которые впрягают лошадей, лишь небольшие размером. По уличной  привычке, я приготовилась  поздороваться, но она не взглянула на меня.  Это было так необычно и невежливо, что я сочла – помешали густые   тяжёлые заиндевевшие ресницы, мешавшие  поднять на меня глаза и ответить.  Генеральша свернула  к дому и только тут, вздрогнув, я заметила над забором голову  мужа, внимательно следящего за женой.  Она толкнула калитку и голова исчезла. Конечно, я была уверена, что это их прислуга.

Однако, тётушка шёпотом рассказала мне, что это Генеральша и есть.   Просто, Генерал, до смерти, ревнует свою   жену. В бинокль наблюдает, когда она покидает двор.  Никто о них ничего не знает.  И   с женщинами, которые у колодца по-деревенски хотели с ней познакомиться, потолковать  о том, о сём,  она в разговор не вступила.  Засомневались даже – не глухая ли она? Да нет, не глухая…

                ***
Встреча, о которой я хочу рассказать,  случилась в  один из прозрачных, тишайших дней  бабьего лета, когда только невидимая мошкара тонкой струной напряжённо звенит в воздухе  да лёгкие  последние паутинки  доверчиво и ласково прикасаются к лицу. В тот день я, как обычно, забежала с портфелем к тётушке своей.

- Как ты кстати, - обрадовалась она. Возьми-ка  ведёрко,- было у неё такое литра на два,- да, сбегай к речке на огород.  Я пирожки затеяла с капустой, с яйцами. А ты  «поздники»  набери, - так зовётся у нас паслён, который в достатке растёт среди посадок картофеля, -  ещё и  сладких - к  чаю,  испеку. Да, в овражек загляни  - ежевика должна поспеть. Сбегай, моя золотая!

Заросшим  лопухами и чистотелом переулком, размахивая ведёрком,  весело побежала  я к речке. На огородах не было в этот час ни души. Я торопливо начала  собирать с кустов, заботливо оставленных во время прополки, чёрные  ягодки, споро наполняя  невеликую мою посудинку. Вспомнив о ежевике, шагнула к  неглубокому овражку и вздрогнула:  на берегу речки, рядом с нашими мостками, сидела женщина  и неподвижно смотрела на воду. По приметной шляпке, издали, узнала Генеральшу.

- Здравствуйте, - смущённо  окликнула  я её.
- Вот смотрю – не насмотрюсь на лилии с кувшинками. Кажется, с детства в руках не держала, - промолвила она, не удивившись моему появлению,  словно, продолжая начатый разговор.
Я  снова бросила взгляд по сторонам. Вокруг – ни  души.  С готовностью и наивностью подростка предложила:
- За ними можно сплавать. Тепло.
- Только не хватает мне  сейчас раздеться! Вон он,  наблюдатель, начеку – во все глаза глядит. У него  голубятня, вроде, смотровой вышки, - усмехнулась она.
- Хотите, я сплаваю!
- Спасибо, не стоит.  Тебе сколько лет, девочка?
- Тринадцать.
- Молодой человек есть у тебя?
- Нет! – смутилась я.
- Вот тебе совет, - вздохнула она, -  придёт время, не выходи замуж за старика, замучает ревностью.  Как  мой, что  на 30 лет старше …
- Зачем же было выходить за него? -  воскликнула я, смущённая непривычной откровенностью взрослой женщины , но с  наивным максимализмом  неопытной девчонки.

-  Ох, девочка! - вздохнув, она  замолчала, и я остановилась в нерешительности - вежливо ли будет , просто так, небрежно, уйти от человека,  доверчиво, по-взрослому, заговорившего со мной. 

 - Мне только 10 лет было,- вдруг продолжила она, - когда арестовали моего отца,  он редактором   в газете работал. Мама ждала ребёнка и умерла во время родов, с не родившимся  братишкой моим. Меня забрали в  детприёмник, потом определили  в ростовский детский дом. Там и нашла меня мамина сестра, тётя Лёля.   У них  детей не было, вот она и уговорила  своего военного мужа  взять меня на воспитание. Шёл 1932 год , когда привезли меня в Ленинград.

Глеб Петрович редко бывал дома, всё – в командировках. А по возвращении, почти не замечал меня. Я его боялась и старалась не попадаться на глаза. Но, с годами, он становился внимательнее. Бывало,ласково так, обнимет за плечи, проверяя ошибки в школьных моих сочинениях, склонившись над тетрадью,  и от запаха хорошего одеколона охватит меня непонятное волнение.

- А что, Лёля, не приодеть ли нам  Анечку к выпускному, чтобы не стыдно было  показаться с нашей красавицей на балу.
И тётя Лёля  увлечённо занималась моим нарядом.  Потом был школьный бал,  и подружки завидовали, когда я, разнаряженная, танцевала с только начинающим седеть  полковником.  Было ему в то время – под пятьдесят.

Признаюсь, я  неважно училась в школе. И, когда провалила экзамены в медицинский, не слишком расстроилась. Перспектива - учиться ещё несколько лет меня  не прельщала.
Было решено, что расстроенная тётя Лёля поедет в санаторий, а я останусь следить за квартирой и котом. А осенью – видно будет... Но жизнь повернула иначе.

Генеральша надолго  замолчала , глядя на воду. Я,
 боясь, что она уже не продолжит, вопросительно и напряжённо не отрывала взгляда от её лица.
 
Наверное, в молодости она была из тех, кого называют – «хорошенькая». Блондинка с карими глазами и  замечательными густыми ресницами.  Уже немолодая, но следов седины не заметно. Только странно подёргивался её рот во время разговора.  Теперь-то, я понимаю, что это, скорее всего, был след пережитой  когда-то  сильной душевной травмы.

- Что же  - потом?
- Потом?  Потом -  суп с кото- о-о-м!  -  чуть нахмурившись,  протянула она  и вдруг торопливо , словно, вспомнив  оборванную нить разговора, продолжила, -  едва уехала  тётя Лёля, он признался мне в любви. Сказал, что ему предстоит перевод на новую должность и, поскольку, уже известно, что в Армии скоро будет вновь введено  звание – генерал,  он надеется  его получить.  Если я соглашусь уехать с ним, то вопрос о моей дальнейшей учёбе пока отменяется, я буду просто его женой, «генеральшей». И закружилась тщеславно моя голова.

- А тётя Лёля!!! – со страхом спросила  я,  внутренне сжавшись от любого ответа  Генеральши.

- Глеб Петрович успокоил меня, что этот вопрос он надеется решить безболезненно. Он оставляет ей квартиру и  обещает помогать первый год материально, пока она не устроится по специальности на работу в школу преподавателем.  Вообще, он не уверен, что ей захочется покидать город на Неве. А я тоже искала себе оправдание, чтобы заглушить голос  совести – мамочка моя лежала в земле, отец пропал без следа так, что было запрещено даже вспоминать о «враге народа», а она жила безбедно и беззаботно. Я тоже, наконец, имела право на свой кусочек счастья.

Глеб Петрович на время, пока  устроит развод, поселил меня на даче своего друга. Так что,  с тётей Лёлей я больше не увиделась.   Осенью мы уехали к месту его нового назначения и,  после  Ленинграда,  оказалась я в южном  горячем военном городке, где все друг друга знали, но даже  близкой подруги завести мне не удалось. Муж не терпел «бабских  посиделок». Неожиданно, оказался он   человеком суровым и, к тому же, жестоким ревнивцем. Простое обращение ко мне постороннего мужчины  с вопросом -  «который час», вызывало подозрение, что  это мой любовник.  Любой телефонный звонок соседки сопровождался проверкой. Я его просто боялась. Это была не та жизнь, которую я себе наивно рисовала. Может, со временем, расстались бы.  Но тут, через полгода – война.
 
Глеб Петрович убыл на  фронт, а я осталась одна в глубоком тылу.   Городок скоро  был переполнен эвакуированными семьями военнослужащих, уплотнение с жильём, госпиталь, где пришлось работать... Мне было только двадцать...  Всякое бывало ...   Но муж писал с фронта хорошие письма. Конечно,  перевёл  мне свой аттестат , чтобы я не нуждалась. В конце войны  получала от него посылки из Германии с нарядной одеждой.  Я была ему благодарна.  Кругом были одни вдовы, а у меня был  муж.

Вернулся он только к концу 1945.  Сильно постаревший, седой.  Не обошли его сплетни ... Конечно, вместе с ними взрыв болезненной ревности.
 
В начале 1947  разворачивались большие дела в нашем Семипалатинске. Его направили руководить одним из объектов.  Но он уже был болен.  И физически и морально. Война давала себя знать. Думаю, не напрасно, случилась у него  крупная авария. Грозил суд. Но обошлось  предложением отставки. Так мы оказались здесь, в этом  краю, где начиналась когда-то,  в палатках, в  лагерях,  военная служба  его.

Для лёгких ему был рекомендован сухой воздух.  Возвращаться в сырой Ленинград он не захотел. Выстроил здесь дом.  Не дом – крепость. И запер, наконец, меня в нём. Собаку завёл, которую я боюсь. Наряды мои под замком.  Видишь, в чём позволяется ходить,-  указала Генеральша на  серенькую вязаную кофту свою, -  надеется меня «состарить». Ему скоро семьдесят.  А мне сорок.

- А он, правда , генерал?   У нас его так зовут.
- Нет, полковник.  Не стала я обещанной «генеральшей», - усмехнулась она.   И вообще, теперь он меня корит, что биография жены, моя, то есть,  дочери  «врага народа»,  помешала ему сделать карьеру.

- Почему же Вы не ушли от него?  Разве можно так  жить?

- Некуда мне идти , девочка.  Ни жилья, ни специальности, ни родных. Только теперь заговорили о Берии,- понизила она голос,- и то, мой не верит... Однако,  я надеюсь навести справки об отце. Врач у нас был намедни. Предупредил меня, что  у Глеба Петровича прогрессирует неизлечимая  болезнь лёгких.  Теперь уж  не оставлю его. Вот ребёнка не смогла я родить. Как-то так... зря прошла жизнь.

- А что с тётей Лёлей?  - спохватилась я.

- Тётя Лёля, слава Богу, пережила блокаду, осталась жива.  Глеб Петрович, как-то, звонил ей. Поговорили...   Меня хотел пригласить. Родня, всё-таки.  Столько лет прошло.  Но она отказалась.

Заболтались мы с тобой, девочка. Что тётя-то скажет твоя, - указала она на моё ведёрко с ягодой. Да и мой, с биноклем, третий раз место на вышке своей меняет. Как бы, с собакой не пришёл.

                ***

Долго  сокрушённо качала головой  добрейшая тётушка моя.
- Вот ведь, наказал их Господь  - деток не дал. И счастья не дал. И как зло-то каждому возвращается ...  Раньше, перед священником бы исповедовалась. Да, церкви теперь нету.  А душу облегчить сердце просит.  Вот она и выбрала... тебя...  деточку  мою.  Ты уж помалкивай, доченька, коли случилось тебе, нечаянно чужую исповедь услышать.

Давно это было. 



Фото из интернета.