География. 4. Будни и праздники учителя географии

Людмила Сельская
Я записывала воспоминания Марии Романовны. Она удивляла меня всё больше - сколько у нее энергии и позитива...
               
               
                ***Записки географички***
               ***4. Будни и праздники учителя географии***

*****1.Курсы

Во все времена курсы повышения квалификации играли важную роль для учителя. Учиться необходимо постоянно. Учителя умеют искать, перенимать, использовать новое и делиться им. Курсы этим и сильны — общением с коллегами, с преподавателями. Хотя содержание занятий иногда спорное и бесполезное.

Памятными в моей жизни оказались курсы, проводимые в Москве, и экскурсия на Соловецкие острова. Впечатляющими были встречи с авторами учебников, преподавателями ведущих вузов.
На курсах я не любила проверки знаний и работу группами. Забавно, что эти методы мне нравилось самой использовать в реальности.

*****2.Олимпиады

Олимпиады по предметам — прекрасные события в системе образования. Даже в те времена, когда учителям бывало не платили вовремя зарплату, городские, областные и всероссийские олимпиады по предметам проводились. Деньги на поездки учеников и сопровождающих учителей на всероссийскую олимпиады выделялись.

О! Всероссийская олимпиада по географии — это мегаинтересное  событие. Дети и учителя съезжаются со всех регионов России. Ребята интересные, самые умные. Пока они соревнуются в знании теории и практики географии учителя имеют профессиональное общение на всех «фронтах»: экскурсии, лекции, новые книги, лица — все для них.
Мне довелось пережить эти события дважды: в Твери и Смоленске. Память об этом всегда со мной.

Вспоминается автобусная экскурсия по городу в Твери. Нас, детей и взрослых, возили, видимо, по традиционному маршруту и собирались поспеть вернуть к обеду. Мы не успевали на другой берег Волги к памятнику Афанасия Никитина. Но вдруг пальму первенства в рассказе о Твери перехватил мальчик из Кирова. Он уточнял даты и события, которые небрежно подавала  экскурсовод. Женщине стало перед нами, а более всего перед юным знатоком, неудобно за поверхностную подачу материала. В итоге, мы немного опоздали на обед, но на другой берег Волги к Афанасию Никитину нас свозили.

*****3.Экзамены

Экзамен по географии? Вы серьёзно?.. Подобные реплики были бы уместны от людей из моего школьного детства. Но в 80-е годы двадцатого века волею Минобра учащиеся сдавали несколько экзаменов по выбору даже в 7-8-х классах.
Географы и биологи несли немалую нагрузку, потому что дети чаще всего выбирали экзамены по их предметам.

Случай на экзамене — эта тема популярна, как среди сдававших экзамены, так и среди принимавших. Наверное, потому, что в этих ситуациях человека волнуют сочетание удачи, везения, успеха или их противоположностей.
Хорошо, что экзаменационные комиссии в школах состояли из нескольких человек, поэтому терять лицо перед коллегами нельзя. Иначе бы однажды я скончалась от смеха.

Мальчику Н. двенадцати лет достался не самый удобный билет: про широтную зональность. Это один из терминов, от которых глаза учащихся становятся стеклянными.
Ученик Н. был примечательный — непотопляемый, позитивный, крупный. Полбилета он одолел, и на широтной зональности решил не сдаваться. «Широтная зональность — это такое дело…где шире…где уже…» Он говорил все с серьезным видом, и я пока что была вполне серьезна. Но вдруг мне вспомнился рассказ классного руководителя, как Н. фотографировал класс.

Фотоаппарат стоял на треноге. Как только юный фотограф наклонялся к объективу, сзади у него отстегивались подтяжки. Он выпрямлялся, поправлял подтяжки и снова наклонялся к фотоаппарату. Так повторялось несколько раз. В общем, картинка  без комментариев.
Нелепый ответ ученика усилился этой картинкой. Мной овладел смех, беззвучный, по мере сил скрываемый.  Но как только за мальчиком закрылась дверь, смех унять не было сил.

Просмеявшись до слёз и объяснив коллегам причину моей истерики, конечно, я успокоилась. Но понятие «широтная зональность» приобрело новый подтекст.


Однажды на экзамен по географии в старший класс заглянула директриса. Женщина активная, энергичная, она стала принимать участие в работе экзаменационной комиссии. Я видела, что идет отвечать девочка-отличница, и не переживала.

Но ученица так села перед комиссией, что на запястье на ремешке часов стала видна пачка миниатюрнейших шпаргалок. Отвечала девочка замечательно, но директор встрепенулась и уличила ее в нечестности.

Мы рассмотрели шпаргалки: их размер был примерно два на три сантиметра. Записи состояли из непонятных символов, напоминающих клинопись. Выгонять девчонку с экзамена?
Директриса взяла список билетов и решила «погонять» виновницу по всему курсу. Ученица была напугана, но отвечала бойко и быстро на все вопросы подряд, как из пулемёта. Начальница наша оттаяла  и отпустила девочку без санкций.
Отличница при подготовке к экзамену выполнила только половину моих инструкций: шпаргалки писать, но на экзамен не брать! Зачем взяла? Ведь она ими не пользовалась.


На экзамене по литературе мне довелось принимать участие в проверке выпускных сочинений. Одна из тем сформулирована была примерно так: «Звездные часы человечества». Мы обратили внимание на удачную работу очень среднего ученика. Он описывал жизнь и достижения знаменитого физика. И делал это хорошо. Учителя были впечатлены.
Экзамен проходил в кабинете… физики. В какой-то момент мой взгляд упал на стену кабинета, где среди специальных таблиц по предмету висела газета с содержанием про… великого физика. Таким образом, ларчик просто открывался.
Ученик списал содержание. Но ведь он его нашел! А мы чуть всей комиссией не впали в заблуждение.


Дети — очень разные люди. Одним удаются устные экзамены, другие более успешны на письменных. Чем хороши были школьные экзамены в традиционной форме — комплексной оценкой ученика. Но и современная форма экзамена в виде ЕГЭ имеет право на существование. «Человек с улицы» ЕГЭ по географии не напишет. Для диагностики и сравнения подготовки учащихся ЕГЭ вполне адекватен.

*****4.Разборки

Работа учителя сопряжена с огромным количеством «разборок». Сколько сил, энергии, эмоций уходит на объяснение детям простых истин: нельзя обижать человека, бить его, портить имущество, воровать, пить, курить, сквернословить и прочая… Иной раз учителю противостоит неблагополучная семья, аморальная среда. А учитель не робот. В этом его слабость, но и сила. Он «сгорает» в своих трудах, но работа профессионала, позитивного и доброжелательного, сильнее информационных технологий.

В средних классах часто возникали проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек. Классический алгоритм конфликта выглядел так: девочка обзывает мальчика, и он дает сдачи по-пацански, то есть кулаками. Далее слезы, взаимные обвинения «он (она) первая». В подобных случаях большую эффективность давали «круглые столы».
Учитель приглашает детей, участников конфликта, вместе с родителями. Взрослые, кажется, готовы к бою. Они настроены решительно защитить своего ребенка. Но слово предоставляешь обиженным ученикам, которые рассказывают, что произошло. Диалог детей в присутствии родителей чаще всего честный и почти неагрессивный. Ребята высказывают взаимные претензии. Родители призывают к миру — следуют извинения конфликтующих сторон. Все довольны. Улыбаются, идут домой.
Возможно, впереди у них будут новые встречи по старым проблемам. Терпение — добродетель учителя и родителей.


За годы работы я поняла, что жаловаться родителям на ребенка,  следует осмотрительно. Чуть вы перегнете баланс в обвинениях, и получите отпор. Родительская любовь заслонит адекватность в ситуации. Вместо помощи от семьи вы получите обиду на всю систему образования, на весь мир. Грань между настроениями родителей очень тонкая.

Актуальной проблемой является отношение родителей к учителю. Процесс обвинения во всех бедах учителя заманчив и заразителен. Виня учителя, родители остаются один на один с ребёнком. Конечно, можно создавать себе комфортную психологическую среду, ссылаясь на учительскую глупость, тупость, предвзятость и тому подобное, но школьные годы пролетят, и родители получат взрослого оболтуса, а винить в огрехах уже будет некого.
Выстраивать учителю отношения с родителями — очень трудоемкий процесс. Рецептов немного, а тома диалогов исписать можно тоннами. Главное, не забывать, что учитель и родители — союзники в общем деле.



Родители учеников начальных классов обычно очень инициативные и деятельные, школу посещают активно, помогают своему ребенку решать задачи, писать сочинения, рисовать, шить мягкие игрушки и многое другое.
С переходом ученика в среднее звено родители словно «умывают руки»: теперь ребенок стал большим, должен все делать сам. Но должен — это не значит, что он умеет.
Если дети самостоятельные в начальных классах, они справятся с учебой в средних и старших классах без родительской опеки, но многим ребятишкам надо продолжать помогать и не бросать их на перепутье.


Когда впервые в школе появился охранник, это вызвало ажиотаж у некоторых детей, склонных к бурному протестному поведению. Мальчишки дразнили мужчину с дубинкой и провоцировали его на активное противодействие. Но стоило ему дубинкой немного задеть ученика— он и его приятели подняли шум, что охранник бьет по почкам. В школе стало проблемой больше.
А ведь до появления охранников всю дисциплину держали учителя, большинство которых женщины…без доспехов. Они вооружены взглядом, вечными уговорами и незыблемыми истинами.
 

Пожалуй, одна из самых трудных ситуаций в моей практике была связана с раскрытием кражи.
Учитель математики проверяла на перемене тетради, а сумка стояла на стуле за ее спиной. Вокруг учительского стола толпились дети… Вскоре женщина обнаружила, что у нее пропали деньги. Мне как классному руководителю предстояло выяснить, разоблачить, вернуть и тому подобное. Легко сказать…

Класс у меня был непростой. Мальчишки бедовые, которых, наверное, любил только завхоз, потому что когда терялись ключи, парни открывали любые двери, казалось, одним взглядом. Они не любили физкультуру и труд, вопреки известным стереотипам. Они могли неделю бродить по лесу. И однажды, когда мы с классом ушли в поход с ночевкой, радуясь, что «эти хулиганы с нами не пошли», они нашли нас по стуку топора.

Отогнав сомнения в способности раскрыть кражу, я продумала последовательность действий. Надо побеседовать с ребятами индивидуально. Выяснив, кто на перемене стоял вокруг учителя математики, я поговорила с ними. Дети легко назвали двоих похитителей.

Что дальше? Пришлось призвать на помощь «бюрократию»: я записала «показания» учеников, не выдавая имен.  Каждое происшествие было зафиксировано на отдельном листочке. Последним в стопе бумаги было обязательство вернуть украденные деньги учителю.

Пригласив мальчишек-воришек с мамочками, я не стала читать мораль. В школах преобладают учителя женщины — понятно, что наши нравоучения обесцениваются от их гигантского объема. Поэтому моя роль свелась к приглашению ознакомиться с результатами расследования и просьбе подписать каждый листок.

Конечно, картина была невеселая: мама с сыном читают, расписываются и в итоге оба плачут. Но в течение недели похищенные деньги были возвращены.  Какой ценой мне далось — этого никто не оценит.

*****5. Забастовки

Бастовали мы в девяностые годы дважды. Казалось, это страшный сон — школы замерли, учителя отказываются работать. Но это было в реальности. Росли коммунальные платежи, выплата пенсий и пособий по безработице задерживались. Срок задержки выплаты заработной платы учителям шел на месяцы. Особенно тяжко пришлось семьям, где оба родителя работали учителями.

Среди коллег бытовала грустная шутка: надо брать с нас плату за выход из школы. Ведь все работали в полную мощь даже без зарплаты. Новый директор на педсовете развел беспомощно руками: «Я прочитал все инструкции, документы. Нигде не сказано, что я должен вам платить заработную плату». Далее немая сцена.

Шутки шутками, но как жить? Жизнь заставила городской профсоюз активизировать свою деятельность. Люди узнали, как оформить протест, появились грамотные лидеры. А то ведь что не по правилам — уголовная ответственность.

На собрании коллектива провели тайное личное голосование. Не все решились на забастовку. Особенно муки совести испытывали учителя начальных классов. Те, кто был против, продолжали работать.
В итоге, на забастовку вышли большинство школ города.

Поздняя осень. Почти зима. Холод, пронизывающий ветер. Мы стояли на митинге у мэрии. А ведь легче шесть уроков провести. СМИ куражились: бедные педагоги в шубах!
ЗавРОНО ходила меж бастующих, а мэр уклонился от встречи.
Я смотрела на коллег — им забастовка была не в радость. Ведь потом придется самим догонять программу. Но главное — моральный удар по самой ответственной категории общества.

У меня было стойкое впечатление: обратись мэр к женщинам по-человечески, поговори по душам, ведь согласятся еще потерпеть, войдут в положение. Но не обратился, наоборот, сказал, что за работа такая — стоять с указкой у доски.
Забастовка длилась почти месяц. Точкой стал чемпионат мира по хоккею с мячом. Официальные лица заволновались, что учителя выйдут с требованиями на лед, и подписали необходимые документы.

К слову, недавно видела в книжном магазине книгу упрямого мэра, который давно на пенсии. Название кричало: «Я счастливый человек». Мне стало не по себе. А ведь прошло с тех пор более двадцати лет…

*****6.Путешествия

Походы, турслёты, поездки по стране — неотъемлемое кредо учителя географии. Так было всегда. Ситуации в походах и поездках складывались порой неожиданные. И ученики вели себя по-разному.

В конце двадцатого века мы по нескольку раз зимой вывозили ребят за город кататься с горок: кто на лыжах, кто на санках, особенно восторженно — на автомобильных камерах, плёнках и т.п. Обходилось без происшествий, без переломов. Зато веселья, удовольствия, восторга, азарта — море.
Но постепенно дети изменились. Они стали более подвержены травмам. Незамысловатое катание с горок потеряло былую удаль.

Один ученик у нас особенно попадал в неприятные истории. Собираемся  сворачивать лагерь на озере, загасили костер, вот-вот электричка появится. И в этот момент мальчик падает в воду!
В следующий раз он же, попав в разгаре игры в кучу малу, то ломает руку, то ногу. Мне приходилось постоянно держать его в поле зрения.

Другой мальчишка, который не преуспел в учебе, славился легендарной неусидчивостью, поразил меня неподвижным сидением с удочкой возле лунки. Часа четыре мы с детьми катались с горок — он ловил рыбу. Разве повернется язык назвать его неусидчивым?

Однажды я была удостоена справедливого упрека.
Мы с группой учеников заблудились в лесу. Казалось, лесная избушка с нашими рюкзаками находилась рядом. Ведь мы отошли от нее совсем недалеко. Дети смотрели на меня с надеждой, что я легко определюсь на местности.

Надо видеть, что такое северная тайга, и что такое речка, петляющая в лесу. Мы покричали, чтобы найти избушку по голосам второй группы, которая вроде бы оставалась там. Они активно нам отвечали, и встреча состоялась, но их руководитель тоже не мог сориентироваться. И тут мне было сказано устами «младенца»: «А еще географ!»
Избушку мы нашли быстро — она, действительно, оказалась совсем рядом.

Дети в летние каникулы много времени проводили в пионерских лагерях и в деревне у бабушки.
Но постепенно процент таких учеников стал уменьшаться — родители принялись вывозить детей на отдых за границу. А осенью они выкладывали свои впечатления в сочинении по литературе: «Как я провел лето».

Мне всегда было интересно узнать, где побывали ученики, что увидели, чему удивлялись. От устного собеседования я перешла к письменным рассказам. К этому меня подтолкнули бессодержательные диалоги с некоторыми юными путешественниками: хоть и возили их родители по городам и странам, но порой рассказать чада ничего не могли.

Поэтому в конце учебного года я объявляла классам задание на лето: сбор летних географических и экономических впечатлений. Его надо было выполнять…устно. Примерный план наблюдений я подробно объясняла. Он включал в себя анализ природы, погоды, деятельности людей, еды, особенностей поведения и жизни населения и тому подобное.

Задание давалось устное, то есть по меркам учеников, необязательное. Но осенью мы с детьми слушали массу интересные описаний. Не обделены вниманием были и те, кто летом никуда не ездил. Они рассказывали то, что не видели ученики, которых родители увозили. Оказывается, детей очень интересовало, а что было дома, какая погода, чем занимались их сверстники, лишенные пляжей Турции и Испании, какую рыбу ловили, сколько ягод и грибов собрали и т.д.

 
Сколько людей мечтает о путешествиях, столько же хотело бы остаться дома. Такую мысль высказал кто-то из великих. Большая вероятность, что это был Н.М. Пржевальский. Еще, помнится, было известное утверждение, что путешествия расширяют кругозоры, горизонты и тому подобное.

Не в самое благоприятное историческое время мы  с коллегой-географом повезли учеников двух классов в Москву. Дети, оказалось, не бывали в столице, потому что на дворе стояла эпоха отдыха у бабушек в деревне.
За окнами плацкартного вагона энергично увядала природа, но нас не пугали серые и холодные дни ноябрьские каникулы. Москва манила обещанными красотами, чудесами, возможностями, хотя доживала последний советский год, а дефицитные продукты продавала по талонам только москвичам.

Далее обратимся к записям в дневнике.
«Юные путешественники из города N. после бессонной ночи в поезде, котлет столичного общепита начала девяностых годов, двух-трех утомительных музеев и полкилограмма бананового мороженого на брата вяло заходили в вестибюль Дома Художников на Крымском валу. Очередной экскурсионный объект мало кого вдохновлял. Но…

Комфортный буфет затащил в себя юных ценителей флюидами ароматных запахов. Витрины с элегантными и миниатюрными пирожными и бутербродами выглядели «пиром во время чумы». Детские желудки, самоочистившиеся после
утренней котлетной диверсии, просто скрутили своих хозяев. Буфет заполнился жертвами кулинарного искусства. Педагогика была бессильна, и учительница Ирина Ивановна сдала это сражение коварному противнику. 

Она ходила по выставочным залам с небольшой свитой из самых стойких и идейных учеников. По залам струилось пение искусственных птиц, но Ирочке долго чудилось чавканье ее питомцев, доносящееся из буфета.
И вот – последний, верхний этаж. Ирина Ивановна сначала увидела опередивших ее детей. Они стояли окаменевшими истуканами. Большие картины отражались в их глазах. На них были куски и части человеческого тела. Разные части. И разные куски.
Они сияли мягкой белизной на одних картинах и ядовито краснели обнаженными мускулами на других, как будто с них только что содрали кожу.
Так юные ценители во главе с Ирой Ивановной превратились в заговорщиков.
Неизвестно, что дети рассказали своим коллегам, буфетным заседателям. Но глаза последних надолго затаили зависть.

На перроне вокзала в губернском городе N чадолюбивые мамы-папы тискали своих девочек и мальчиков, словно проверяя, тех ли им вернули детей, которых увозили.
— Ну, как ты? Где был, что видел?
— Я был в Доме Художника.
— Надо же!
 Возбужденная толпа потекла в сторону стоянок и остановок».
Обнаженка на страницах журналов еще не заполонила витрины киосков. А билборды с рекламой белья не были вкопаны.

*****7.Кабинет

Все-таки, какая система организации учебы оптимальна — кабинетная или обычная? Проработав тридцать лет в школах, я не смогу ответить однозначно. Конечно, кабинетная система удобна для предметника и разумна для ученика. Методисты знают подробный ответ.
Но хозяин кабинета ревностно бережет его, и тогда дети почти до звонка обитают в коридорах. А если ученики постоянно занимают конкретное помещение — разносят его «на молекулы». Получается, что при любой системе обучения эффективность организации учащихся зависит от учителя. Он и кабинет должен сохранить, и детей контролировать на перемене.

У меня почти всегда был кабинет и лаборантская. С одной стороны, работать удобно, интересно, качественно. Но чтобы содержать эти помещения в достойном состоянии, сил от учителя требовалось много.
В лаборантской находилось изрядно хлама. Но порой это были удивительные вещи! Например, стеклянные «слайды» из  тридцатых годов двадцатого века, на которых можно увидеть юных самураев Японии или красноармейцев, охраняющих границы на Дальнем Востоке.

Карты и картины требовали периодической починки. А в кинопроекторе иногда горели лампы или пропадал звук. Но если самой удавалось справиться с аппаратом, то испытывала гордость.
Я, как хозяйка кабинета, должны была организовать его ремонт. Это волшебная фраза. Но в реальности в ней кроется большая головная боль и, увы, никакого волшебства. Краска была в дефиците. Найти, добыть, организовать родителей учеников.

Родители, полные благих намерений, не всегда имели малярные навыки. Надо показать, объяснить. А там и полкабинета выкрасишь сам.
В общем, каждое лето мне снились сны про ремонт. Например, в одну из холодных ночей на Памире, ночуя в палатке в спальном мешке, я увидела следы больших туристических ботинок на свежепобеленном потолке кабинета. Конечно, я испытала ужас!
С переходом в частные учебные заведения мне перестали сниться подобные кошмары, потому что в них преподаватель не занимался ремонтами. Родители тоже изменились: сами не вставляли стекла, выбитые их чадами, и не красили поврежденные стены — нанимали специалистов.

*****8.Коллеги

Несколько раз я сочиняла эту главу в уме. Процесс летел приятно и легко. И бесконечно. Но как только начинаешь воплощать тему буквами, строками, то понимаешь, что сделать это сложно. Обычно я начинала искать учителей в памяти из моего детства, кто мне нравился, и кому мне хотелось бы подражать в личной практике.

Искала и не находила. В моем роду учителей до меня не было. А я по молодости рвалась в гидрометеорологи, но не в школу. Анализируя личности учителей, методы их работы, манеры, подходы,  я прихожу к выводу, что мне не нравились строгие учителя-менторы, но и бессильные либералы тоже. Мои симпатии на стороне негромких людей, если на их уроках есть сознательная дисциплина, если они весьма лояльны ко мне, ценят меня и понимают. Пожалуй, из моего школьного детства только физик Анатолий Фёдорович Митинёв представлялся мне идеалом. А из времен студенчества — географ школы, где мы проходили практику. К стыду своему, не помню его имени.

Он обычно молча сидел на всех уроках, которые мы, студенты, вели. Когда наша дама-методист попросила его охарактеризовать работу практикантов, он сказал, что мои уроки лучшие. Она сообщила это мне после практики. Видимо, ее мнение не совпало с отзывом географа, потому что методист была удивлена. Ведь она побывала на моем уроке лишь однажды, опоздав на начало.

За годы работы в учительской среде у меня сложилось стойкое представление о коллегах, как о добросовестных и самоотверженных людях, многие из которых способные, талантливые и гениальные. При скромных доходах они активно покупают книги, ходят в театры и на концерты, ездят по стране и миру. По возможности, конечно.

Учитель – пример профессии, в которой особенно трудно сочетать работу и семью. Так велико эмоциональное истощение, что на семью порой не остается эмоций. Но совмещают же.

Учитель и ученик — главные социальные роли страны. А школьный механизм — основа государства. Почему? Посмотрите рано утром зимой, в темноте и холоде, как дети с рюкзачками и ранцами спешат на учебу. Вы почувствуете, что пока они так идут, Земля вертится, и страна живет.
Особенно уникальная категория — учителя начальных классов. Они учат так, что вы всю жизнь умеете читать, знаете таблицу умножения, помните стихи.

Другая замечательная категория — те, кто преподает свой предмет два часа в неделю. При этом применяет дифференциацию и индивидуальный подход в классе численностью 25-35 человек. ( Здесь можно улыбнуться).
Но самые асы — учителя, обучающие своей дисциплине один час в неделю. А ведь специалисты с научными степенями скажут, что научить ребенка за один час в неделю невозможно. Они, правда, утверждают, что и за два часа в неделю бесполезный труд. Но ведь учителя работают.

Самые мобильные в освоении новых знаний и покорении пространства — мои коллеги по «цеху». Географы и географички. За то время, пока на Земле дважды два четыре, мир на планете изменился не однажды, а страна наша меняла название и размеры. Географы живут в ногу со временем.

******9.Открытие панацеи

 Говорят, у школьных преподавателей нет профессиональных заболеваний. Подумаешь, стоять с указкой у доски! Ох, спорное утверждение.
Некоторые трудности с голосом я почувствовала в школьные годы, а затем и  в пору студенчества. Временами меня одолевала осиплость — голос становился хриплым, словно прокуренным.

Работая в школе, я стала сталкиваться с этим явлением каждую осень. В конце первой недели сентября осиплость, а то и безголосица навещали меня непременно. Голосовой аппарат не выдерживал речевой нагрузки, сырости, холодных аудиторий.

Людям со стороны казалось, что если ты хрипнешь, значит, кричишь на учеников, но это неправда. Конечно, учителю приходится говорить громче, чем дома в семейном кругу, ведь его должны слышать все ученики до последней парты.
При потере нормального голоса приходилось на уроках переходить на шёпот. Позже я прочитала, что это вредно для связок, но специальных врачей по этому направлению у нас не было. А от обычных я не ждала милостей — ведь рекомендацию «речевой покой» выполнять очень трудно.

И вот однажды, не в добрый день, голос у меня пропал вообще. Разевала рыба рот, но…  Испугалась я по-настоящему. Каким-то образом и где-то мне попалась ценная информация, что делать в подобной ситуации. Совет заключался в том, что утром перед работой надо вливать в горло чайную ложку растительного масла.
Я попробовала оливковое — не пошло. Горько, терпко. А подсолнечное прижилось. Я пила его по ложечке каждое утро в период работы. И с тех пор не сипла, голос не пропадал. Бывает в жизни панацея…

На очередном медицинском осмотре  побаивалась вердикта врача, заглянувшего мне в горло. Что у меня там, нечто хроническое? Но обошлось.
Моей коллеге повезло меньше — у нее обнаружили утолщенные связки. Ей посоветовали сменить профессию во избежание онкологии.
Можно представить, как я сочувствую Президенту, который иногда выступает перед большой аудиторией, балансируя на грани потери голоса. Так и хочется посоветовать ему мою «панацею». Ведь недаром мы родом из страны Советов.

*****10.Студенты

 Практикантов в школе ученики обычно любят.  Они молоды, а потому красивы и энергичны. И хотя после их деятельности мне нередко приходилось заново объяснять  материал, но вспомнить совместную со студентами работу приятно.

Мы вместе готовили урок, обговаривая все нюансы. Во время урока я доброжелательно фиксировала плюсы и минусы дебютанта. А затем мы их анализировали. Существуют методические правила этой деятельности. Но меня научил еще в бытность студенткой преподаватель ЛГПИ им.Герцена  Владимир Николаевич Никитин. Он вел у нас на геофаке очень популярный лекторский кружок. Мы готовили лекции, тренировались в своем кругу и затем выступали перед различными аудиториями.

Никитин выслушивал нас, анализировал выступление, отмечая сильные и слабые стороны. Только потом выпускал «в люди». Мне довелось выступать во многих школах, училищах и техникумах. Материал мы рассказывали интересный. Вспоминая это время, так и вижу себя перед персоналом столовой на Невском проспекте. Они, люди в белых халатах, очень внимательно и доброжелательно слушают мелкую девчонку, которая рассказывает им про фетишизм и анимизм. В их законный обеденный перерыв.

Так учили меня – так учила я. И мои практиканты, ставшие учителями, тоже. Темы хоть и разные, но методы структурирования и анализа схожие.
Надо заметить, что уроки географии многим студентам естественно-географического факультета давались труднее, чем уроки биологии. Можно было бы порассуждать, почему… Возможно, проведение уроков географии требовало эрудиции и развитого кругозора, умения мыслить в масштабах планеты.

Из всех практикантов более запомнилась мне одна молодая женщина, заочница геофака. Обычно студенты вели уроки, общаясь с детьми, сидящими на первых партах. А тут практикантка начала бойко тормошить «камчатку». Я удивилась — очень нетипично! Спросила, кем она работает. Оказалось, вагоновожатой. Вот в чем секрет ее успеха! Как водитель трамвая, она видела всё и всех. 
Парни-практиканты были сынами эпохи. Жили они в общежитии, подрабатывали как придется. Например, скупали по деревням ваучеры и продавали их в городе. В итоге, купили авто — запорожец.

Однажды завуч школы забыла предупредить меня о визите целой группы студентов во главе с преподавателем. Кабинет был закрыт, дети активно отдыхали в рекреации, а я расслабленной походкой направлялась к ним после звонка. И вдруг вижу толпу чужих людей… Не хватило у меня наглости послать непрошенных гостей подальше. Я с улыбкой пригласила их в кабинет. Они заняли почти треть класса. Мы с детьми отработали урок с энтузиазмом, потому что тема выдалась интересная: землетрясения и вулканы.

У этой истории много лет спустя случилось продолжение. В  поезде мне приветливо улыбнулась соседка по купе: «Вы меня не помните?» Оказалось, она была со студентами на том внезапном уроке. Мы очень доброжелательно поговорили, обменялись профессиональными комплиментами.  А я порадовалась, что негодуя на подлость завуча, не закрыла дверь кабинета перед гостями из вуза.

(Окончание следует).

Начало  http://www.proza.ru/2016/08/19/356
Вторая глава http://www.proza.ru/2016/08/21/1491
Третья глава http://www.proza.ru/2016/08/22/428
Четвертая глава http://www.proza.ru/2016/08/22/757