Мы с Марией Романовной записываем третью главу. Н-да...дела давно забытых дней.
***Записки географички***
***3. Есть у географии начало, нет у географии конца***
Переезд на Север принес в мою жизнь новые впечатления. Они были нарисованы суровыми штрихами. Например, коллеги отличались эмоциональной сдержанностью, блины в столовых города подавались с маргарином. Но девушки не курили открыто, а прятались для перекура в укромных местах, и в школах еще была жива пионерия.
После жизни в городах Средней Полосы России в глаза били пустые прилавки кулинарий, неулыбчивость северян и лохматые головы женщин. Причину последнего я поняла со временем: виной частая ветреная погода.
Школа мне досталась по велению завРОНО. Строгая женщина назвала номер учебного заведения и сказала: «Здесь требуется географ. От дома через дворы минут десять хода. Вам будет удобно». Так и вышло. Эту даму я часто вспоминала. Ведь она
определила мою судьбу на пятнадцать лет.
Школа работала в две смены. Расписание заставляло учителя либо сидеть в школе до позднего вечера, либо бегать домой и возвращаться. Так мчалась я по скрипучим деревянным тротуарам и вспоминала завРОНО добрым словом.
Деревянные тротуары — это замечательное изобретение человека. Пока они целые и горизонтальные ходить по ним в удовольствие. Лужи не мешают, грязь не надо месить. Но в гололед ситуация противоположная, опасная для жизни. А если доски с наклоном, то цепочки следов обходят тротуар по снегу.
Впервые мне пришлось работать в большой школе, в которой трудились два географа. А значит, теперь я вела предмет не во всех классах. Коллега-географ превышала меня по росту на две головы. Наверное, со стороны мы смотрелись забавно, но ладили хорошо.
География как школьный предмет было в то время «широка и глубока». Например, я изучала с детьми материалы съездов КПСС, работы В.И.Ленина, преимущества социализма, СЭВ и Варшавский договор.
Когда распался СССР, и постепенно родилась рыночная экономика, мне не было стыдно за преподавание по советской программе — дети вряд ли запомнили внушаемые аспекты. Жизнь преподала нам урок: не всегда нужны крепкие знания.
В эпоху перехода от географии СССР к географии России мы на некоторое время оказались без учебников. Я сразу принялась учить географию России, а появившиеся программы и учебник предлагали изучать географию СНГ. Надо сказать, время способствовало творчеству.
Непродолжительное время в системе образования позволяли переводить учащихся с годовыми двойками. Это была честная «игра». Но учителя не понимали, как учить ребенка дальше, если он не поборол пробелы. В итоге, переводить ученика с годовыми двойками перестали.
Утомительной была история с укрупнением классов. Этот тренд в образовании периодически повторяется. Хорошо помню: заходишь в кабинет, а в нем детей — до горизонта! По 43-45 учащихся в классе. Просто из четырех классов сделали три.
Мне больше нравилось преподавать географию во всех классах, но когда их много, мы делим нагрузку на двоих. Тебе достается всего две-три параллели, зато в каждой из них насчитывается по четыре-шесть классов.
Шесть раз рассказать энергично с эмоциями одно и то же — не для слабонервных. Конечно, коллективы разные по уровню развития, психологическим особенностям, но шесть раз давать одну тему! Можно задуматься о собственной адекватности.
В подобной ситуации интересно складывается ритм урока: с утра успеваешь еле-еле, потом укладываешься в отведенный период, а в конце учебного дня шпаришь так, что время остается.
(Продолжение следует).
Первая глава http://www.proza.ru/2016/08/19/356
Вторая глава http://www.proza.ru/2016/08/21/1491
Четвертая глава http://www.proza.ru/2016/08/22/757