Фильм-текст - Прохожий. про Гуру, про Алейникова,

Саша Валера Кузнецов
               

 «Будьте прохожими»


"фильм-текст ПРОХОЖИЙ+"
======================= 

  Режиссер и сценарист, я снимался в паре  фильмов как актер, даже в главной роли у Елены Тихоновой (город Вена) – Саша Кузнецов в титрах и Александр Валерьевич, так сказать, в жизни. Родившись в закрытом городе, где Курчатов делал атомную бомбу, в утробе матери пережил взрыв ядерных отходов на комбинате Маяк в Челябинске-40, ныне Озёрск. Через 6 лет мы переехали в Среднюю Азию, потом строили синхрофазотрон в Протвино, потом в сорока км от Москвы по Киевской дороге я закончил школу и, уехав от родителей в свои 18 лет, вновь оказался в городе своего детства имени поэта Навои, работал в Уч-кудуке, написал недавно книгу «УРАновый город», подарю вам всем мои зрители-читатели и любимые друзья!

А по ссылке можно читать в электронном виде на сайте альтернативной литературы Узбекистана
1  НАЧАЛО КНИГИ – ПАРИЖСКАЯ АВАНТЮРА – БЕРЛИН ---  http://www.uzlit.net/ru/28292

Идея фильма «ПРОХОЖИЙ», возникла, благодаря ныне покойному поэту и писателю, автору романа «Рок-н-ролл», Аркадию Славоросову, прозванному на ГоголЯх, просто Гуру. Старый хиппи прожил до 2005 года.

Написав закадровый текст к моему фильму «Мираж/Mirage-sous titres fr.»,
-  «МИРАЖ» (35mm  30 ‘  французские субтитры  1992)
Часть 1|Part1
Часть 2

Затем, Аркадий снялся в эпизоде фильма «Прохожий» на 35 мм пленку для кинотеатрального показа, правда, незавершённому из-за прекращения финансирования, но всё же смонтированному мной, фильму, вогнав, что было - в стилистику. А вот финал и всё, что предоставит жизнь - нам и  предстоит, доснять, всего лишь через 21 год при помощи актёра.

Материал, собранный в фильм, вы можете посмотреть здесь:
ПРОХОЖИЙ/LE PASSANT (35mm,20’ МОСККККВА 1992г)
Часть 1  Часть 2  http://www.dailymotion.com/dm_5136d8c310506#video=xy0mtn

Затем Аркадий принялся писать тексты песен для довольно известны в то время исполнителей Свиридовой, Гулькиной, Барыкина и других, чтобы работать, ведь у него рождались дети, слава Богу…

И вот, именно он, прийдя на Мосфильм, где я тогда работал ассистентом режиссёра, рассказал о журнале «Твёрдый знак». Там печатался легендарный роман «Рок-н-ролл».  И мы пришли к Андрею Полонскому, создавшему журнал.  Андрей со своей трубкой и французским языком, сразу мне показался живым персонажем моего будущего фильма, как и его друзья, подруги, особенно жена Джулия, нынче жена Макса, с которого (смотрите кадр в тексте: слева направо – Крюков, мой персонаж Наблюдатель (Учёный?), потом Макс и француженка Катрин) и начинается исходный вариант фильма, скорее, материал, для создания полноценной художественной, то есть – игровой картины с использованием сцен, снятых в 1994 году. Но для фильма, игрового, но с друзьями, непрофессиональными актерами, ведь смета быда документальная, нужен сюжет и я вспоминаю свой рассказ «Пустота». Вы можете, войдя в лабораторию создания нашего фильма, мысленно проследить историю возникновения замысла, прочитав его здесь: http://www.proza.ru/2009/08/10/191

Тогда, в перестроечном свободном воздухе, витала идея книги и она воплотилась в фильм (теперь у меня самого есть книга  http://www.uzlit.net/ru/28292 )

И пусть время идёт, работает КИНОпроектор с КИНОплёнкой, колышется покрывало майи нашего КИНОэкрана, ведь КИНОплёнка вечна, никто ещё не видел кучки пепла на месте негатива. Наши изображения и наши (ваши) имена в титрах - переживут нас лет на триста ;

«С ПОМОЩЬЮ РУЧКИ УПРАВЛЕНИЯ ВЫ МОЖЕТЕ ЗАСТАВИТЬ ГЕРОЯ ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД И НАЗАД,  ПРЫГАТЬ, ЛОЖИТЬСЯ, НАНОСИТЬ УДАРЫ. ПРЕОДОЛЕВАЯ ПРЕПЯТСТВИЯ, ДВИГАЙТЕСЬ К НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ»  – было написано на неожиданно выскочившей надписи, на мониторе игрового автомат в парке, где мы сняли этот кадр, перед таинственным исчезновением героя, под видом самоубийства…

Так, кто - чей персонаж?
Итак – приступаем к написанию сценария.

1
П. оказывается в европейском кафе и вокруг говорят, пока неясно на каком языке… - похоже, на французском.

В кафе “Mistral” П. спрашивает бармена: «Где я нахожусь?»… На карте, что у него в руках, Автор, в наши с вами дни, просит на неплохом французском, ведь учил в школе, показать – Бармен берёт фломастер – где это кафе, в котором мы сейчас находимся. Вежливый человек за стойкой, ничуть не удивившись вопросу, берёт свой фломастер под рукой и обводит здание на карте красным кружочком.

2
Ночью П ищет, дом, где живёт Катрин.
Вспоминает, как она уезжает с Белорусского вокзала на поезде, поглядывая назад, не бежит ли кто ее провожать… И в отражении вагонного стекла, уплывающего на Запад, видна съёмочная группа и Автор у камеры.

ГОЛОС АВТОРА (за кадром). 1994 год – что изменилось?

П. едет в Провемонт, там говорит с матушкой настоятельницей и в домике Вознесенской вспоминает Юлия, наемника, Он смотрит кадры из фильма «Прохожий» на своем ноуте, заночевав там, с благословения матушки настоятельницы, наутро беседует с матушкой Библиотекарем…

3
На фоне моего угла в комнате с полками книг и письменным столом на котором стоит ноутбук где транслируется отрывок из «Прохожего» с Гуру (Аркадий Славоросов и Андреем Полонским. Песня, её мелодий проходит лейтмотивом по всему фильму, а в финале взрывается голосом композитора Гаго Асланяна, работавшего тогда учителеи пения в люберецкой школе: «Дай мне, доллар, Толстый Брат!»

Раскрываю дневник Игоря Алейникова, листаю, показав обложку с его фото и, найдя обо мне, зачитываю в кадре ( за мной, чуть сбоку виден экран ноута, где крутится, смонтированный в кольцо - трейлер старого варианта фильма «Прохожий»):

Вот первое: «Мосфильм». Встретил Африку. Посмотрел, как Соловьев снимает пробы с Лебешевым, Друбич, Африкой. Встретил Машу-Ларису. Она познакомила с Сашей, ассистентом режиссера по реквизиту («Марадона-Чердак»)»

А надо сказать, тогда, в 88ом, как раз эта картина про хиппи запустилась и помощница режиссера Улька, привела на студию Гуру, но тогда с Джуди тусовался. Пришел такой удолбанный, ну вот можно увидеть в моем первом фильме снятом через 2 года, тогда мы с Аркадием Славоросовым прозванным на Гоголях просто Гура, сняли с его лозунгами на купленный мной на одну смену Бетакам фильм и назва ли просчто «Всё ништяк, мама!» (см здесь:
Film SITUATION TAV\Фильм - СИТУАЦИЯ ТАВ (13 ‘  1990  ЛЮБЕРЦЫ)

В студии Ролана Быкова, потом закрыли картину, директор Миша Усачев уехал в Голландию… а дальше … - дальше начали вместе работать на дебюте Игоря, потом он погиб в авиакатастрофе, успев основать параллельное (официальному) - кино СССР – независимое!

Игорь Алейников объехал с ним пол-Америки - со своими любительскими – от слова любить! авангардными 16мм фильмами. Предлагали, говорит, преподавать… - но там же в каждой деревне киношкола))

Однажды, приехав из Парижа с деньгами за фильм – короткометражку на основе курсовой работы Макса Осадчева, где в главной роли Ваня Охлобыстин - по рассказу Платонова «Маркун», что сделал Женя Силантьев – прекрасно смонтировнную и обладающую такой витальной силой, что Ришар Дальмот, сначала услышав от меня несколько французских слов с неплохим произношением, не зря же я с детьми французских коммунистов упражнялся в пионерском лагере от синхрофазотрона – просмотрел фильмы и выплатил аванс за Маркуна – с ними я и приехал, вернувшись в Париж уже по приглашению Юны, племянницы Марины Влади.

Но в первый раз! И сразу такие напрЯги - с открытием счёта и другими не менее важными открытиями – хватило надолго!..

Куда платить?! – Вот вопрос,Ё! – Месьё?)))

По туристическому паспорту, которым я гордо владел, отстояв в Москве необыкновенные очереди и за билетом на поезд? и на обмен тех денег, что мать заняла у сестры – в Париже, Первом городе - никаких расчетов не велось.

– Позвоню, - говорит месьё Дальмот, представителю "Совэкспортфильма" – я его знаю…

Нет – нельзя… Что делать – ещё один вопрос! Можно – говорит – на счёт какого-то европейца – есть друзья?

И тут мне возвращается в моё растерянное от таких совпадений воли моей и случаев от Парижа! та бельгийка, что как раз была во ВГИКе в то время и пару раз говорила со мной на языке, преподанном мне в Протвино, очень маленькой и по-армянски большеносой учительницей моей, такой милой, что даже поселила  нас в один отряд с французскими детьми коммунистов из Бобиньи!! Протвино - это где синхрофазотрон, если кто не в курсе)

Так эта бельгийка, получила от меня по приезду в Москву, чек с авансом на её имя, поехала домой, там положила на свой счёт и перевела на мой, уже к тому времени открытый, всего лишь по рекомендации, написанной Паскалем на коленке у метро, ручкой на имя заведующей отделением банка в его районе.

И все дела - не смотря на то, что Софье Власьевне ещё не было и года до естественной смерти в 91-ом, когда я по воле и случайности стал студентом дневного отделения режиссерского факультета ВГИКа В ОЖИДАНИИ КВИРИКАДЗЕ, оказавшись одновременно на двух факультетАХ (!!)

Вдвоём мы были такие, вместе с Видасом Рашинскасом, что был на пару лет постарше меня.

Так вот, однажды приехал я из Парижа с деньгами, часть отдал авторам, часть потратил на смену Бетакама и пару видеокассет с широкой такой плёнкой внутри )))

И вот вам «Всё ништяк, мама!» ( в 2007-ом, добавляя по-хипповски разлюляевые полуграмотные субтитры на "американском" языке, зачем-то сделал одноимённым с эссе "Ситуация ТАВ, Дети Подземелья, 1985"). Снят с оператором Максимом Осадчим, что теперь работает с великим КИНОФЕДЕЙ (!!)

В 2007-ом, вставляя с Милой Угольковой, которая потом требовала назвать себя «режиссёр субтитров»,Ё! – вставил разлюляевые, как бы в стиле хиппи – иностранные буквы на неизвестном языке (Настя Романова сказала, что там одни глаголы))) (см. фильм «Ситуация ТАВ» по ссылке)

Так поступил я во ВГИК второй раз по диплому об окончании средней школы – очень средней – в посёлке городского типа на 5-ом км Киевского шоссе - пошёл учиться на дневном отделении, куда поступил впервые с 4го раза - в 31 год, в мастерскую Эдуарда Володарского на сценарный факультет.

И вот наш проект драматургически связан ---

---с рассказом, благодаря которому я и поступил на режиссуру, где подмастерьем был Ардов Борис Викторович, что на мой вопрос – Ну что, вы меня берёте? – ответил : «Да куда мы нах.. (склонился к моему уху) денемся))
Объяснив, что Хохлу поставили «%» - мол, так надо было, но твой рассказ самый сильный…

---рассказ «ПУСТОТА» читать здесь: http://proza.ru/2009/08/10/191

Помню, Баталова слова, о том, как нам повезло, первому набору без коммунистов… Так не подведём хороших людей и вернём прекрасное время в наш фильм!

Потом с Аркадием мы сделали фильм «МИРАЖ», где звучит в моем исполнении стихотворение его… Я пригласил Гуру с монтажную и он сказал: У маня есть одно стихотворение, попадает очень хорошо ложится на твои кадры… ты прямо там все знаки собрал… солнце песок мальчик с колесом цифра «9» на доме, да все! Вот он это стихотворение, звучит в кадре -
см здесь: «МИРАЖ» (35mm,30 ‘) –французские субтитры-съёмка в Узбекистане
 1 2 Обратите внимание на его голос: « Опять он куда-то едет… делает движущиеся картинки, 24 кадра в секунду…» - говорит он обо мне – Авторе-Персонаже.
Там же я читаю за кадром его стихотворение Апостол (в титрах псевдоним Богданов)

Когда приходит год расплаты,
И зеркала огнем полны,
Не время пришивать заплаты
Мне на прожженные штаны
И языком мусолить даты
Давно проигранной войны.

Когда приходит час прозренья,
Приуготовлен я вполне
Внимать молчанию, как пенью,
Считать песок в чужой стране
И быть лишь тенью, только тенью
На солнцем залитой стене.

Но вот приходит миг удачи,
Весь Рим погрузится во тьму,
Всё до кодранта я растрачу,
Покину отчую тюрьму,
Слезой случайной обозначу
Свой путь по лику Твоему.


Воспоминание входит в собственный след, в свою тень во Времени, будто выскочивший из собственной лузы – шар! Становится куском пленки и остаётся навсегда, след любви.
======= 
. . .

сцены из Прохожего-94

Крюков смотрит слайды: отвалы урановой руды вокруг города Учкудук (срезки с кинопленки, отсев)

ГОЛОС АВТОРА.  Он ведь не знает, что я жил в Урановом городе (слайды-срезки из фильма «Мираж») Вот ведь не знает же, что это урановые отвалы в Уч-кудуке вокруг всего города.

3
Сашакузнецов надувает лодку на высоком берегу Яузы под забором дома Лёши Медведева в Тайнинском, напротив виден большой магазин на том берегу.


4
Плывёт на надувной большой «фирменной» лодке с жОлтыми веслами из-под моста под дорогой - от пограничного училища в Сев. Медведково к новому храму.

ГОЛОС ГУРУ из фильма «Мираж»: «Опять он куда-то едет, делает движущиеся картинки, 24 кадра в секунду…)

На стене комнаты ксерокс статьи из газеты «Первое снтября» «24 кадра из темноты»

ГОЛОС АВТОРА в наши дни, полемизирует с  ГОЛОСОМ ГУРУ 1992 года из фильма «Мираж».  Дело прошлое и мы видим кадры фильма «Мираж» 1992 года, но известно, кинематограф – это язык. На этом киноязыке мы говорим о будущем, основываясь на прошлом. Нашем с вами прошлом!

4
Лодка с Автором в наши дни кружит по пруду у храма, что на горе в Свиблово, недалеко от Ботсада.

АВТОР ГОВОРИТ: А с конца 80х годов и по инерции до самого девяносто четвертого – изо всех сил валили свой Дом, думая: «Надо валить!» Раскачивали лодку---
---Автор на Оке в резиновой лодке за ним по глади реки медленно вместе с течением плывёт голова, похожая на женскую, если судить по темным очкам, Автор качает борта и мы качаемся вместе. Наша дискотека с вами продолжалась как раз до путча 91 года когда я поступил на режиссерский факультет, а Зюзеля не хотели пускать в общагу утром, мол, иди спи на своей баррикаде,Ё!

А снимали мы с Гуру (кадры с плёнки Автора, отсева, не вошедшего в смонтированный на монтажном столе вручную, вариант, где мы стоим с моим соАвтором на Большевистском переулке, где мы с моим ныне покойным соАвтором – просто – вам - показываемся…

5
и, наконец, лодка с Автором плывёт в виду акведука на проспекте Мира.

ГОЛОС АВТОРА в наши дни.  Так называемая @”P E R E S T R O I K A”@  - помню бар одноименный в Париже, русская хозяйка, сразу за Бобуром, где спустя 20 лет (туда-обратно – везде по двадцать) – спустя 20 лет в кафе: если лицом к центру Помпиду встать – сразу направо – встретились мы с Катей Голубевой, актрисой, если кто не знает, тогда она была женой Лео Каракса, вольным слушателем с нами, да и дворником тоже работала, было время… Там она и погибла, в Первом городе Париже…

Да… а я только в 30 лет, надо сказать - принялся за русских философов, получая подписку журнала «Вопросы философии --- книги в приложении до сих пор стоят на моих полках, кроме Флоренского, проданного Дмитрию Генриховичу в голодные деньки.

 
2
УГОЛ РАБОЧЕЙ СТУДИИ

САША КУЗНЕЦОВ (Автор) сидит спиной к стеллажам с книгами и кинопленкой, работает ноут на столе, где заряжен в кольцо трейлер фильма «ПРОХОЖИЙ» с песней «Дай мне доллар, толстый брат!»
---
АВТОР.  …вот кстати эти книжки, всё читаем, да читаем… а тогда - по траве босиком, до самого дома  от станции электрички (из Азии я вернулся в 27 лет, получив военный билет, там добывали уранзолото и бронь была от армии, да вечерний институт закончил, став инженером-механиком, да так и босиком идешь домой, в квартиру бабушки, с книжкой в сумке, приложение к Вопросам философии,Ё!)

 - а утром, бегом купаться в лесном пруду… и зимой!


ГОЛОС АВТОРА В НАШИ ДНИ.  Познай самого себя и MIР станет недостоин тебя. А жить подаянием, это же надо иметь мужество юродивого, нет? Ну…  «Будьте прохожими».

Двор дома на летчика Бабушкина

ГОЛОС АВТОРА (зкдр)  А вон и я – пошел мусор выносить…

4
Двор студии с трубой котельной
1 июня 2015 года
(А ведь сегодня День защиты детей! И хипаны там в Царицыно уже валяются, к полудню-то ; ; ;
А вон и я… за окном. Мусор пошёл выносить) ))

5
Котельня на улице летчика Бабушкина 43\1

Панно с обратной стороны котельной на стене: «Самолет над льдиной и пингвин один на льдине».
На краю живописного панно – у кирпичной стены котельной пробивается куст сорняка из асфальта, рядом с пингвином.


СИНОПСИС «ПРОХОЖИЙ+»
Он (АКТЁР Племяш) садится в электричку на станции Москва-сортировочная, в тамбуре знакомится при контролере, с которым выпивает портвейна своего, угощает просто и тот не отказавшись, идет дальше, пощелкивая своим прибором. В вагоне у окна девушка, знакомятся и к вечеру он предлагает ей выйти вместе

ПЕРЕДЕЛ-кино.
Актер Племяш (автор в юности) забирается в чью-то дачу, просто открывает форточку и влазит в …

Действие Племяша озвучены голосом Автора в наши дни, в настоящем времени.

Мол, это дом моего друга, он скоро приедет, вот и кофе еще не остыл в турке на плите.
(диалоги сценария ДОМ)

Находит в столе рукописи Гуру и фотографии конца 80х, начала 90х…

После ночи, когда их как бы вытесняют голоса «детей ларька» (или это крысы?)

Племяш красит лицо белым гримом перед зеркалом, Лона боится… Племяш играет в веревочку, сидя на полу, мочится через перила балкона, перед рассветом грохот усиливается и он баррикадирует дверь…

Наутро расходятся в разные стороны.

Она. Долго нам так еще тусоваться?
ОН. Мир большой, детка…

Он вновь в электричке куда-то едет.
=================================== 

К., тем временем, испытывает преследование и в своей комнате не обнаруживает своего же паспорта, собирает рюкзак и выходит на трассу.

Включается телевизор и кто-то смотрит:

В Париже Саша Кузнецов (материал с тайм-кодом) подходит к стоке бара в кафе и спрашивает:

- Где я нахожусь? (материал из фильма «Странствие.черновик»)

Он находит Катрин в Реймсе, и не обращает внимания, что она как-то совсем молодая осталась, не задает вопросов, хоть она и похожа-то больше на него, чем на неё… может быть, это его дочь?

Да! это его дочь.
========================
Или, предположим, на большом киноэкране идут титры, по воде реки плывет лодка вдоль песчаного берега и---

---ГОЛОС Автора рассказывает: Еду однажды в Пушкинские горы к соАвтору будущего нашего с Чумаковым (Пасечник) сценария, в полупустом автобусе от Великих Лук, куда добирался ночь в плацкарте и девушка, что под пиво рассказывала мне о любимом поехавшем на зону со слезой в пивном уже голосе, ночью толкнула меня и сказала негромко, мол, вы на весь вагон храпите... Так вот сел я в автобус на Псков, народу немного и через проход цыганка рассказывает, что она мама Ваенги и не может ее никак найти.

Говорю, да я дам вам телефон передачи, где все находят друг друга, какие проблемы! А она, тихо так что-то своё подумав у окна, склоняется так доверительно ко мне через проход…
А автобус-то – полупустой, и она понижая голос, говорит:

- Девяносто восемь лет будешь жить…

И сижу я ошарашенный, смотрю в окно на холмы эти уже, думаю, похоже - пушкинские какие... автобус идёт по узкой свободной дороге, на просторы смотрю, холмы, облака этой самой, наверное, уже псковщины, где никогда не бывал, и,  приближаясь к Пушкинским горам, думаю: «Что же я буду делать всё это время?..»

Вот и приходится каждый раз начинать с начала… каждое утро засеивать листы\файлы словами...


А начиналось-то всё не с этого, а ещё в 86-ом году, когда я попросился вольным слушателем в разговоре с Андреем Ростиславовичем Юреневым, бывшим тогда деканом режиссерского факультета, сразу после смерти бабушки Оли, потрясшей меня до обильных слез уже в электричке после поминок дома, ведь в столовой, где собирались сразу после похорон, ведь тогда не разрешали пить, был сухой закон.

Юренев поговорил с Тодоровским Петром Ефимовичем (кстати отчество как у моей другой бабки, по матери) и тот прочел мой рассказ, похвалил то место, где герой пивной и соленой от воблы рукой поправляет редеющие волосы на плешивой голове, понравилось ему, как хорошая деталь и разрешил он мне, даже этюд на сцене показать, где у меня тикал метроном, что ему не понравилось, мол, надо было уже часы поставить тикать, и не понятную игру не оценил парня с молдавского курса, которого я поставил спиной, мол, так играй событие (!!), когда человек в полном одиночестве остается в новогоднюю ночь… Этюд основан, конечно же на моем автобиографическом случае.

А потом---
--- курс Ежова, работа на "Мосфильме", а по субботам занятия для москвичей, ведь курс-то был заочного сценарного факультета. Куда меня тоже взяли вольным слушателем, но теперь я принимал участие в экзаменах, но не прошел по конкурсу, баллов не хватило. А по 2 раза в год на сессии приезжали и поселялись в старом здании общежития ВГИКа на Будайской - все эти  персонажи сумасшедшие: Саша Святов, Киров со своим "Тараканом", Чумаков Андрей, Барсуков Сергей и пара девушек лет по восемнадцать, поступившие по блату, как много позже выяснилось.


kuznecovsasha@mail.ru