Книга 3. Послесловие

Леонид Сучков 3
У поэмы Господа трудный и загадочный текст. В Индии было много попыток сделать толкование этого произведения. Известен комментарий к поэме философа Шанкары. Комментаторы разъясняли трудные места поэмы и говорили свои идеи. Толкователи придавали Бхагавадгите характер других доктрин. Наша третья книга связана с объяснением доктринальной части поэмы. Господь нам открыл две тайны и первая часть этой книги есть подготовка к передаче этих великих тайн, поэтому данное послесловие и приложение, которое имеет третья книга, играют функциональные роли. Читатели уже уловили, что в йоге есть несколько главных мыслей. Если человек познает их, то он становится йогом. Если эти мысли не поняты, то другое знание его йогом не сделает.
Господь Параматма передал нам две великие тайны и мы сейчас сделаем первое их толкование. Начиная это дело, мы испытываем трепет и волнение. Так ли возвышенно поймут их люди? Люди разны: они имеют право на свое восприятие. Читатели наших книг знают, что удовольствие и боль, радость и печаль живут в уме и разуме. Пуруша же или Я свободен от всего этого. Однако невежество не позволяет личности осознать этот факт. И Пуруша (он же Атман), наблюдатель, «видящий» живет в страданиях. Это положение мы условно назовем доктриной санкхьи. Йога выдает другое положение. «Объединение наблюдателя и наблюдаемого, объединение видящего и видимого является причиной страданий».
Ясное дело, для того, чтобы воспользоваться этими советами нужно знать смысл слова «объединение». Надо понимать где буддхи, а где Атман. Наши читатели уже умеют решать эти задачи. Сам факт объединения Атмана с наблюдаемым является плохо наблюдаемой вещью. «Физический» смысл этого процесса науке не ясен. Господь в Своей поэме открывает нам эту великую тайну особым образом. В книге мы этот вопрос обсуждаем более подробно, а здесь в послесловии мы отметим те продвижения, которые имели место в первой части (книга третья). Важное продвижение состоит в том, что курсант видит темперацию (Видящий / видимое). Курсант понимает, что в данном случае под. «Видимым» подразумевается не только то, что мы воспринимаем зрением. Нет! Мы воспринимаем все переживаемое в целом. Сюда включаются душевные, а также эмоциональные события. «Наблюдаемое» есть то, что мы видим в переживании (ПЕ). Есть «Видящий», есть «Видимое» и есть «Виденье». Запишем формулой (W1/V/W2) = (видящий / виденье / видимое).
Отсутствие осознавания в «V-видении» означает, что мы не способны увидеть подлинность того, что возникает в ПЕ. В этом случае мы становимся жертвами страданий.
«Подлинность» есть особая часть ПЕ. Если нет ее приходит страдание. Для того, чтобы увидеть «подлинность ПЕ» мы должны воспринять факт наличия у себя «тела отсчета». Суть этого тела была рассмотрена в этой книге.
Если человек в своем поведении не имеет осознавания, значит он будет страдать. И, самое главное, мы не сказали откуда идет V-Виденье! Мы не сказали откуда мы смотрим. Мы смотрим из «тела отсчета». Этот вопрос нами уже рассмотрен в книге. Обозначим это тело буквой W.
Мы дали стартовое толкование первому знанию, которое в целом было получено от Господа.
Второе знание связано с проблемой подлинности. Философ Шанкара, изучив поэму Господа, решил: 1) Природа Брахмана неописуема (лишена атрибутов), 2) мир не имеет подлинную реальность, 3) подлинное Я тождественно с Абсолютом,
3) Видимое есть порождение иллюзии. Вопрос: «Что Господь тоже так считает. Или у Него другое «тело отсчета?».
Книга третья имеет первую и вторую часть. В части первой дана подготовка. Во второй части начало работы. Здесь в этом послесловии читатель получает и ощущает экстремальное значение эпистемологической функции. Послесловие стоит на границе первой и второй части единой книги. Чтобы пойти дальше мы можем вспоминть философа Гауда-паду. Он происходил из племени Гауда. Он был «учителем учителя» Шанкары. Учение Гаудапады нам известно по единственной достоверно принадлежащей ему работе. В ней мудрец речь ведет о четырех состояниях сознания и четырех «Стопах» Атмана. Он делает намек, что «все есть сон». Эти вопросы мы изучали во второй книге. Действительно можно сказать, что в миру «все есть сон», мудрец так и учил.
Проснувшись утром можно сказать: «Я бодрствую во сне». Выйдя в туалет, мы можем осознать, что этот туалет нам снится. Однако Бог в Своей поэме нас учит другому!
Господь говорит (гл.5, стих 8-9): «Тот, кто видит, слышит, обоняет, вкушает, движется, спит, дышит, всегда внутренне понимает, что фактически он ничего не делает, ибо разговаривая, опорожняя желудок, наполняя его, открывая и закрывая глаза, он всегда знает, что лишь материальные чувства взаимодействуют с их объектами, но что сам он стоит в стороне» (перевод Свами Прабхупады).
Вопрос: Почему философ Шанкара не пошел по пути Господа Кришны? Тут очень тонкий вопрос. На основе его решения делается план всех тренировок по йоге.
У человека с мирским сознанием система отсчета стоит в миру. В этом случае он обладает глобальным «телом отсчета», которое заключает в себе «шесть миров сансарного бытия».
Тендзин Вангьял Ринпоче так именует их:
1) Мир богов (суры), 2) полубогов (асуры), 3) людей, 4) животных, 5) прет, 6) обителей ада.
Однако мирской человек этого не знает. Для него природа и внешний мир есть его сознание. Такое сознание мы и называем «глобальным телом отсчета». Для мудреца «тело отсчета» есть его особое воззрение. Например такое, как у Тендзина Римпоче. Учитель считает, что когда человек умирает тело распадается. Однако тело отсчета сохраняется в буддхи. И можно считать, что в теле отсчета» (кунжи намше) хранится собрание шаблонов и схем. С их помощью мы видим один и тот же мир. Посокльку у всех у нас одна и та же коллективная карма.
Эти шесть миров есть шесть измерений сознания. Эти измерения сознания пронизывают друг друга. Мы связаны с каждым из них. Когда нас охватывает себялюбивая гордость, то мы сидим в мире асуров. Благодаря коллективной карме создаются тела физические и тела отсчета. Создаются чувства и умственные способности, которые позволяют существам делить общие возможности. Эти шесть качеств сознания есть пути туда, где мы родимся снова. Если существо «любит» некий план, то оно родится в нем. Есть шесть эмоций – сигналов нашей любви. Гнев приведет в ад, алчность сделает нас претой, неведение животным, а ревность не сделает человеком. Здесь мы удовлетворяем свои чувства. Йог должен думать о том, как удовлетворить чувства Господа! Как быть угодным Богу?


Господь есть время!

Как полон мир и радостны все встречи
от счастья никогда не устаю;
Я вам кричу и женщине навстречу
Как радостное тело я лечу.

* * *
Но годы шли и рушилась удача:
Объемлет время мелкие дела.
И тонет мир в ужастной бездне плача
И все здоровье страстность забрала.

* * *
(Припев №1)
Старость, смерть и время:
Новое тихо вошло.
Правит людьми ветер жизни,
Сжигает огонь в ничто.

* * *
(Припев №2)
Все что было близко есть ничто
Время печет человека.
В печке сезонов и лет –
Весь изменяется свет.

* * *
Вызревает долго человек словно плод на дереве.
Время метит людей – всех людей для гибели.
Прежде чем пасть в бою воины метятся Временем
Зная судьбу свою, ногу не тянут из стремени.

* * *
Два припева

* * *
Ярко пред нами поет фактор всесилия времени.
Богом ведется он: людям не станет он бременем.
Яростно Бога люби: жизнь создавай от Бога
В царство Его перейди сбросится жизни тревога.

* * *
Два припева.