Книга 3. Глава I. Знание истины и способы его пред

Леонид Сучков 3
ЗНАНИЕ ИСТИНЫ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Наша цель – понять Господа. И прежде всего мы должны осознать сущность Господа Брахмы. В эпосе Господь Брахма выступает как глава богов, которым Он дарует власть над различными сферами мироздания. Когда мы спросили у Господа: как о Тебе думать. Бог ответил:
«Жертва – Я, Я – ее совершенье,
Возглас «свадха», священная куша,
Заклинание, чистое масло,
Я – огонь, Я – в него приношение».

И тут мы подходим к Великой тайне.
Господь Брахма родился на лотосе, который вырос из живота Господа Вишну. Согласно ШБ (П2, гл.6, текст 23) Господь Брахма сразу был озадачен вопросом «добывания» компонентов, необходимых для жертвоприношения. Вот как: Бог создал Господа Брахму для жертвоприношения! Мы должны войти в антураж жертвоприношения. Мы должны составить себе четкое представление относительно ноумена и феномена жертвоприношения. Обозначим долгое слово «жертвоприношение» кратким словом «жепр». Опишем суть жепра (ШБ, П2, гл.6, текст 24-30). Для жепра нужны цветы, листья, для жепра нужна сухая трава. И, конечно, необходим алтарь, нужны зерно, топленое масло, мед, золото, вода, земля. Четыре священнослужителя должны знать Риг-веду, Яджур-веду, Сама-веду. Когда идет процесс жепра, то говорят имена богов, затем им предлагают подношение.
Мы должны понять важный факт: имена богов синхронно составляют названия частей тела Господа.
Зачем идет жепр? Мы должны умилостивить Господа. Свами Прабхупада пишет (ШБ, П2, гл.6, текст 28): «Слово «жертвоприношение» связано с представлением об отказе от собственных интересов во имя удовлетворения кого-то другого». Наши курсанты должны чем-то жертвовать ради других. Но делать это надо ради Господа. Обычный человек готов жертвовать во имя улучшения жизни людей. Курсант должен идти на жертву во имя Господа. Каждый объект вселенной и она сама находятся внутри Господа. И Он самодостаточен.
Оппозиция (причина / следствие) – тоже часть Господа. Она находится в Его власти.
Мы хотим ясности. Мы ищем «четкость», «понятность». Мы понимаем – «ясность есть следствие Истины». Имеет место представление – «истинно то, что ясно постигается». Однако Господь хочет, чтобы мы получили истинные знания и эти знания должны быть получены как результат труда. Бог выводит нас на «большой труд».
Господь говорит (гл.9, стих 16):
«Я – приношение (кратух); Я – жертва; Я – дары предкам; Я – зажигающая трава; Я – мантра; Я – также и масло, и огонь, и само жертвоприношение». (перевод Анны Безант).
Мы обязаны принизить значение земных благ. Мы должны возвеличить благодать Божью. Ясное дело работа под влиянием такой благодати и есть искомое нами состояние.
Однако здесь и сейчас наши возможности по осознанию себя в таком состоянии малы. Нам нужны консультации! Ведь четыре священнослужителя знают Риг-веду и три другие веды.
Однако Свами Прабхупада говорит четкие и ясные вещи (ШБ, П2, гл.6, стих 26, комментарий учителя).
«Успех «жепра» зависит от правильного произнесения мантр с точной расстановкой ударений. Эта великая наука из-за отсутствия квалифицированных брахманов не применялась в течении четырех тысяч лет, и потому в наше время «жепр» не приносит результатов». Все! Все? Ясное дело Господь нас не оставил!
Бог дал нам понимание, что есть два пути:
1) Путь «Мантры»; 2) Путь «Янтры».
Чтобы пошло лучшее понимание слов Бога, нам помогает М.Альбедиль.
«Янтра может служить: 1) для обозначения персонификации божества, 2) как модель для поклонения божеству, 3) как карта, помогающая освоить и усилить процессы внутренней концентрации и медитации».
Теперь «вчитаемся» в слова Господа (гл.18, стих 61): «Господь обитает (тишт-хати) в сердце каждого живого существа (сарва-бхутанам). Он помещает (арудхани) существа в поток материальной энергии (маяя) посредство Янтр».
Мы видим Господь иначе трактует понятие янтра. У Господа Янтра есть структура параметрического управления процессом «путешествия» существа в составе «глобального сновидения».
Поймем сущность параметрического управления.
Лотос является частью тела Господа-Брахмы. Он же родился на нем. Господь Брахма есть также часть тела Бога. Свами Прабхупада пишет (ШБ, П2, гл.6, ст.23): «Появившись в пустоте вселенной, Брахма не увидел ничего, кроме кромешной тьмы. Он пребывал в растерянности, и Господь, находящийся в Его сердце, вдохновил Его на совершение аскез, благодаря которым он получил все необходимое для жертвоприношений». Господь Бог вдохновил Господа Брахму на открытие в себе «вибхути-силы».
Господь Брахма услышал звук «та-па». Мы должны понять ситуацию: 1) Господь Брахма есть часть Господа (Его второй Пуруша-инкарнации); 2) Господь находится в сердце Господа Брахмы. Слово «тапа» имеет значение «жар», кроме того это же слово имеете смысл «печаль».
Однако более сложное слово «тапас» означает дисциплину, основанную на алгоритме.
Господу Брахме надо было получить элементы жепра. Господь из сердца дал Ему команду:
«Не мысли звук как сотворенный. Он пришел из вечной Реальности» (ШБ, П2, гл.9, стих 8). Господь Брахма вел поиск алгоритма в течение 1000 небесных лет. Он искал алгоритм, с помощью которого внутри ума-манаса можно сделать все, что «нужно для жепра». Это и есть вибхути. Такой вывод мы делаем с помощью следующего знания. Мы делаем анализ слов с корнем «тапа».
Слово «пратапан» означает «распространение», «передача». Слово «тапати» имеет смысл «оживление».
Это с одной стороны. С другой стороны есть термины «трипад-вибхути» и «пада-вибхути». Мы должны вспомнить, что часть третья учения Патанджали зовется «Вибхути пада».
В этом алгоритме йогин интегрирует тело-ум-я для обретения сверхъестественных сил. Мы теперь понимаем: «Мир трипад-вибхути есть мир Господа, а мир пада-вибхути есть мир Господа Брахмы, который получил от Господа ум-манас.
Господь соединяет идею связи существа с Собой с мыслью о системе Брахмы.
Казалось бы, что Он говорит только одну мысль (гл.8, стих 17):
«Те, кто ведают, что день Брахмы
в себе тысячу юг заключает
и что ночь Брахмы столько же длится, –
Они ведают суть дня и ночи».
(Перевод В.С.Семенцова).

Однако мы видим второй смысл в этом стихе Господа (стих 17, гл.8). Господь готовит наше «вибхути». Оно имеет наш уровень.
Господь хочет, чтобы мы с этой мыслью связали факт, что в течение одного дня Брахмы вселенная рождается, существует и умирает (ШБ, П2, гл.10, стих 46).
Мы связываем мысль Господа про день и ночь Господа Брахмы с мыслью про состояния бодрствования и сна у человека. Эти состояния имеют место в сознании ума-манаса. Такое же сознание манаса держит внутри себя все мироздания. Держит бесчисленные множества вселенных. Есть космический ум и от него на каждое существо «отводится» ум-репитер.
Каждая вселенная имеет своего Господа Брахму.
Мы должны понять как устроена связь Господа Брахмы с третьей Пуруша-Инкарнацией-Вишну. Господь Параматма, который Ею и является, трансформирует положения центральной модели Господа Брахмы в индивидуальные программы кармы существ. Мы вступаем в план в вибхути-пады. Этому вступлению поможет наша МП-1.


МП-1

Господь в 7-8-9 главах поэмы соединил две важные темы. С одной стороны Господь начинает раскрывать тайны Своей природы, а с другой стороны Он дает активное продвижение одному из аспектов этой темы.
Господь говорит (гл.9, стих 7):
«В конце мирового проявления все существа поглощаются Моей низшей Природой (Prakriti), при начале новой Кальпы (Периода) Я снова произвожу их Моей эманацией».
(Перевод Анны Безант).

Все это дает новое и сильное представление о Господе, которое является центром притяжения нашей мысли, является генератором искомого нами мышления о Боге. Поясним сказанное. Толкователи обычно придают статический смысл седьмой главе поэмы Господа.
Такое статическое рассмотрение особенно сильно охватывает стихи Господа о его низшей и высшей Природе (стихи 5-6, гл.7).
Однако, если рассматривать эти же стихи в рамках йогической медитации, то происходит чудо: стихи «оживают».
Здесь нужно многое пояснить.
Это центр тайны, которую Бог возжелал сейчас открыть нам. Работа идет в плане медитационной практики. Господь начинает раскрывать суть вибхути-способностей. Работаем!
Дорогой Бог Кришна! Дорогой Бог Брахман! Дорогой Бог Рама! Дорогой Бог Капила! Дорогой Бог Будда! Дорогой Господь Иисус Христос! Дорогая матушка Прадхана! Дорогой Господь Махат! Дорогой Господь Брахма! Дорогой Господь Шива! Дорогой Бог Индра! Дорогой Бог Солнышка! Дорогой Бог месяц Месяцович! Дорогая Богиня Бхуми! Дорогой Бог Море Окенович! А также дорогой Господь Ганеша и дорогой святой Бхарата! Дайте Мне еще глубже осознать «свою» единую сущность с Господом Кришной!

В.С.Семенцов дает перевод:
«Совершением жертвы знанья почитают Меня иные
Как единого, многообразно
Обращенного к миру предметов».

Мы должны приблизить наше изложение к миру предметов. Вот мы от Бога получаем пищу, затем мы желаем вывести остатки съеденного. Господь дал нам выводящее отверстие – анус. Он дал соответствующий эффектор. Его работой управляет Господь Митра. Господь Митра правит также веществом, выводимым из кишечника. Мы узнали про Господа Митру и мы теперь делаем молитву, обращаясь также и к Нему.
Каждое наше чувство (сенсор или эффектор) олицетворяет определенного полубога. Ум-манас представляет самого Господа. Курсантам надо перечитать восьмую главу из нашей первой книги.
Сейчас мы должны показать, что «жертва знанием» функционально есть результат буддхи-йоги. Последняя связана с делом выхода на духовный план Господа. И Господь дает Янтру этого процесса.
Этот план Бог сообщает в стихах девятой главы Своей поэмы (в стихах 16-19).
Техника буддхи-йоги связана с осознанием «тела отсчета». Им служит Атман.
Мы продолжаем медитационную практику – «МП-1».
Господь говорит (гл.10, стих 10):
«Людям постоянно запряженным (сатата-юктанам) в процесс почитания Меня (бхаджатам прити – пурвакам) Я даю (дадам) буддхи-йогу, с помощью которой они достигают (упаянти) Меня».
«Процес почитания Бога должден опираться на факты, которые связаны с Ним» (ШБ, П2, гл.9, текст 34).
Бог поучает (ШБ, П2, гл.9, стих 34):
«Нет пользы от иллюзии, нет пользы от того, что просто кажется (пратий ета). Атман не кажется. Он познается как Атман. Майя, иллюзия есть точно то же, что есть невежество (Томах)».
Б.Ч. Бхарати Свами дает свой перевод:
«Все, что кажется ценным – в действительности иллюзия, если оно не связано со Мной.Мир, что вне тебя – это тень, отблеск света, исходящего от Меня. Этот мир – отражение Реальности». Напомним четкий смысл термина «Йога знания». Он дан Господом во второй главе (стих 55) – это йога человека «прочного в мудрости».
В.С.Семенцов сопоставляет два стиха (стих 24, гл.4 и стих 16, гл.9):
«В жертвенном акте Брахмане
Приношение – Также Брахман
Приносится в жертву Брахманом
На огне энергии Брахмана.
Кто созерцает действие Брахмана,
Тот достигает Брахмана».
* * *
«Жертва» – Я, Я – ее совершенье,
Возглас «свадха», священная куша,
Заклинание, чистое масло,
Я – огонь, Я – в него приношенье»
Учитель В.С.Семенцов говорит, что эти стихи «одинаковы».
Мантра (стих 24, гл.4) ведет к развертке четырех стихов (гл.9, стихи 16-19).
Мы берем эти факторы (их четыре):
1) Господь есть жертва: 2) Господь для мира есть мать и отец; 3) Он – наша цель, опора и хозяин; 4) Он дает тепло и посылает дождь.
Мы ведем тренинг, поэтому сократили тексты стихов.
Работая алгоритмом буддхи-йоги, мы должны сформировать тело отсчета.
Все, сказанное Господом (гл.9, стих 16-19), становится нашим жизненным миром. Подумать иное нельзя: Ведь Господь все дает для дела. Например сам факт, что Бог есть жертва становится для нас изначальной очевидностью. Этот факт становится постоянно значимым и в любом опыте мы должны его объективизировать, такая суммарная работа создает «тело» отсчета, относительно которого мы ведем умозаключения.
Господь ведет речь о построении тела отсчета (гл.6, текст 22, песнь 2, ШБ).
«Йасмад андам вирад джаджне бхутендрийа-гунатмаках тад дравиам атиагад вишвам гобхих суриа иватапан»
Перевод:
Йасмат – из кого; андам – сферы; вират – вселенская форма; джажджне – появилась; бхута – элементы (стихии); индрийа – чувства; гуна – атмаках – качества; тат дравиам – тело, вещь; атиагат – превзошел; вишвам – вселенные; гобхих – лучами; суриах – солнце; ива – как; атапан – излучающий, лучи.
Дополнительное толкование термина дравиам: надо понимать, что дравья представляет собой «тело», на котором созданы и карма и гуны, эти процессы идут одновременно не смешиваясь с «телом», для полного познания этого термина нужно войти в систему вайшешики.
Теперь перевод: «Солнце существует отдельно от своих лучей, хотя пронизывает вселенную. Бог также присутствует в каждом субъекте и объекте. Но Он вне их. Так Он порождает вселенные. Бог создает исходное тело (дравиам), которое охватывает стихии и чувства, гуны и качества».
Надо понимать, что каждая даршана имеет свое «тело» отсчета. Буддхи-йога есть процесс, порождающий даршаны.
Господь руководит этим процессом. Здесь человек жертвует всем во имя Бога, во имя Истины. В разделе «Учение упанишад доступно избранным» (Кн.1) отмечается, что словами «система отсчета» мы переводим термин «Сама даршана». В этой же первой книге (раздел МП-4) даны изображения двух систем отсчета. Первая из них связана с землей, вторая имеет связь с аэростатом. Все системы отсчета равноправны, если они движутся друг относительно друга равномерно и прямолинейно. А.Эйнштейн показал, что этот принцип является универсальным принципом природы. Он охватывает все явления природы. И самое важное: во всех этих системах отсчета свет идет с одной и той же скоростью, это чудо! Бог сделал его, указав на Атман.


Тело медитации

Есть мир сотворенный и есть мир не сотворенный, который занимает три четверти могущества Господа.
Свами Прабхупада дает важное толкование на стих Шримад Бхагаватам (П2, гл.6, стих 18). Он говорит: «…царство трипад-вибхути трансцендентно, мир пада – вибхути материален».
«Трипад-вибхути» – это царство Бога, лежащее за пределами материального неба. Слово «вибхути» означает йогические силы и способности. Третья часть йога-сутр говорит о них.
Предвечный Абсолют вначале берет облик Пуруши-Аватара, облик Маха-Вишну. В этом облике Он творит, но Сам не является частью Своего творения (ШБ, П2, гл.6, текст 39). Процесс творения идет в Нем, но Он не творит, поскольку Он есть материал для творения. Наш Бог принимает образ вселенной. Мы должны увидеть как элементы и облики, состоящие из них, как чувства и понятия, как ощущения и явления становятся частями «тела» Господа. Господь находится в каждом субъекте и объекте. Магический рисунок (янтра) вводит нас в богопочитание.

Рис. 1
(число членов) =8
Круг есть девятый член
Линия Kl разграничена в виде двух линий:
1) верхняя линия K1l1,
2) нижняя линия K2L2.



Мы должны линию KL положить на горизонт. Horizontos означает “разграничивающий». Он представляет собой линию соприкосновения неба с землей.
Наша медитация состоит в обнаружении своего единства с Господом.
Господь нам открыл Буддхи-йогу. В тексте 10-го стиха (гл.10) Бог сообщает о важной роли Буддхи-йоги. Буддхи-йога работает совместно с Истинным Разумом (ИР). Общий Разум включает в себя истинный разум и внешний разум. Буддхийога запрягает его проявить в себе ИР. Истинный разум «приводит» сердце к «Я». Затем он же приводит наше «Я» к Богу.
Буддхи-йога по своей сути есть Свадхьяйя. Этой фразой мы указали координаты буддхи-йоги в формализме Аштанга-йоги. Господь обучает нас как слить сущность ритуала ведического жертвоприношения с техникой йогической садханы. Он вводит понятие о градации феномена жертвоприношения (гл.4, стих 28).
Вот градация, заданная Господом:
1) Дравья – ягьяс, 2) тапо-ягья, 3) йога-ягьяс, 4) свадхьяйя – гьяна – ягьяш.
Ягья (яджня) есть основная форма ведического обряда жертвоприношения. В 28-м стихе Господь вводит модификации этой исходной формы. Здесь дравья есть вещь, тапо есть аскетизм, свадхьяйя – гьяна есть буддхи-йога. Вообще гьяна (джняна) есть метафизическое знание. Господь вводит новый термин «свадхьяйя – джняна – яджня» и Он его повторяет в 33-м тексте (гл.4) в виде «гьяна-ягьях».
Мы должны представить пространство квадрата «abcd» «одетым» на отрезок «KL». Мы создаем прямоугольник, у которого все стороны равны. Эйдетическй образ есть субъективный зрительный феномен. Слово эйдос означает понятие «идеи-образа-вида». Эйдос «KL» есть двойственное образование: в одной линии идут два тракта. Сторона «ab» есть «эфир», «bc» – огонь, «cd» – вода, «da» – земля. Отрезок «kl» по тракту K2L2 являет собой элемент воздуха. Далее. Отрезок «km» дает присутствие манаса. Отрезок «ml» – буддхи, первый тракт k1l1 сообщает наличие аханкары (эго). Круг внутри янтры «abcd» представляет природу дживы. Осознаем поле медитации. Диаметр окружности (символ дживы) равен отрезку «Bk». На поле медитации 8 объектов:
1) Эфир, 2) огонь, 3) вода, 4) земля, 5) воздух, 6) манас, 7) буддхи, 8) аханкара. Названные восемь объектов составляют набор категорий (падарх). Эти категории одновременно являются структурными единицами и процесса бытия и процесса познания. Данное положение нужно осознать. В нашей медитации присутствует (наряду с сотворенными) несотворенный объект – субстанция (дравья).
Мы на простых ситуациях изучаем важные вещи.
К восьми объектам мы должны добавить девятый – дживу. Только в этом случае «субстанция» исполнит свою роль. Итак, девять объектов. На модели дравья имеет девять видов (для нас эйдосов). Четыре «составных» вида – элементы (бхута) земля – вода – огонь – воздух. И пять несоставных видов: эфир, манас, буддхи, аханкара, атман. Составные элементы состоят из атомов (параману). В системе Вайшешика атомы вечны (никем не созданы).
У нас подход другой. У нас путь другой. Господь учит иному. Если мы не встанем на точку зрения Господа, если мы не создадим нужную систему отсчета, то нами не будет совершен необходимый переход состояния жизненного мира.
Наш жизненный мир как система должен изменить свое состояние. Господь нас учит важным вещам (ШБ, П2, гл.6, текст 39):
«Предвечный Абсолют изначально берет облик Маха-Вишну. Он творит, но Сам не является частью творения».
Господь-Абсолют есть материал для творения. Янтра есть универсальный алгоритм Господа.


Техника безопасности.

Наша практика есть целесообразная деятельность, которая ведет к познанию Бога. Потребность в ней связана с необходимостью укрыться от разрушающей работы старости.
Господь Бог вполне дозволяет такое мышление (гл.7, стих 16):
«Есть четыре вида праведных, поклоняющихся Мне: страдающие, жаждущие мудрости, ищущие личных достижений и мудрые» (Перевод Мадам А.Безант).
Познание состоит из психических актов: ощущения, восприятия, представления, образования понятий. Однако мы ищем опыта познания Бога. Мы уже знаем, что «Руки Господа – это боги, предводители и защитники людей». (ШБ, П2, гл.6, стих 6).
Мы должны, принимая знание ШБ, сознавать, что это знание дает нам Господь Брахма. И мы в молитве, среди других имен называем Его имя. Техника безопасности состоит в активном поиске всех тех, кто нам помогает. Речь идет не о том, что небожитель будет иметь неудовольствие по отношению к нам (создавшим ненужную ситуацию). Нет! Наша лень не позволит выйти в дело энтузиазму. Мы, оставаясь фактически мирскими существами, получаем эскапические навыки. Escape есть “бегство”. Мы бежим от реальности в тюрьмы материализма. Мы не желаем видеть богов как руки Господа Кришны. Мы создали вымышленный материалистический мир и держимся за него. Такова главная опасность. Мы в этой главе опираемся на ШБ.
Господь Брахма учит Своего сына Нараду технике безопасности.
При сотворении вселенной Господь Брахма создал различные виды невежества (ШБ, П3, гл.12, стих 2).
Мы (опираясь на это знание) построили Янтру для защиты от невежества.

Рис. 2.

Вот она:
Самообман (ad)
Гнев (ab)
Чувство обладания (bc)
Страх смерти (dc)
K2L2 – иллюзия, из-за которой существа принимают свою плоть за самих себя.


Практика трех путей
освобождения и их единая основа

В Упанишадах мы видим превознесение «пути знания». В поэме Бога возникают три пути. Путь действия, путь знания, путь любви. Однако, «путь действия» в поэме Господа не есть привычная карма-йога. Господь говорит о ритуальных действиях при жертвоприношении. Мы знаем, что Бхагавадгита возникла пять тысяч лет назад в момент перед битвой на поле Куру. Мы знаем, что поэма есть особый вид универсалии. Универсалия есть общее понятие. Посмотрим как живут общие понятия.
«Быть львом» – свойство всех подобных существ. Выходит, что они имеют субстанцию (дравья). Они имеют некую общую «львиность». «Львиность-универсалия» живет реально. Поэтому нет смеси Льва с собакой. Есть свойство «быть Бхагавадгитой» и все копии поэмы живут под охраной.
Поэтому мы не будем жестко держаться современных значений категорий.
Мы должны усвоить, что все три пути охватываются термином «йога». Итак, есть карма-йога, жняна-йога, бхакти-йога. Их ведет общая йога (Буддхи-йога).
Господь нас учит: «Упорное избегание удовольствий связывает человека. Этот процесс подобен привязанности к удовольствиям». Он говорит (гл.6, стих 17):
«Йога уничтожает страдание у того, кто ввел порядок в еде, развлечении, сне и других действиях».
Данное достижение идет по линии буддхи-йоги. Оно есть основа для работы в других йогах.
«Инвариантность» зовется йогой» (гл.2, стих 48) – так учит Господь.
Инвариантность в системах регулирования есть независимость главных параметров системы от изменения других параметров. Эти изменения идут от внешних воздействий. Проблема инвариантности системы входит в круг задач буддхи-йоги.
Три йоги есть три образа трех фазовых координат, которые представляют результат управления, намеченный средствами буддхи-йоги.
Карма-йога ведет план этики, Бхакти-Йога связана с религиозной сферой, Джняна-Йога представляет уровень ума. Мадам Безант делает важный перевод (гл.10, стих 10):
«Этим всегда уравновешенным и с любовью поклоняющимся, Я дарую йогу распознавания, посредством которой они достигают Меня». На фразе «Йога распознавания» мудрая женщина делает ремарку – «Буддхи-Йога».
Свами Прабхупада в своем толковании к стиху (гл.10, стих 10) Господа пишет:
«Буддхи-йога есть деятельность в сознании Кришны; это – высочайшее проявление разума. Буддхи означает «разум», а йога – «мистическая деятельность» или «мистический подъем». Деятельность человека, который пытается вернуться домой, назад к Господу, и обращается к сознанию Кришны, в преданном служении называется буддхи-йогой». Лучше нельзя сказать. Дальше в этой книге мы будем давать алгоритмы инвариантного регулирования, сообщенные Господом в поэме. Поясним инструментальный прием буддхи-йоги, который дал нам Бог.
Идет тренинг «непривязанности» к видимому. Такая непривязанность может быть следствием управляемого изменения положения системы отсчета (СО). В простейшем случае СО мыслится как даршана. Слово даршана переводится как наблюдение, инструмент видения.
Мудрец Патанджали в стихе (II.6) сообщает: «Асмита есть отождествление сил Видящего (Пуруши) с инструментом видения».
Однако главные средства буддхи-йоги лежат в переносе системы отсчета на другое тело. В обычном состоянии бодрствования буддхи и читта работают посредством ума! Ум удерживает образы объектов, буддхи их идентифицирует. Буддхи есть субъективная часть ума, посредством которой мы принимаем решения. Однако ум «сидит» и на космическом уровне, коллективный ум – работа органов всех существ на Земле. Этот ум связан с Господом Параматмой. Космический ум – работа органов всех живых существо уже во всех мирах. Здесь уровень Маха-Вишну.
Функция ума вообще может быть сопоставима с работой маномайя коши, астрального тела и коммутатора впечатлений.
У ума (манаса) есть два режима. Режим первый: ум подчинен картине мира, которая советует захватывать удовольствия. Ясное дело весь мир сидит вне такого ума. Режим второй: мир «сидит» внутри ума, экстрасенсорное восприятие, ясновидение возможны только от того, что и солнце и луна есть особые функции манаса. Таков типовергентный ум (ТВУ). В теории относительности кривизна пространства есть следствие ТВУ-подхода. Буддхи-йога ведет к использованию ТВУ-моделей. Мы не знаем какова действительность на самом деле. Нам нужны модели, которые позволяют понимать.


Погружение умом в предмет

И.Н.Шкуратов пишет: «Жизненный мир охватывает не только личную, но и общественную жизнь человека». Атман делает себе мир исходных очевидностей, значимых во всяком объектном опыте для создания его фазовых координат. Жизнь в естественной установке связана с погружением в выполнение предметно-направленных актов сознания. Мир объекта выступает универсальной темой и основой интереса.
Жизненный мир родит естественную установку. Естественно научная картина мира возникает путем идеализации донаучного жизненного мира. Мы выступаем одновременно субъектами, делающими мир, и объектами мира жизненного. Нужно сделать шаг вперед.
Господь говорит:
«Жертва – Я, Я – ее совершенье,
Возглас «свадха», священная Куша,
Заклинание, чистое масло,
Я – огонь, Я – в него приношенье». (Гл.9, стих 16).
Данный стих Господа заставляет нас подумать о том, что Бог не может быть объектом. Мы изучаем вопрос «как надо думать о Боге?» Наш опыт ритуала жертвоприношения на этом состоялся.
«В жертвенном акте – Брахмане
приношение – также Брахман
приносится в жертву Брахманом.
На огне энергии Брахмана.
Кто созерцает действие – Брахмана,
Тот достигает Брахмана». (гл.4, стих 24).
Теперь надо понять практическую ситуацию садханы. Да, курсант пришел с учителем в лес. Оба они подумали о Боге. Затем последовало обращение (молитва) к Господу Шри Кришне и богам.
Ученик хорошо знает текст поэмы. Он четко знает, что приведенные выше стихи (гл.4, стих 24 и гл.9, стих 16) составляют сущность алгоритма жертвы знанием (гл.9, стих 15). Кроме того он сознает, что жертва знанием синхронна с садханой буддхи-йога (гл.4, стих 28). В 28-м тексте (гл.4) Господь ввел термин «Свадхьяйя – джняна – яджня» или (что одно) «свадхьяйя – гьяна – ягьяш».
Яджня выводит нас из мира материи!
И здесь Господь открывает новое знание. Он говорит: «Нужно искать оппозицию между двумя «стихами-эйдосами».
Первый стих (гл.9, стих 16): «Жертва – Я, Я – ее совершенье…» – известен хорошо.
Стих второй освоен слабее (гл.7, стих 4).
«Земля, воды, огонь и ветер,
Манас, буддхи, пространство, эго –
Это Моя природа,
Разделенная восьмичастно».
Перед нами два вида знания о Господе. Знание (гл.7, стих 4) есть знание системы, структуры, функции. Знание (гл.9, стих 16) – знание алгоритма, автомата, ритуала. Первое знание ближе к упашишадам. Их цель – удовлетворение желания познать Брахмана. Втоое знание ближе к Ведам. Их цель – организация следования ритуальному предписанию. Средства Господа в этой сфере широки. Мантры! Слова Бога несут в себе огромную энергию. Лучше знать мантру на санскрите. Пение священных слов, сказанных Богом, позволяет высвободить и запустить в дело энергию мантры. Конечно, делать это надо предписанным образом. Здесь – трудности. Цель мантры – питание души. Дальше идут Брахманы, идут ритуальные предписания (видхи). Есть толкование сюжетов мантр. У нас есть текст Бога. У нас есть Господь Параматма, который нас ведет. Вот решение. Его дал Господь!
В.С.Семенцов сделал важное исследование. В древнем знании дана градация жертвоприношений. Учитель приводит ее:
1) жертва живым существам, 2) жертва людям, 3) жертва предкам, 4) жертва богам, 5) жертва Брахману.
И ученый говорит: «Свадхьяя занимает самое важное место: она помещена последней, в виде «жертвы Брахману».
В.С.Костюченко пишет: «характерно, что «образцовым» жертвоприношением оказывается бескорыстная деятельность воплотившегося Бога». (гл.8, стих 4). Сам стих таков (гл.8, стих 4): «знание элементов касается Моей преходящей природы, знание светозарных (богов) касается жизнедающей энергии (Пуруша), знание жертвы свидетельствует обо Мне, как о носителе тела». (Перевод А. Безант).
В мире сноподобная иллюзия берет на себя многие формы. Сознание наше сидит в Манасе (в уме). Оно переходит из одного состояния в другое. Сознание ума смотрит на оболочку и говорит: «Это я». Оно видит мир и думает: «Это все мое». Мы свою систему отсчета (СО) вносим в манас. Мир тоже вносим в него. Все внутри Манаса-ума. Мы видим: «Пространства-времени нет». Какое время, какое пространство? Я на экране сам формирую виртуальный вымысел. И только внутри его начинает работать пространство – время. Что говорит Шрути?
«Без восприятия невозможно воздействие. Если предмет не воздействует и не воспринимается сознанием, субъектом, он не существует. Таким образом 1) мысли, 2) природные явления, и 3) окружающее существуют лишь в сознании субъекта. Существовать – значит существовать в чьем-то сознании. Тот, в чьем сознании существуют все субъекты, есть Сверхсубъект». (ШБ, П2, гл.10, стих 9). Перевод Б.Ч.Бхарати Свами.


Встреча с Господом

Обратимся к Господу и богам с молитвой: «Дорогой Бог Кришна! Дорогой Бог Брахман! Дорогой Бог Рама! Дорогой Бог Капила! Дорогой Бог Будда! Дорогой Господь Иисус Христос! Дорогая Матушка Прадхана! Дорогой Господь Махат! Дорогой Господь Брахма! Дорогой Господь Шива! Дорогой Бог Индра! Дорогой Господь Варуна! Дорогой Бог Митра! Дорогой Бог Солнышка! Дорогой Бог Месяц Месяцевич! Дорогая Богиня Бхуми! Дорогой Бог Море Океанович!» Дорогой Риши Нарада! А также дорогой Господь Ганеша! А также дорогой Святой Бхарата! Поруководите моей тренировкой! Сделайте так, чтобы я лучше понял темперацию Всевышнего и тела Вселенной!».
«Мое неприрывное служение Господу принесло плоды!» – пусть курсант испытает на деле смысл этих слов. Служение Господу несет человеку четкое чувство Его присутствия.
Созерцание Бога есть служение Ему. Сам Он и служение Ему есть одно. Прежде чем «идти» к Богу курсант должен вчитаться в смысл 23-го стиха (ШБ, П1, гл.6): «Если преданный занимается служением Абсолютной Истине даже несколько дней, его разум становится устойчивым и сосредоточивается на Мне. И человек становится Моим спутником».
И вот мы входим к Господу!
Вот стих, который ведет нас (ШБ, П1, гл.6, стих 15): «Тасмин нирманудже арание пиппалопастха ашритах атманатманам атмастхам иатха – шрутам ачинтайам».
Перевод таков:
Тасмин – в том; нирманудже – в необитаемом месте; арание – в лесу; пиппаха – баньяновое дерево; упастхе – сидя под; ашритах – обретя кров; атманатманам – Господь Параматма (атман атмана); атма-стхам – пребывающий во мне; йатха – Шрутам – как я услышал от освобожденных; ачинтайам – медитировал.
Вот текст: «Под деревом (баньяна), погрузившись в медитацию, я вышел к Господу Параматме (Который пребывает во мне, так учат просветленные)». Такой практический опыт дает нам Риши Нарада!
Мы должны начать думать о лотосных стопах Бога. И в лотосе сердца Господь предстанет. В этот момент мы выходим в новую безмерную жизнь. Ощущаем невиданную любовь к Господу.
Учитель Б.Ч. Бхарати Свами дает перевод следующего стиха: «Я размышлял о лотосных стопах Господа, как вдруг Сам Господь предстал предо мной на лотосе моего сердца. Слезы потекли из моих глаз, и я испытал неземную радость». (ШБ, П1, гл.6, стих 16).
Господь нам скажет то, что надо. Но нужно иметь готовность к Его ответу на молитву. Чтоб входить к нам Господь принял облики вначале Своей Первой Пуруша – инкарнации (Махат-Вишну), затем второй (создав Господа Брахму). Затем Господь вошел в наше сердце в виде Своей третьей Пуруша-инкарнации. Он принял форму Господа Параматмы. И мы должны испытать (уже пошла самопроизвольная медитация), мы должны увидеть как Абсолют имеет эти облики. В этих обликах Он творит, Он творит тело вселенной. Но Сам Он не становится частью творения. Творение идет в Нем: Он не творит, ибо Он есть материал творения. Ясное дело, для того, чтобы увидеть материал надо иметь на виду всю систему (дравья). Надо иметь практику.

Пополнение знаний

Мы легко можем наблюдать системы, в которых идет сбор информации. В них делается кодирование. В них идет труд по передаче информации. Сильны процессы преобразования.
Мы знаем о многообразии информации ведической литературы. Оно ошеломляет. Это многообразие превышает силы и способности человека. Но есть также обширный комплекс смрити: Махабхарата и другие итихасы.
Был мощный процесс по специализации брахманских семей по хранению и передаче всех этих знаний. Хранение жило в уме! Мы легко понимаем сущность информационных процессов. Вычислительную машину мы можем построить на основе чисто человеческого фактора.
О ком мы собираем информацию? Ответ. О Боге. Первую материю Господь задает в виде пяти стихий (гл.7, стих 4). «Земля, вода, огонь, воздух, эфир». Стихии создают в себе пары противоположностей: (тепло/холод), (сухость/влажность) и т.д. Стихии – основа вещей. Их человек воспринимает чувствами. Форма сидит в огне. Работа материи и формы есть бытие: потенция переходит в явное. Формой всех форм ведает Бог. Нет движения вне вещей. Источником движения является Господь. На нем стоит Его система отсчета (СО). Он двигает не будучи приведены в движение, ибо Он создает время. Какие виды движения есть у Бога? Ответ. Возникновение и гибель, изменение места и перемена. Перемена есть изменение. Идет перемена сущности и места, качества и количества.
То, что мы видим в информации (в процессах ее обработки, передачи, сохранения) имеет место в другой более тонкой субстанции – в пране. Если в обществе мы видим информацию, то в жизни должны заметить прану. Жизнь есть процесс накопления и передачи, преобразования и сохранения праны. Мы должны понимать сущность энергии. Но она по сравнению с праной более материальна. Есть сознательное управление энергией, а также информацией. Есть такое же управление праной. Все живое, и клеточка и организм, есть работа праны, вариант ее потока. Понятие человеческого существа шире понятия организма человека.
Подобно тому как огонь несет в себе форму, ветер несет в себе прану. Свами Вивеканда пишет: «Какой силой эфир превратился в эту вселенную? Силой праны. Как Акаша (эфир) есть бесконечная всюду находящаяся материя этой Вселенной, совершенно так же прана есть проявляющаяся сила». В поэме Господь движение понимает как изменение. Противоположностью движения Бог называет спокойствие. Наш Бог с концепцией движения связывает сущность феномена времени и пространства. В европейской философии похожий взгляд создал Аристотель. Мы опираемся на материалы философского словаря И.В.Андрущенко. Мифическое время – это время первопредметов и перводействий.
Мы знаем, что есть знаменитый гимн о Пуруше (РВХ90). Представим себе человекообразное первосущество. В него входит и Космос и время и существа. Этот Пуруша Сам порождает Себя (РВХ90.5). Есть космическое жертвоприношение. Космический жепр – кратко кожепр. Так вот Пуруша есть объект почитания, он есть и жертва, он есть плод жепра. Глядим глубже. Из ума – манаса Пуруши возникла Луна. Из Его глазок – Солнышко. Из дыхания – ветер. Из уст – огонь.
После смерти глаза идут к солнцу, а дыхание к ветру и т.д. Части Пуруши порождают части Космоса. Части космоса (в свою очередь) порождают части человека.
Наш Бог говорит (гл.7, стих 9): «Я – изначальный аромат земли, и Я – жар огня, Я жизнь всех живущих, и Я тапасья всех аскетов».
Однако в поэме (стих 4, гл.7) Бог открывает Себя также в уме, разуме и ложном эго.
В соответствии с этой концепцией душа выступает как неотделимый от тела организующий его принцип. Господь раскрыл нам тайну, что душа создает сущность и цель одушевленных тел. Смерть тела высвобождает душу для вечной жизни, она сама бессмертна. Господь дал понять нам, что чувственное дает индивидуальный уровень бытия. Идут ощущения, представления, идет опыт. Перейдем к Ригведе.
Из рта Пуруши возникли брахманы, из рук – кшатрии, из бедер – вайшьи, из ног – шудры (РВХ90.12). Такие преобразования делает прана. Вот суть праны. Пранаяма есть управление праной. По степени важности в процессе поглощения праны на первом месте стоят нервные окончания носовых полостей, затем легочные альвеолы, язык и кожа. Мы опираемся на материалы А. ван Лисбета. Наша задача – глубоко понять стихи Господа. Сделаем сравнение. Господь учит (гл.4, стих 24):
«В жертвенном акте – Брахмане
Приношение – также Брахман
Приносится в жертву Брахманом
На огне энергии Брахмана.
Кто созерцает действие – Брахмана,
Тот достигает Брахмана».
Господь раскрывает суть пранического процесса (гл.4,
стих 29):
«Можно жертвовать в пране апану иль,
напротив, в апане – прану:
Так, дыханий пути преграждая,
Пранаяму, аскеты свершают».
(Перевод В.С.Семенцова)
Всеволод Сергеевич дает еще один важный перевод.
Господь говорит (гл.6, стих 13):
«Держа ровно голову, шею,
телом всем неподвижен, спокоен,
Взор направив на кончик носа,
Вправо, влево не озираясь».
Заднесрединный меридиан (ДУ) включает точку «су-ляо» (кончик носа) – это канал праны, которая идет от нижнего пранического тела. Это тело дает жизненную энергию. Верхнее тело связано с точкой интан. Эта точка сидит между бровями. Меридиан ДУ по спине входит в голову, поднимается к макушке и спускается по лбу на кончик носа.
Господь нас учит (гл.5, стих 27):
«Отвратившись от внешних предметов,
меж бровями свой взор уставив,
Уровняв внутри носа дыханья,
Что зовутся апана и прана».
(перевод В.С.Семенцова).

Заднесрединный меридиан, поднимаясь по средней линии спины, входит в точку дачжуй. О ней мы сейчас сделаем более подробное сообщение.
Точку дачжуй Андрэ ван Лисбет зовет «Гнездом жизни». В этой точке находится дыхательный центр. Он сидит между 7-м шейным позвонком и первым грудным. Функция центра – адаптация дыхания как к внешним, так и внутренним условиям.
Возникает вопрос: «Какая природа этих точек?» В нашей второй книге в разделе «тело медитации» были введены важные понятия. Вот они: аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнянамайя, анандамайя. Эти объекты зовутся кошами. Источником всех кош служит Анандамайя – коша. Ананада есть Блажество. «Блаженство – прана» идет от Атмана. Хотя сам Атман выше «пространства-времени», анандамайя несет внешнее время и пространство. Виджнянамайя есть структура аханкары, которая связана с буддхи.
Виджнянамайя и маномайя друг друга перекрывают. В маномайя – коше сидят инструменты восприятия. Если смотреть уже с физической точки зрения, то все коши сидят в Аннамайи. Пранамайя есть наше и духовное и материальное праническое тело. Общая модель такая. Аннамайя сделана пищей. Пранамайя двойственна. Одна ее часть служит аннамайе, другая работает на высший комплекс кош. Сознание идет от пары «манамайя плюс виджнянамайя». Места, где высшие (психические) силы кош идут к низшим (аннамайя плюс низшая пранамайя), и есть наши точки или центры. Их много.


Плод МП-1

Господь подвел нас к великому открытию. Он показал нам сущность йоги.
Он подвел к тому месту, где идет основная работа в йоговском цеху.
Свами Прабхупада в своем комментарии к стиху 61 (гл.18) пишет:
«Бог, то есть Сам Кришна, в виде локализованной Параматмы, присутствует в сердце, направляя живое существо». Господь побуждает природу создавать нужный тип тела для каждого существа. Этот сложный процесс есть реализация янтр. В метафизическом смысле янтра есть особое воззрение (ОВ). Янтра все объективно действительное представляет как идеал как дух-разум. Янтра описывает исходно материальную систему как форму проявления духа, как ОВ. Янтры могут быть двух видов (ОВ1 и ОВ2). Особое воззрение ОВ1 представляет сущность идеи. Например, мысль, замысел технической системы. ОВ2 работает в сфере явления. Например, янтра системы И.Фихте. Тут интересно явление.
Янтра есть определенность (конструкт), рассматривающая вещи как комплексы представлений. Она выдает бытие как сознание. Это сознание тождественно процессу восприятия.
Янтра побуждает нас понимать язык Бога, но не притязать на объяснение всего только телесными причинами. Ясное дело система янтры заставляет видеть «процесс» в самом себе. Чистый имманентный подход. Ниже мы будем использовать Великую Янтру йогического сосредоточения.
Речь пойдет относительно оболочек (коша) Атмана. Здесь попытка изобразить сферу явления (особое воззрение).
Рассмотрим янтру. Она трансформирована до вида, представленного на рисунке. Этот вид будем называть «демонстрационным». Здесь дано полезное упражнение. Курсант должен сопоставить вид янтры, заданный в разделе «Тело медитации» с данным «видом». Янтра получила вид диаграммы, на которой обозначен высший план и низший уровень (dc). Четыре «соотношения» заданы точками S, m, R, T. Явление янтры формирует представление.


Рис. 3.
Окружность есть символ Атмана и Духа.
Точка S знаменует момент соотношения духа и праны.
Низшая прана работает (d) на пищевую оболочку.
Отрезок K1L1 обозначает причинное тело, отрезок km задает тело физическое, отрезок ml представляет тело астральное.
Линия dc знаменует аннамайю, или пищевую оболочку;
kl – анандамайю, оболочку блаженства (K2L2).
da – пранамайю, облочку праны;
ab – маномайю, облочку ума;
bc – виджнянамайю, оболочку развернутого сознания.

Строго говоря вся фигура погружена в анандамайю.
Однако мы условно соединили ее с линией kl. Этот отрезок касается линии пранамайи и линии виджнянамайи. В определенном смысле так и есть «на самом деле».
Мостом между телом и духом служит восприятие и память. Здесь нужна прана с одной стороны и буддхи с другой. Это две точки: точка k и точка l.
Бог в Своей поэме расширил границы Санкхьи и ввел в работу концепцию праны. Господь обладает анандой (блаженством). Ананда есть аспект природы Господа. Господь отмечает (гл.18, стих 55):
«Силой бхакти Меня он познает –
Кто Я есть и каков по сути,
А затем, суть Мою изведав,
Он в Мое бытие погрузится».
(перевод В.С.Семенцова).

Пранамайя коша работает и на дух и на материю. Мы назовем эти две праны именами «высшая прана» и «низшая прана». Низшая прана сидит в пищевом теле (аннамайя). Высшая прана служит духу. Истинные силы идут сверху. Мы видим труд слоя, формируемого пищей. Он может существовать только «силой» маномайи и Виджнянамайи. «Места, где психические силы действуют на нижние слои и входят с ними в контакт, называются «чакрами»».
Мы выше представили цитату из книги А. ван Лисбета.
Когда йог уходит в Анандамайю, то он становится зрителем. Он испытывает абсолютное блаженство. При этом Аннамайя приводится в действие Пранамайей. Силы праны бегут по сотням тысяч трактов (нади). Пранамайя получает управление от Маномайи. Чакры кодируют поток знания высшего уровня в информацию для низшего уровня.
Антенна есть аналог чакры. Нади есть каскады приемника. Энергия работы приемника есть аналог праны. Хотя в антенну приходит также прана, но это «высшая» прана. Сам приемник работает низшей праной.
А. ван Лисбет пишет: «Мы видели, что некоторые нади соответствуют меридианам акупунктуры. Китайские точки, или центры, в которые специалист по акупунктуре вкалывает золотые иголки, воздействуя на пролегающие вдоль меридианов силовые линии, – это чакры».
Мы понимаем, что все точки, подобные тем, которые рассматривает Бог, есть чакры. В теле человека сидят тысячи чакр.
Информацию по «китайским точкам» мы взяли из работ Ли Дина, а также Ма Литана.