Сарматский субстрат славянского племени полян

Олег Гуцуляк
  На основании материалов могильников и некоторых других данных учёными была определена обширная полянская территория, включающая Киев, Любеч, Чернигов, Переяславль. Наиболее широко на Киевщине исследованы поселения Монастырек, Каневское, Сахновское. На поселениях сооружались полуземлянки со столбовой или срубной конструкцией стен и отопительными устройствами – печами, сложенными из камня, глины или каменно-глиняными. Но кроме обычных для сельских поселений жилищ, частично углубленных в землю, в древнем Киеве, особенно в районе Подола, сооружались наземные срубные дома. В центральной части древнего Киева уже в X в. возводились каменные и кирпичные дворцы феодальной знати, христианские храмы, сменившие язы¬ческие капища.

Все святилища, будучи изолированы от поселений, приблизительно одина-ковой архитектуры: их образовывали небольшие круглые или овальные площадки с плоской поверхностью, окруженные рвом или валом либо же тем и другим. Костры являлись обязательным атрибутом святилищ. Б. А. Рыбаков увидел в форме этого святилища антропоморфные очертания. Он пишет: «Обозначены голова, раскинутые в стороны женские груди, обрисованы бедра и внизу ступни ног. Самый массивный столб приходится на место сердца этой гигантской статуи, распростертой на вы¬ соком берегу реки. В кострище найдены кости птицы и быка. Возможно, что перед нами своеобразная форма жертвоприношения какому-то значительному женскому божеству – Мокошь, а может быть, богине смерти Бабе-Яге (рядом расположен могильник, а сама фигура помещена головой к северу, к царству мрака и смерти). О женской сущности божества говорят и пряслица для веретен, найденные в этом своеоб-разном святилище» [Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы истории.. – 1974. – № 1.  – С. 14-15].

Для полян характерен обряд кремации на стороне и месте погребения (Чер¬ная Могила в Чернигове и др.). Безурновые и реже урновые погребения совершались на горизонте и в насыпи на глиняных площадках [Славяне Юго-Восточной Европы в предгосударственный период / В. Д. Баран, Е. В. Максимов, Б. В. Магомедов и др. АН УССР. Ин-т археологии; Редкол.: В. Д. Баран (отв. ред.) и др.– Киев : Наук. думка. 1990. – C. 309, 433].

Как указывает российский археолог В. Седов, группа среднеднепровских славян в  ІХ-ХІІ вв., погребавшая мертвых в грунтовых могилах под курганами, сформировалась вследствии славянизации местных ираноязычных скифо-сарматских племен, конкретизируя их как носителей пеньковской культуры, наследницы северного варианта черняховской культуры [Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Сов. археология. – 1972. – № 4. – С. 118]. «… Предшественниками Полянских подкурганных погребений в глубоких ямах B. В. Седов считает трупоположения VI-VII вв. Среднего Поднепровья (ти¬па Балаклеи и Поставмук), в свою оче¬редь, восходящие к черняховскому и скифскому обрядам, что отражает иранский этнический компонент в со¬ ставе среднеднепровских полян. Преемственность обряда ямных трупоположе¬ ний в Среднем Поднепровье подтвер¬ждается преемственностью антрополо-гических типов — скифского, черняхов¬ ского и Полянского» [Славяне Юго-Восточной Европы в предгосударственный период / В. Д. Баран, Е. В. Максимов, Б. В. Магомедов и др. АН УССР. Ин-т археологии; Редкол.: В. Д. Баран (отв. ред.) и др.– Киев : Наук. думка. 1990. – C. 309]. Выдающийся советский и российский антрополог Т.И.Алексеева пишет, что поляне представляют собой непосредственных потомков черняховцев, которые, в свою очередь, обнаруживают антропологическую преемственность со скифами лесной полосы [Алексеева Т.И. Антропологический состав восточнославянских народов и проблема их происхождения // Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии. – М.: Наука, 1974. – С. 69-76].  Иными словами, славяне, оставившие среднеднепровские курганные трупоположения в грунтовых ямах, в значительной мере были наследниками скифо-сарматских племен.

Определенная часть среднеднепровских племен мигрировала на запад и колонизировала земли Верхнего и Среднего Приднестровья, о чем свидетельствуют курганы (например, курган «Настасина могила», возле с. Крилос, которое на месте древнего Галича) и одиночные находки, связанные с данной культурой.

Известный русский историк и исследователь древнерусских летописей В.Н.Татищев считал, что название Киева происходит от сарматского слова kivi «камень»: «… Киев, главный город в Малой Руси, на правом берегу Днепра, ниже устья реки Десны, на горе довольно высокой, весьма древней, от славян называн Горы, а от сармат Киви, то же значит, от чего имя Киев осталось. Нестор или кто по нем, не зная произвождения имяни сарматского, басню сложил о Кие князе с братиею, но древние римские географы имя Горы довольно знали, яко же и сам Нестор Горы имянует» [Татищев В.Н. Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской // http://nauka.bg/forum/index.php?showtopic=10351]. Правда, В.Н. Татищев не указал источника, откуда он узнал об этом сарматском слове, но поскольку оно есть в карельском языке, а во времена Татищева угро-финнские племена отождествлялись с сарматами, то, видимо, к реальным ираноязычным сарматам версия Татищева не имеет отношения…

Но с сарматами, часть которых, как прямо указывают их современники, говорила не только на североиранских (индоевропейских) языках, но и на северокавказских, все же, обнаруживается весьма чёткая связь Кия: «… В предгорьях главного Кавказского хребта, на территории Ингушетии лежит древнее нахское селение Кий. Его основал родоначальник Киевых. Имя Кий является именем-оберегом. Подобные имена давались, считая, что оно будет оберегать человека. Слово «кий» имеет значения «потаенность», «сокрытость», «укрытость» и всё прочее, что близко к слову тайна. Человек, как бы, самим именем был сокрыт от злых духов и сил, которые могли принести ему вред, ущерб и всё плохое…  В нахской ономастике присутствовало древнейшее личное имя – ШекIа (> Шек > Щек), имеющее буквальное значение «мраморный», а смысловое – «чистый». Это имя было весьма популярным еще в ХIX, в начале XX вв. Третьего брата звали  Хорив. Это, скорее всего, прозвище, данное из-за того, что он, должно быть обладал свойствами, присущими шаманам, предсказателям, знахарям и им подобным. Прозвище возникло, вероятно на базе словосочетания, совершенно тождественного нахскому словосочетанию «Хоур и ва» – «Он является знающим», в котором хоур – «знающий», и – «он», ва – «есть», «является». Именем Хорив, развившимся из словосочетания «Хоур и ва» вайнахи, могут именовать и сегодня любого шамана, предсказателя, знахаря... Самым привлекательным для исследования является имя Лыбедь… У нахов до сих пор сохранилось древнее женское имя Либи ( / Либа), произведенное от глагола – ла- «желать», имеющее значение «желанный, - ая, -ое,- ые»… – «Либе да» – «желанным является (ребенок)». Это словосочетание, слившись в словообразование, дало нахское имя «либеда», также обозначающим «желанная»… А … имя племени – анты?..  По-вайнахски ана- «степь», с топоформантом -т- и окончанием множественного числа -ай или -ой: антай или антой могло означать «степные», то есть то же, что и древнерусское поляне… Очень интересное замечание и особенно в сочетании с тем, что в нахских языках присутствует слово анда / андо / онда, имеющее значение «крепкий», «сильный», «прочный», «могучий»… До сих пор нет признанной этимологией слова «серб». А между тем один из нахских влиятельных родов именуется «саьрби» (аь – ;). Его основа – саьр, восходящая к – ц1аьр –«боговы», «богу принадлежащие», «от бога происходящие»; би – древний  вариант глагола –ба – «есть, являются», б – классный префикс глагола – би  (/ба). Нахский этноним саьрби (< цIаьрби) имеет значение «Бога люди», «боговы»…» [Ингуши (нахи) в Киевской Руси // http://akievgalgei.livejournal.com/17888.html].

Миграции сармато-аланских и славяно-полянских племен объясняют тот факт, почему название «Киев» встречается более 60-ти раз на обширной восточноевропейской территории. Например, село Киево имеется в земле Хелмской, в Средском уезде их два. В Иновроцлавском уезде, кроме Киево, имеется также населенный пункт Киевица и село Киевская Воля. На территории Пенчковского уезда имеются сёла Кияны и Кии. Сёла с названием Киев есть в Ново-Радомском уезде и в Силезии. В Мазовше есть село Киевицы. Сёла Кияны имеются в Западной Волыни и в южных районах Литвы. Сёла с названием Киевец – в уездах Слуцком и Бяльском. Город Киев есть в Моравии, село Киев – в Венгрии. Село Кий есть в сербской Лужице, посёлок Киево – в крае Косово.
Следы иранского влияния на восточнославянские языки оказываются не только в материалах лексики, но обнаруживаются и в фонетике и грамматике. В.И. Абаев показал, что смена взрывного g, характерного общеславянскому праязыку, в задненёбный фрикативный h произошло в некоторых славянских языках (в том числе в южной части восточнославянского ареала) в условиях скифо-сарматского влияния. Поскольку фонетика, как правило, не перенимается от соседей, это дает основание В.И. Абаеву утверждать, что в формировании южной части восточного славянства (будущие украинские и южнорусские наречия) принимал участие скифо-сарматский субстрат. Также следствием скифо-сарматского влияния были также образование в восточнославянском языке генетива-аккузатива и близость восточнославянской и осетинской в перфектирующей функции превербов.

В числе языческих богов, которым поклонялись восточные славяне, летописи называют Хорса и Симаргла, иранское (скифо-сарматское) происхождение которых является безспорным. В.И. Абаев обнаруживает также семантическую и этимологическую параллель между восточнославянским божеством Родом и осетинским Naf (Род) [Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Сов. археология. — 1972. — № 4. — С. 126-127] (с этим интересно сопоставить слав. Навь «дух предка»). В языческом пантеоне западных и южных славян божества иранского происхождения неизвестны.

Сарматы, подвергшись влиянию пришедших с севера славян, вероятнее всего, в языковом плане, однако, в сравнении с трупосожжением собственно славян, сохранили свой черняховский обряд (религиозное мировоззрение), следствием чего погребения наследников черняховских племен на этой территории оказываются идентичны – трупоположение в курганах с грунтовыми ямами.

Также со славянизацией скифо-сармат Среднего Поднепровья антропологический состав черняховцев – мезодолихокранный узколицый тип – не был прерван. Вследствие того, что произошли смена вида питания [Пархоменко В.А. Русь в IX веке // Известия Отделения русского языка и словесности Русской Академии наук. – Пг., 1918. – Т. ХII. – С. 133] и места обитания (на горных породах – «киевских холмах») [Vassal P. Brachycephalie doitre et terrain granitique // Revue pathol., gen. et phisiol. clinique. — 1957. — V.57, N 688], кочевые  аланы-долихокефалы трансформировались в оседлых земледельцев полян-брахикефалов.

Осетины, как вероятные наследники сармат на Кавказе, являются четкими представителями широколицего кавкасионского антропологического типа, в то время как аланы, рассматриваемые как одно из центральных сарматских племен Кавказа и Европы, оказываются представителями совсем иного типа – узколицего варианта европеоидной расы. Отличия между осетинами и аланами по скуловой широте максимальны в границах европеоидной расы, то есть генетического родства между ними нет. Пришлое аланское население только передало местному кавказскому населению свой язык, обусловило влияние на культуру [Цветкова Н.Н. Антропологический материал как исторический источник // Славяне: Этногенез и этническая история (Междисциплинарные исследования): Межвузовский сборник. – Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. – С. 21]. Из-за этого влияния ираноязычных сарматов значительная часть кавказских народов стала идентифицироватся для Европы как сарматы (т.е. принадлежащие к Сарматской цивилизации), а принявшие даже язык сарматов – как аланы

Это же подверждают данные ДНК-генеалогии, согласно которой гаплогруппа G2a1a1 – это, в основном, грузины и осетины (как дигорцы, так и иронцы): «… У дигорцев этого субклада 55% среди всего населения, у иронцев – 72%. У грузин гаплогруппы G2a 36% от всего мужского населения, из них две трети приходится на G2a1a1. А G2a3b1 – это, в основном, абхазы (24%), черкесы (38%), шапсуги (86%), немного грузин (12%). У всех этих народностей есть пересечения по обоим субкладам – 1% пересечения у шапсугов, 2% у иронцев, 5% у дигорцев, 14% у черкесов, половина у абхазов, треть у грузин. Но род все равно один – это род G2a, древностью 20 тысяч лет… Поэтому легенды, что именно осетины происходят от аланов, не имеют под собой никаких серьезных оснований. На самом деле об этом говорят данные и антропологии, и лингвистики, согласно которым несмотря на индоевропейский (в целом) язык осетин, который мог принадлежать и аланам, и скифам, и ариям, у них отчетливо проявляется (и в языке, и в краниологии) «местный субстрат», позволяющий относить осетин к автохтонному (то есть сугубо местному, исконному, коренному) типу, а не к пришельцам типа алан. Видимо, эти характеристики доарийского (доиранского) местного населения присущи гаплогруппе G2a со времен около 5000 лет назад на Кавказе, а до того – из Европы, и возможно, из Передней Азии, например, с Иранского плато. Из Европы – потому что местные, центрально-европейские носители гаплогруппы G2a из Европы исчезли в середине III тыс. до н.э. и реконструируются только по ископаемым гаплотипам» [Клёсов А.А. Что говорит ДНК-генеалогия о кавказцах – 2 // http://pereformat.ru/2013/09/west-kavkaz-dna/].

Письменные источники всегда четко различают алан и сармат, никогда не отождествляя их [Габуев Т.А. Происхождения алан по данным письменных источников // Вестник древней истории. – 2000. — № 3. – С.50-51]. Вероятно, что Птолемею аланы известны как «аланорсы» (alanorsoi), где компонент «алан» происходит из тюркских языков (alan, alang, jalan) и объясняется как «равнина, поле, долина», «холм, горка» и также попал в угро-финнские языки (фин. alanko «низина», эст. alango "низина, долина") [Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М.: Наука, 1984. – С.44-45]. Историк Аммиан Марцелин утверждал, что аланы «получили свое название от гор» и что «… они, аналогично с персами, распространили своё имя как благородное на всех остальных» (Res.Gest.libri, XXXI) [Габуев Т.А. Происхождение алан по данным письменных источников (одно из сарматских племен) // Вестник древней истории. — М., 2000. — № 3. — С. 50-52].

Собственно поляне жили на Киевских горах и Нестор-летописец определил, что они – «Русь» (лат. rus, кельт. reuth «поле»). Понятие «поле» вмещает в себе категорию ограниченного пространства, представляющегося в виде холма, кургана. Также, как указывает М. Покровский, в осетинском языке «поле» означает как место охоты, так и саму охоту (ассоциация смежности). Во времена судебных поединков в древней Руси «поле» обозначает место поединка и сам поединок [Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. — М.: Изд-во АН СССР, 1959].

В этой связи становится понятной причина, по которой летописец несколько раз акцентирует на том, что поляне – славянского происхождения, т.е. славянизированы, хотя в его время еще помнили об аланском (сарматском) происхожднии и  о родственных связях с ираноязычными осетинами, которые на Руси были известны как «ясы» (ср. санскр. yasas "слава"), а в Византии и Грузии — «озы», «осы» (отсюда название «осетины» при самоназвании «ирон», Азов и Азовское море). Также непосредственные наследники алан (ясов) до сих пор компактно проживают в области Ясшаг на востоке Венгрии.

Не должно удивлять, что на сарматском происхождении поляков настаявают польские генеалогические источники. Собственно поляки были западной группой полян (Птолемеевы Boulanes, в немецких источниках — Pulani, Pulanes, Poleni, Poleni, Poloni, Bolana, Bolanen, Bolani, Boloni), возглавляемой Popielem (Jaskotel, Jasczold ~ Аскольд, сканд. «пепельноголовый»), которая мигрировала на запад в лехитские земли, где в районе озера Гопло основало государство Куявию со столицей в г. Крушвица. Киевские поляне сохранили предание о каком-то противостоянии, связанным с данным персонажем, перенеся его события в более позднее время.