Книга 3. Санкхья-йога бхагавадгиты. - Гексалогия

Леонид Сучков 3
Третья книга гексалогии (шестикнижного исследования), выпущенная Каролино-Бугазской неформальной школой Санкхья-йоги, включает:
- рассказ о Боге Господе Шри Кришне и о Его поэме Бхагавадгита;
- теоретическое рассмотрение системы таттв, заданной Господом в поэме;
- практическое руководство по санкхья-йоге, начальный и продвинутый уровень.
Данная книга представляет собой одно из лучших руководств по практике санкхья-йоги Бхагавадгиты.
Освоив так изложенное великое учение, человек становится наделенным мудростью, которая дает умение выбрать лучший режим жизни и сохранять невозмутимость при любых обстоятельствах.
На Всемирном философском конгрессе (Москва, 1993 г.) представители школы говорили о применении Санкхьи в современной ноосферологии.

© Леонид Сучков, 2016


Предисловие

Нам трудно представить жертвенный алтарь (веди). Пусть им будет «возвышение», устланное священной травой. Мы уже знаем, что речь идет о траве куша. Она относится к роду осоковых. На нее походит наш мятлик. (Данные М.Альбедиль). Трава покрывает алтарь и на нее совершается жертвенное возлияние. В.Эрман говорит, что кроме того травой устилалось то место, где садились боги. На траву садились и приносящие жертву. Мы спрашивали: как думать о Господе? Бог ответил:
«Жертва – Я, Я – ее совершенье,
Возглас «свадха», священная куша,
Заклинание, чистое масло,
Я – огонь, Я –в него приношенье».
(Перевод В.С.Семенцова).

Мы видим: Все живое! Небо живое, гроза – живое. Небо не только живет, но и являет собой жертвенный огонь (Чх. V.4-10).
На этом огне боги ведут подношение. Человек тоже огонь. На этом огне идет подношение пищи. И возникает семя.
Веды говорят, что, в благодарность богам за то, что они делают для нас, надо приносить жертву. Боги формируют для людей сферы материальной жизни. Каждая стихия связана с определенным богом. Поэтому, все – живое.
У нас есть жизненный мир, мир нашего опыта. Наша духовная субъективность его и создает. Она создает мир изначальной очевидности (МИО). Наша субъективность создает параметрический каркас постоянно значимых основ. Любой наш опыт, любые объекты поступают к человеку в виде сборки из этих начальных очевидностей. И наш Господь в Своей поэме дает нам шанс изменить жизненный мир. В Золотой век этому делу служило жертвоприношение. Ведь Господь говорит: «Жертва – Я!» Мы видим, что жертвоприношение есть «работа» самого высшего уровня. Свами Прабхупада пишет (ШБ, П2, гл.6, стих 26): «Жертвоприношения представляют собой одну из форм кармической деятельности и имеют под собой глубокую научную основу». И мы узнаем, что успех жертвоприношения, успех жертвы зависит от умения в деле произнесения мантр. Свами пишет о том, что в наше время уже нет квалифицированных брахманов. Учитель поучает: «Если сейчас кто-то и устраивает жертвоприношения, как правило, это делается напоказ, и  единственная цель, которую при этом преследуют лукавые жрецы – обмануть доверчивых людей». Господь нам открывает новую область деятельности. Уже жертвоприношения могут работать не по линии ведического ритуала, но по линии йогической садханы.
И у нас начал изменяться жизненный мир. То, что мы видели раньше было ошибкой. Мы более ярко стали понимать систему перевоплощения. Наш Атман, переходя из тела в тело, «попадает» в различные сферы бытия. Есть сфера мучительного ада. Есть сфера высшей области преходящего рая. Идет процесс сансары. Мы поняли путь освобождения от ее влияния. Это открытие идет через постижение сущности Бога – Вселенского Существа. Мы должны уметь думать о Боге. Завершая шестую главу Господь говорит:
«Но и йогинов тот превосходит,
Кто на Мне всей своею душою
Утвердившись, исполненный веры,
Почитает Меня с любовью».

Нам открывается образ Бога – тело Вселенского существа. И руки Господа есть боги, а также предводители и защитники людей (ШБ, П2, гл.6, текст 6). Мы знаем, что Господь Брахма, Господь Шива, Господь Индра, Господь Чандра, Господь Сурия, Господь Варуна Господь Митра и другие боги – каждый на своем месте заботятся о нас. Все живые существа и мы с вами должны осознать источник своей силы. Господь говорит (гл.10, стих 41):
«Если кто-нибудь здесь полон силы,
Необорной мощи иль счастья,
Это все рождено в нем частицей
Моего, знай, великолепья».
(Перевод В.С.Семенцова).

Во второй книге «Шримад Бхагаватам» (гл.6) дается описание тела Вселенского существа. В тексте четыре указано, что Его кожа есть место жертвоприношений. Это «Новый» способ описания энергетических машин. Только они не вещи. Эти «машины» есть способы поведения. Описание функционально, описание даже бихевиористично.
«Из Его гениталий исходят вода и семя. Из них исходят дожди, а также прародители. Его гениталии – источник наслаждений» (текст 8).
«Анус Вселенского Существа – место Бога смерти (Митры). Прямая кишка – место злобы» (текст 9).
«В Его животе после гибели мира находят место души. Его сердце – место ума всего живого». (текст 11). Надо хорошо понимать, что Всевышний – это не вселенная. Он живет в ином измерении» (текст 16).
Объяснение этому такое: «Как Солнце присутствует всюду, так Бог, облачась в тело вселенной, присутствует и внутри ее и вовне» (текст 17).
Мы понимаем: «Есть оппозиция (причина / следствие). Господь, их породивший, не зависит от следствия» (текст 18).
А теперь идут важные данные. «Мир сотворенный составляет одну четвертую Его бытия» (текст 19). «Дом же Господа составляет три четверти Его могущества» (текст 20).
В нашей первой книге (гл.2) мы рассматривали оппозицию (живое существо / субъект). Живое существо в данном рассмотрении было внешнее (телесное) выражение субъекта. Сам же субъект являл собой глубинное «Я».
Мы видим из приведенных выше ссылок на ШБ, что Господь принимает облик вселенной, в которой стихии, образы сделанные стихиями, чувства, ощущения, понятия, а также явления есть просто части тела Господа. С помощью такого приема Господь находится в каждом объекте и у каждого субъекта. Такое понимание подготовило нас к восприятию 7-8-9 глав поэмы Бога. Главы 4-5-6 были исследованы в нашей второй книге. Господь дал Свой метод. Он повелел нам (гл.6, стих 11-14):
1) В чистом месте сделать себе сидение для занятий йогой, на землю постелить траву куша, на нее постелить шкуру, вверху постлать ткань;
2) Начать работу, изучая дхарану и пратьяхару;
3) Надо держать ровно голову, шею и грудь, надо взор (внутри себя) направить на кончик носа;
4) Соблюдая обет брахмачарья и обуздав манас, мы должны мыслью быть на Господе.
Господь при этом не указал каким образом конструктивно реализуется в Садхане йогов принцип жертвоприношения. Он не пояснил как о Нем думать. Он не дал понятие особых точек тела. Господь эти вопросы перенес в 7-8-9 главы Своей поэмы. Их исследование мы и начинаем.
Господь в наших сердцах пребывает особым образом. Наше сердце, принимая Бога, превращается в лотос. И Господь стоит Своими ножками в лотосе сердца нашего. Поэтому мы и хотим укрыться под сенью лотосных стоп нашего Господа. И когда мы сделаем это пойдут важные дела. Среди них случится наше избавление от необходимости удовлетворять насущные потребности материального тела.