Батурино. Родина отца Русской Палестины

Ирина Жгурова
БАТУРИНО. РОДИНА ОТЦА «РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЫ»
 
Своё название село Батурино Курганской области получило по фамилии первого поселенца — крестьянина из Вологодской губернии Варфоломея Евстафьевича Батурина. В селе с начала девятнадцатого века была построена кирпичная  церковь Спасо-Преображения, которая родилась сначала в деревянном облике веком ранее, а позже к ней был пристроен придел Божией Матери Казанской. В церкви священниками и дьяконами служили выходцы из рода Капустиных. Выдающийся деятель православия архимандрит Антонин родился в селе Батурино в семье потомственного священника и при рождении был назван Андреем.

…Стараниями местных священнослужителей и на средства прихожан деревянную прародительницу заменил величавый уральским барокко кирпичный двухпрестольный храм с Казанским приделом в нижнем тёплом этаже и Преображенским  - в холодном верхнем.  Несколько поколений священников служили  в церкви,  и все они были из одного рода Капустиных. Но Храм разделил судьбу всех православных церквей в смутное время борьбы с религией. В начале тридцатых годов прошлого века  году его помещения использовали как клуб, банк, дизельную станцию, а в военное время колокольня стала парашютной вышкой.  Более полувека Храм страдал от осквернения, но во время перестройки вернулся к православию в истерзанном виде, как воин после сражения. Четыре года залечивал раны и  ожил, когда в приделе Казанской Божьей Матери вдохнул, как свежий воздух, слова молитв церковных служб и открыл своё сердце для святых таинств – крещения, миропомазания, покаяния, освящения, брака, Евхаристии.

Издалека от просторной деревенской трассы была видна высокая пятиярусная колокольня. Храм стоял крепко, но его кирпичную наготу прикрывала тёмная строительная сетка, спадавшая со второго этажа. Первый этаж оцепили сколоченные доски лесов так, что не сразу можно было увидеть небольшую синюю дверь в арочной нише, над которой напоминала о празднике икона Преображения Господня - вход в нижний храм Казанской Божьей Матери.
 
Вертикальные  доски строительных лесов стремились к верхнему Храму. Высокая колокольня, как и стены храма, была одета в измученный временем кирпич, как после военной катастрофы,  и ожидала достойной отделки. Для приведения храма в должный вид былого величия, снесённого ураганом времени,   требовались средства и рабочие руки. Не отказывались служители храма ни от того, ни от другого.
Удлинённые окна вбирали в свою темноту солнечный свет. Устаревшая штукатурка внешних стен первого этажа мутно обнажила кирпичное тело стен.
… Закончилась литургия в честь праздника Преображения Господня. После причастия, батюшка провёл коллективную исповедь.

Батюшка, перечислив множество грехов, говорил – «каемся», и каждый каялся мысленно за свой грех, осенив себя крестом.  Среди грехов были перечислены: участие в сектах типа иеговистов или чтение их литературы, применение косметики для преобразования естественного облика, произнесение злых слов на ближнего и прочие.

Немного народа собралось на Крестный ход - три десятка прихожан и приезжих паломников из соседних областей. Августовскую жару смягчил игривый ветерок,  женщины пришли в летних платьях без рукавов и в платках. Приезжих можно было определить по сумкам через плечо, а местных – по иконам в руках. В основном пришли женщины среднего и пожилого возраста,  несколько мужчин и детей. Батюшка передал мужчинам увесистый крест с распятием и два древка с небольшими иконами Троицы и Владимирской Божьей Матери в виде флагов, а женщинам своего прихода – чтимые образа Умиления, Далмата Исетского и другие. Взлетел в небо колокольный звон. Небольшая группа православных вышла из Храма, завернула за его угол и  встала у длинной стены бокового фасада. Женщины бережно прижимали к груди иконы. Тяжёлую икону Преображения Господня держали двое мужчин.

Большая икона Богородицы скрывала женщину, которая её несла. Батюшка Сергий, держа крест, щедро освятил всех святой водой.  Улыбались дети с небольшими иконами в руках в ожидании благодатных брызг. Ход принял торжественность и повернул к заднему фасаду, напротив которого был установлен большой Поклонный крест. Грустно непокрытую стену храма скромно украшала старательно побелённая ниша высокого  окна с осыпавшимся низом.  Побелка израненной ниши на серой стене сияла солнцем, словно образ будущего Преображения  храма и возрождения его величия.

Прихожане встали ровным полукругом лицами к Поклонному Кресту. Тянулись к небу прозрачные кресты с небольших куполов, неся подхваченные с земли слова молитв. В тишине прозрачного летнего дня звучали слова Святого Евангелия. Все внимательно слушали батюшку, пели слова молитв и осеняли себя крестом.
Ход завершился перед входом в Храм, в который  поочерёдно проходили через живую двойную арку под иконами. Две женщины держали большой образ Далмата Исетского, а чуть выше их -  на ступенях мужчины периодически приподнимали икону Преображения Господня, когда наклонившись  под образом, проходил очередной человек, которого благословлял стоявший рядом священник.  Храм принял всех на акафист престольному празднику.

Внутри церкви  блестела чистотой без роскоши тщательная простота - побеленные стены, скромная люстра, дощатый пол, покрытый возле аналоя двумя коврами. Всё было установлено с душой и любовью:  Алтарь, царские врата, иконы на стенах, Распятие, праздничная икона с рушником на аналое.  У входной стены слева столешницу закрыли  продукты для освящения: яблоки, среди которых виднелись  банка молока, кочан капусты,  патиссоны, баранки. Справа расположилась небольшая церковная лавка со свечами и несколькими иконами, среди которых была фотография Антонина Капустина.

Висели на стенах и лежали на подставках иконы местных святых, святых воинов, евангелиста Луки, Матронушки, Пантелеймона,  Николая-чудотворца,  редкие образы Богородицы, старинные иконы. Мощи святых преподобномучениц Варвары и Елизаветы были привезены сюда из Иерусалима и стали святынями храма на иконе.
Над царскими вратами раскрыл крылья белый деревянный голубь -  словно слетал, неся благодатный свет. 

Возле Распятия остановила внимание большая икона всех царственных страстотерпцев в виде ангелов с коронами на головах и золотыми крылами: царевны поддерживали  снизу с двух сторон  икону Богородицы над Наследником на троне. Над иконой белел Храм Христа Спасителя с золотыми куполами.  По обе стороны от Храма стояли Император и Императрица. Царственные дети-ангелы были наполнены вдохновением небесной благодати и веры в покаяние. Взгляды царя и царицы несли строгую боль прощения и предупреждения – не повторить злодейства. Рядом с необычным образом царской семьи была установлена  икона всех святых.
Певчими служили три немолодые женщины, старательно выводившие голосами слова кондака. После акафиста батюшку поздравили  с днём рождения добрыми словами прихожане и паломники, поведав о его великом труде в восстановлении церкви и памяти великого  земляка. Отец Сергий  поднялся к  Царским Вратам, и общий хор пропел «Многая лета». 

Картина пустоты в верхнем Храме Преображения, к которой пришла пора возрождения,  напомнила мне аналогичную печаль церкви Успения в Ишиме. Здесь повторилась история российских культовых зданий – разруха, устройство складов, поругание веры. Вместо красивой росписи возвышались пустые кирпичные исписанные словами стены, лестницы, леса, стоял верстак, пропускали свет большие длинные окна, лежали  стройматериалы, уходил в небо серый опустошённый купол. Грустная мозаика кирпича, выдержавшего испытание временем, сохранила в себе память о времени забвения.  Мощные арки нефов и высокие стены напоминали о былой красоте.  Из верхнего проёма, откуда проглядывало небо, пролетел голубь - один из поселившихся здесь. Огромное пространство внимало словам истории восстановления церкви.

…С боковой стороны Храма за невысоким зелёным забором виднелись ровные ряды молодых  деревьев. Ярко выглядывали  простые цветы.  «Сей яблоневый «Сад от потомков» заложен журналистами Курганской областной газеты «Новый мир» в 2013-2014 годах  к 200-летию архимандрита Антонина Капустина на его родине в честь в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы» 

Возле ограды сада вытянулась высокая и длинная поленница, хранившая в себе тепло труда.  Возле неё на травке в тени от трапезной прилегла собака,  а на солнышке гулял кот.  В небольшой трапезной с низким потолком и настоящей печью на двух длинных столах манило ароматами угощение – уха, гречка с грибами, компот, печенье, арбуз, огурцы, помидоры, салат из морковки, редиска. 
В будущем этот дом планировал стать музеем памяти архимандрита Антонина.

Между яблоневыми деревьями пролегла неглубокая канавка Богородицы, которая  тянулась через весь сад и заворачивала вдоль ограды, выводя через калитку к поклонному кресту. С торца церковь выглядела узкой. Но со стороны канавки Богородицы предстала мощь бокового фасада Храма, былую красоту которого помнило уральское небо, отражённое в голубых куполах. А  батуринская земля осознавала, что немало ещё труда и средств нужно вложить в восстановление.


 Перед задним  фасадом стоял Крест, поверхность которого  была украшена вырезанными узорами и символическими православными памятными надписями. 
Основание Поклонного креста крепилось на небольшой каменной горке в деревянной ограде с цветами.  «Сей крест установлен в память священнического рода Антонина (Капустина) и всех православных благочестивых христиан погребенных здесь».
Мои пальцы крепко сложились в крестном знамении, вобрав луч веры. Не все Капустины покоятся здесь из большого рода семи поколений.  Но из родословной всех священников этого рода я выделила прямую линию тех, чьим потомком стал будущий архимандрит:

Василий Трофимович (1732-?) заложил церковь, в которой служил 28 лет. Его предки были выходцами из Великого Устюга.
Леонтий Васильевич (1761- 1827) служил 24 года, пристроил придел Богоматери Казанской.
Иоанн Леонтьевич (1793 - ?) с отрочества служил дьяком, был произведён в священника Спасо-Преображенской церкви.
Андрей Иоаннович (1817-1894) закончил Далматовское училище, Пермскую семинарию, Екатеринославскую семинарию, Киевскую духовную академию. Служил 10 лет в Афинах, 5 лет в Константинополе, в 1865 году переведён в Иерусалим, где  навсегда остался в истории под именем Архимандрита Антонина.

…Архимандрит Антонин Капустин помогал российским паломникам, способствовал приобретению православных святынь в собственность Российской империи, скупал земли на Святой земле, создавал «Русскую Палестину»,  где его стараниями строились с храмы, подворья, школы и приюты. Отец Антонин занимался археологией и астрономией, нумизматикой, изданием сочинений, стихосложением и живописью.  Он участвовал в раскопках, в результате которых была обнаружена часть стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат. На этом месте было построено Александровское подворье с церковью Святого Александра Невского.  Были обнаружены  базилики времен императора Константина.

Великий  русский подвижник приобрёл участок с Мамврийским дубом, который изображён на иконах Троицы;  вершину Елеонской горы и место Вознесения Спасителя;  участок земли, где произошла встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой;  участок в Яффе,  имения под Вифлеемом, в Тивериаде, на Иордане, в Силоаме, в Назарете, в Кане Галилейской...

Его тридцатилетний праведный труд для Православия на Святой Земле был оценен орденами Святого Владимира второй степени и Святой Анны первой степени.
Приобретённые земли стали сокровищами Российской империи общей площадью в полсотни гектаров и стоимостью до миллиона рублей золотом. К сожалению, не все они остались  во владении России из-за хрущёвской «апельсиновой сделки».
Архимандрита Антонина похоронили в построенном им соборе Вознесения Господня на Елеонской горе. Перед смертью он завещал: «Все приобретенные на моё имя земельные участки в Палестине... оставляю в собственность Синода, если же таковой перестанет существовать, то земли эти делаются достоянием всех православных русских людей».

Родина  Архимандрита Антонина (Капустина) - село Батурино в 2017-м году будет праздновать  двухсотлетие великого деятеля русского православия. Несмотря на все организационные и материальные трудности, настоятель Храма Преображения Господня отец Сергий с Божьей помощью и на пожертвования православных планирует к великой дате установить бюст Архимандрита Антонина и восстановить храм.

2016, 19 августа, Батурино