Определения фашизма - из Википедии

Виктор Постников
(С некоторыми сокращениями и добавлениями - ВП)

Определения фашизма и фашистского правления вызывают споры. Историки, политики, ученые давно занимаются выяснением природы фашизма и его главных принципов.
Значительное число исследователей соглашаются в том, что "фашистский режим" – это прежде всего авторитарная форма правления, хотя не все авторитарные режимы фашистские.   Авторитаризм, таким образом, определяющая характеристика,  но большинство исследователей утверждают, что нужны более четкие основания для признания авторитарного режима фашистским.[1]

Аналогично, трудно определить фашистскую идеологию.  Первоначально, "фашизм"  относили к политическому движению, связанному с корпоратизмом [организация общества на основе интересов отдельных социальных групп -  этнических, бизнеса, военных и т.п. - ВП], и существовавшему в Италии в период 1922  - 1943 гг под руководством Бенито Муссолини. Многие исследователи под фашизмом имеют в виду идеологию (или группу идеологий) оказывающую влияние на многие страны и в разное время.  По этой причине, Гриффин ввел термин "фашистский минимум" — т.е. минимальный набор условий, который дает основание назвать определенный политический режим "фашистским". [2]

Несколько авторов  исследовали апокалиптический  характер фашизма.[3][4][5][6][7][8][9]  Согласно большинству исследователей, на фашизм оказывают влияние как левые, так и правые социальные движения,  причем, оказавшись у власти,  фашизм исторически атакует коммунизм, консерватизм и либерализм, и притягателен в первую очередь для тех, кого в классическом смысле, относят к "крайне-правым".  Фашисты в целом настроены антикапиталистически, подчиняя права человека и права собственности государству.[10]


Умберто Эко

В своем эссе 1995 г  "Вечный фашизм", Умберто Эко приводит четырнадцать общих характерных признаков фашистской идеологии.[12]  Он считает, что, хотя их нельзя собрать в единую непротиворечивую систему,  "достаточно одного  главного признака, чтобы распознать фашизм".  Он использует термин "Ур- фашизм" ("прото-фашизм") в качестве общего  определения различных исторических форм фашизма. Ниже приводятся одиннадцать из четырнадцати признаков:
• "Культ традиции", характеризуемый культурным  синкретизмом, даже с риском внутренних противоречий.  Когда вся истина уже открыта Традицией,  не может происходить никакого нового знания, только дальнейшая его интерпретация и уточнение.
• "Неприятие модернизма",  что выражается в том, что рационалистическое развитие западной культуры со времен Просвещения рассматривается как спуск в греховность.  Это отличает его от поверхностного технологического развития, которое многие фашистские режимы принимают в качестве доказательства своей индустриальной мощи и жизненности своей системы.
• "Культ действий ради действий", который предписывает действию самостоятельную ценность, и настаивает на том, что оно должно приниматься без интеллектуального анализа.  По мнению Эко, это связано с анти-интеллектуализмом и иррационализмом и часто проявляется в атаках на современную культуру и науку.
• "Несогласие - измена" – Фашизм рассматривает интеллектуальный дискурс и логический анализ как препятствия к действию, а также испуган тем, что такой анализ выявит противоречия в его синкретической вере.
• "Страх перед различием",  который преувеличивается и эксплуатируется фашизмом, часто в форме расизма или враждебности к иностранцам и иммигрантам.
• "Притягательность для разочарованного среднего класса",  который испуган экономическим давлением и требованиями низких социальных слоев.
• "Навязчивая идея о заговорах" и неустанная пропаганда о вражеской угрозе. Часто это соединяется с  ксенофобией, и страхом перед изменами и саботажем со стороны маргинальных групп (напр., страх немецкой элиты в 1930-х гг перед еврейскими бизнесменами и богатыми собственниками; см также анти-семитизм). Эко также приводит  в качестве примера навязчивого страха перед заговорами книгу Пата Патерсона  «Новый мировой порядок».
• В фашистских обществах  врагов часто представляют "одновременно как очень сильных и очень слабых."  С одной стороны фашисты преувеличивают силу неугодных элит, вызывая у их сторонников чувство отчаяния и унижения. С другой стороны фашистские лидеры подчеркивают упадочный характер элит, как доказательство  их полнейшего бессилия перед лицом всепобеждающих масс.
• "Пацифизм – сделка с врагом" , потому что «Жизнь – это вечная борьба» - т.е. всегда есть враг.  И фашистская Германия при Гитлере и Италия при Муссолини работали сначала по организации и очищению своих стран. а затем по построению военных машин, которые они рассчитывали впоследствии применить (и применили), несмотря на запрет Версальского договора. Данный принцип находится в фундаментальном логическом противоречии между конечным триумфом и вечной войной.
• "Презрение к слабым",  что стыдливо сочетается с шовинистическим народным элитизмом, при котором каждый член общества рассматривается как высший по сравнению с аутсайдерами. не принадлежащими группе. Эко считает, что это положение лежит в основе глубокого напряжения в фундаментально иерархической структуре фашистской политики, в которой лидеры презирают своих подчиненных, вплоть до самого верховного лидера, который презирает тех, кто позволил ему взять силой верховенство власти.
• "Каждого можно научить быть героем",  - принцип, прямо ведущий к культу смерти. Как замечает Эко, "Ур-фашистский герой ищет смерти. В своем нетерпении, он чаще посылает других на смерть."
• "Мачизм",  который сублимирует трудную работу по стимулированию войны и героизма в сексуальную сферу.  Фашисты таким образом  "относятся с одинаковым презрением к  женщинам и нестандартному сексуальному поведению,  от воздержания до гомосексуализма."
• "Избирательный популизм" –  у Народа, воспринимаемого как монолит, есть общая Воля, отличная и превосходящая таковую любого индивидуума.  Но поскольку никакая масса людей не может быть однородной,  Лидер выступает в качестве интерпретатора народной воли (хотя на самом деле он ее диктует). Фашисты используют этот принцип для делегитимизации демократических институтов, которых они обвиняют в том, что они "больше не представляют Голос Народа."
• "Новояз – Фашизм использует и распространяет обедненный словарь с целью ограничить критический анализ своей деятельности.

Эмилио Жантиль

Эмилио Жантиль описывает фашизм как "сакрализацию политики" посредством тоталитарных методов и доказывает, что он состоит из десяти  составных элементов:[15]

1. Массовое движение с членством из различных классов, в котором превалируют лидеры и военные, средний класс, преимущественно новые для политической жизни, организованные как партийная военизированная элита, но не на социальной иерархии или классовом происхождении, а на чувстве товарищества, верящая в возрождение нации, рассматривающая в состоянии войны против политических оппонентов и нацеленная на  завоевание монопольной политической власти с использованием террора, парламентской политики,  и сделок с ведущими группами,  для создания нового режима, разрушающего парламентскую демократию;
2. 'анти-идеологическая' и прагматическая идеология, провозглашающая себя антиматериалистической, анти-индивидуалистической, анти-либеральной, антидемократической, анти-марксисткой, популистской и антикапиталистической, выражающая себя  в большей степени эстетически, чем теоретически, с помощью нового политического стиля и мифа, обрядов, и символов, в качестве псевдо-религии, рассчитанной для окультуривания, социализации и интегрирования веры масс  с целью создания 'нового человека';
3. Культура, основанная на  мистике и трагике и активистском отношении к жизни, представляемая как выражение воли к власти,  на мифе юности как ремесленнике истории,  и на превознесении милитаризации политики как модели жизни и коллективной деятельности;
4. Тоталитарная политика,  предусматривающая слияние индивидуума и масс в органическом и мистическом единстве нации как этническом и моральном сообществе, применяющая дискриминацию и преследование против тех, кто находится вне сообщества – последние могут быть либо врагами режима либо членами рас, считающихся низшими или опасными для единства нации;
5. Гражданская этика, основанная на тотальном подчинении национальному сообществу, на дисциплине, мужестве, товариществе, и воинственном настрое;
6. Единственная государственная партия, имеющая своей задачей обеспечивать вооруженную защиту режима, выбирать кадры, и организовывать массы в государстве в процессе перманентной мобилизации веры и эмоций;
7. Политический аппарат, который препятствует, контролирует  и подавляет диссидентство и оппозицию,  даже с использованием организованного террора;
8. Политическая система, организованная  с помощью выстраивания иерархии  функций, обозначаемых с самого верха и воплощаемая в фигуре 'лидера,'  наделенного священной  харизмой, который отдает команды, направляет и координирует деятельность партии и режима;
9. Корпоративная организация экономики, которая подавляет свободные профсоюзы, расширяет сферу государственного вмешательства, и стремится достичь с помощью технократии и солидарности, совместной работы 'производственных секторов'  под контролем режима,  полной власти, сохраняя однако частную собственность и классовое деление;
10. Внешняя политика, инспирированная мифом о национальной мощи и величии, имеющая своей целью империалистическое расширение[16]

Роджер Гриффин

Определение фашизма, которое дает Роджер Гриффин, основано на популистской фашистской риторике, которая выступает за  "возрождение" нации и этнического народа.[17]  Согласно Гриффину,

Лучшее определение фашизма – это революционная форма национализма,  которая объединяет в себе политическую, социальную и этическую революцию, отливая ‘народ’  в динамичное национальное сообщество под руководством новых элит, вооруженных героическими ценностями.  Главный вдохновляющий миф данного проекта состоит в том, что только популистское, транс-классовое движение очищающего катарсиса национального возрождения (палингенезия) способно остановить упадок[18]
Гриффин пишет, что в 1990-х  гг достигнут широкий консенсус среди англоязычных социологов в отношении следующего определения фашизма:
Фашизм – истинно революционная, трансклассовая форма анти-либерального, и в последнем анализе, анти-консервативного национализма.  Как таковая, это идеология, глубоко связана с модернизацией и современностью,  которая принимает значительное разнообразие внешних форм для приспособления  к конкретному историческому и  национальному контексту, в котором она появляется, и которая использует широкий набор культурных и интеллектуальных течений, как слева, так и справа,  одновременно против- и за современность,  в своих идеях, лозунгах и доктрине. 

В промежутке между войнами он проявлялся главным образом в виде возглавляемой элитой  «вооруженной партии»,  которая пыталась,  часто безуспешно,  создать массовое движение посредством литургического политического  стиля и радикальной программы, которая обещала преодоление угрозы со стороны международного социализма, окончание вырождения нации в условиях либерализма, и приход радикального обновления социальной, политической и культурной жизни того, что представлялось  в качестве новой эры западной цивилизации. Главный мобилизационный миф фашизма, пронизывающий его идеологию, пропаганду и политику,  состоит в ратовании за немедленное возрождение  нации и предотвращение ее дальнейшего упадка.[19]

Гриффин считаепт, что вышеприведенное определение можно сформулировать одним предложением: "Фашизм – это политическая идеология, главный миф которой  в разных выражениях сводится к  палингенезии, и выражен в популистском ультра-национализме."[20]  Термин "палингенезия"  в данном случае означает национальное возрождение.

Ф.А. Хайек

Ф.А. Хайек, в книге «Дорога к рабству», доказывал, что  у социализма и национал-социализма – общие корни. “Фашизм – это стадия, достигаемая после того, как коммунизм доказал с вою иллюзорность.”  Он имел ввиду интеллектуальные корни.  Проф Вернер Сомбарт, в частности,  марксист, преследуемый  за свои идеи, позже отвергнул интернационализм и пацифизм в пользу германского милитаризма и национализма. Он стал интеллектуальной силой для национал-социализма. Проф Йохан Пленге, еще один интеллектуал-марксист,  увидел в национал-социализме адаптацию немцев к социализму. Пауль Ленш – социалист, член Рейхстага от СДП, выступал за централизованную экономику и милитаризм – основу будущего национал-социализма. Он писал о том, что западный или английский либерализм, включающий идеи свободы, сообщества и равенства и парламентскую демократию, - это анафема для  истинного германца и Германии, в которой каждый должен знать свое место и подчиняться или командовать. Освальд Шпенглер в ранних работах выступал в защиту многих идей германских социалистов. Артур Меллер ван ден Брук, «святой покровитель национал-социализма», как выразился Хайек,  заявлял, что Первая мировая война была войной между либерализмом  и социализмом, и социализм проиграл. Как и Пленге и Ленш,  он полагал, что национал-социализм – это германская версия социализма, адаптированная к германскому характеру,  и очищенная от западных идей либерализма.[21]  Исходные политические убеждения Бенито Муссолини также были социалистическими (лидер Итальянской социалистической партии), прежде чем он основал  первую национал- фашистскую партию.

Бенито Муссолини

Бенито Муссолини описал фашизм в "Доктрине фашизма" следующим образом:[26]
Учитывая, что 19-й век был веком социализма, либерализма и демократии,  это не означает, что 20-й век также должен быть  веком социализма, либерализма и демократии.  Политические доктрины уходят, нации остаются. Мы должны верить, что этот век будет веком власти, веком, склоняющимся к 'правым', фашистским веком.  Если 19-й век был веком индивидуума (либерализм означает индивидуализм),  мы должны верить в то, что это будет веком «коллектива»,  и поэтому веком Государства.

Фашистское понятие государства  всеохватывающе; вне этого понятия не могут существовать ни человеческие, ни духовные ценности. Поэтому фашизм тоталитарен, и фашистское государство—синтетическая единица, включающая все ценности—объясняет, развивает, и владеет жизнью целого народа.

...все для государства, ничего против государства, ничего вне государства.
Фашизм – это религиозное понятие,  в котором человек находится в имманентном отношении с верховенством закона и с объективной Волей, которая превосходит отдельного индивидуума и поднимает его до сознательного членства в духовном обществе.  Тот, кто не увидел в религиозной политике фашистского режима ничего кроме оппортунизма,  не понял того, что фашизм, кроме того, что это система правления, это прежде всего система мысли.

Эрнс Нольте

Эрнс Нольте,  историк и профессор, специализирующийся на философии Гегеля, определяет фашизм как реакцию на другие политические движения, в особенности марксизм: "Фашизм это анти-марксизм, который стремится уничтожить своего врага путем насаждения радикально противоположной, хотя и связанной, идеологии и использования почти тех же методов, но существующих однако в непоколебимой националистической оболочке."[27]

Кевин Пассмор

Кевин Пассмор, профессор истории Кардиффского университета определяет фашизм в своей книге "Фашизм: Очень краткое введение".  Его определение прямо вытекает из взглядов Эрнесто Лаклау:[29]

Фашизм – это ряд идеологий и практик, цель которых поместить нацию, определяемую в исключительно биологических, культурных и/или исторических терминах над всеми другими ценностными источниками, и тем самым мобилизовать национальное сообщество.  Фашистский национализм реакционен в том, что он проявляет непреклонную враждебность к социализму и феминизму, поскольку последние ставят класс и пол выше нации. Поэтому фашизм – это движение крайне правых. Фашизм также движение радикальных правых,  в том смысле, что  разрушение социализма и феминизма и мобилизация нации возможно только от прихода новой элиты к власти, действующей во имя народа,  возглавляемой харизматическим лидером, и воплощенном в массах и милитаризованной партии. Фашисты хватаются за консерватизм в своей ненависти к социализму и феминизму, но готовы преодолеть консервативные интересы – семью, собственность, религии, университеты, гражданские институты – если этого требуют интересы нации.  Фашистский радикализм вытекает также из желания подавить недовольство путем принятия определенных требований рабочего и женского движений,  пока эти требования совпадают с национальными приоритетами. Фашисты стремятся гармонизировать интересы рабочих и женщин и нации с помощью мобилизации их в  специальные отделы партии или корпоративной системы.  Доступ в эти организации и  получаемые от них льготы зависят от национальной, политической и расовой характеристики индивидуума. Все аспекты фашистской политики пропитаны ультранационализмом.

Роберт Пакстон

Роберт Пакстон, заслуженный профессор Колумбийского университета так определяет фашизм в своей книге, Анатомия фашизма:

Форма политического правления, характеризуемая навязчивым чувством жертвы и в качестве компенсаторного чувства культивирующая единство, чистоту и энергию; форма, в которой  партия, составленная из воинствующих националистов  в непростом, но эффективном взаимодействии с традиционными элитами, отвергает демократические свободы, применяет насилие без каких-либо этических или законных сдерживающих моментов  для внутренней чистки и внешней экспансии.[30]

Стэнли Дж. Пейн

Стэнли Пейн предлагает список главных  характеристик фашизма:[31][32]

Идеология и цели:
• Принятие идеалистической, виталистской и волюнтаристской философии, обычно с целью реализации новой, модернистской, самодостаточной и секулярной культуры
• Создание нового националистического авторитарного государства. Не основанного на традиционных принципах или моделях
• Организация  новой строго регулируемой, мультиклассовой, интегрированной национальной экономической структуры, называемой либо национальной корпоративной, национал-корпоративной, или национал-синдикалистской
• Позитивная оценка и использование насилия или войны
• Цель империи расширение, или радикальная перемена в отношениях с другими странами

Отрицания:
• Aнтилиберализм
• Антикоммунизм
• Антиконсерватизм (хотя ясно, что фашистские группы заключают временные союзы с другими секторами, обычно правого толка)

Стиль и организация:
• Массовая мобилизация с целью создания массовой военно-политической партии
• Акцент на эстетический характер встреч, символов и политической литургии,  подчеркивающий эмоциональные и мистические аспекты
• Крайний упор на маскулинный принцип и мужское доминирование,   при ярко выраженном органическом представлении общества
• Превознесение юности над другими фазами жизни,  подчеркивание конфликта между поколениями, по крайней мере в деле начальной политической трансформации
• Особая тенденция к авторитарному, харизматическому, личному стилю командования[32]

Франклин Д. Рузвельт

Франклин Д. Рузвельт писал о фашизме: "Первая истина в том, что свобода демократии оказывается под угрозой, когда народ согласен на рост власти частного капитала вплоть до того момента, когда он становиться сильнее, чем само демократическое государство. То есть, фашизм, по сути, это приватизация страны одним человеком или группой, или любой другой группой частного капитала"[33][34][35][36]

Марксистские определения

Марксисты доказывают, что фашизм представляет собой последнюю попытку правящего класса      (в особенности капиталистической буржуазии) сохранить власть перед лицом неизбежной пролетарской революции. Фашистские движения не обязательно создаются правящим классом,  но они могут получить политическую власть только с помощью этого класса и финансовой помощи большого бизнеса. Придя к власти, фашисты будут служить интересам своих благодетелей, не обязательно интересам капитализма в целом, но интересам тех конкретных капиталистов, которые привели их к власти.

Коммунистический Третий Интернационал опубликовал следующее определение фашизма в  1935 г: "Фашизм, пришедший к власти, это открытая, террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитализма."] Леон Троцкий писал: "Историческая функция фашизма состоит в подавлении рабочего класса, разрушении его организаций, удушении демократических свобод, когда капиталисты сами уже неспособны управлять и верховенствовать с помощью демократической машины."[38] 

В Энциклопедии марксизма фашизм определяется как "крайне-правая, предельно националистическая, субъективистская философия, и тоталитарная на практике",  и как "крайне реакционная форма капиталистического правления."[40]   В ней приводятся десять основных характеристик фашизма:

1. Правое крыло: Фашисты яростно противостоят марксизму, социализму, анархизму  и т.д. – по сути, они против прогрессивных левых в целом, включая умеренных левых (напр., социал-демократов). У фашизма крайне правая идеология, хотя она может быть оппортунистской.
2. Национализм: Фашизм высоко превозносит патриотизм и национализм. Критика главных устремлений нации, в особенности войны,  рассматривается в лучшем случае как непатриотический жест,  в худшем как предательство. Государственная пропаганда  постоянно твердит об угрозе нападения,  в то же время оправдывая упреждающую войну. Фашизм постоянно внушает народу ментальность воина:  всегда быть настороже,  не доверять незнакомцам и иностранцам.
3. Иерархия: Фашистское общество управляется правоверным лидером,  который поддерживается элитой капиталистов. Иерархия главенствует во всех аспектах общества – на каждой улице, на каждом рабочем месте, в каждой школе, должен быть свой Гитлер,  свой информатор, свой бюрократ – и общество все время готовится к войне. Абсолютная власть социальной иерархии пронизывает  все тоталитарное общество. Правительство контролируется и управляется, прямая демократия  самое большое из преступлений.  Противодействующие социальной иерархии заключаются в тюрьму или подлежат казни.
4. Отрицание равенства: Фашизм ненавидит принципы экономического равенства и  презирает иммигрантов.  Он переносит неравенство на  другие области:  напр., гендерные и сексуальные права, права меньшинств.
5. Религия:  Фашизм разделяет много реакционных религиозных идей,  стремится возвратить религию к временам, когда она была строгой, сильной и чистой. Почти все фашистские общества христианские, поддерживаемые католическими или протестантскими церквями.
6. Капитализм: Фашизм существует в капиталистическом обществе без всякой революции: фашисты могут избираться в государственные органы (хотя они презирают выборы). Парламентская система правительства рассматривается ими как неэффективная и слабая, и они стремятся минимизировать ее роль в своих целях. Фашизм представляет собой наихудший тип капитализма, при котором у корпораций абсолютная власть, рабочие лишены прав.
7. Война: Фашизм это капитализм в стадии бессильного империализма. Война может создавать рынки, которые не могли бы существовать из-за массового разрушения в обществе,  которое требует восстановления! Фашизм таким образом "освобождает" выживших, предоставляет огромные займы обществу, чтобы фашистские  корпорации начали процесс перестройки.
8. Волюнтаристская идеология: Фашизм принимает своего рода “волюнтаризм;” все верят, что волевой акт;  если он достаточно смелый, приведет к чему-то истинному. Таким образом все идеи о расовой неполноценности, исторической судьбе, даже физической науке подтверждаются с помощью насилия, в надежде, что все это правильно. В этом смысле фашизм субъективен.
9. Анти-модернизм: Фашизм ненавидит все виды модернизма,  в особенности в искусстве, вне зависимости от того, отражается ли жизнь (не согласующаяся с фашистским идеалом), или выражаются отклонения или новый взгляд на жизнь. Фашизм уничтожает книги и убивает художников;  художники, не отражающие фашистские идеи, рассматриваются как “декаденты.” Фашизм враждебен к  широкому обучению и другим культурам, поскольку такое обучение угрожает фашистскому мифу. Теории заговора обычно подменяют объективное изучение истории.[40]

Джордж Орвелл

Джордж Орвелл описывает фашизм в статье "Лавочники на войне" в экономических терминах:

Фашизм, по крайней мере немецкого образца,  это форма капитализма, которая заимствует у социализма такие качества, которые делают его эффективным для ведения войн...  Это система планирования, настроенная на определенную задачу, завоевание мира,  не допускающая того, чтобы личный интерес у капиталиста, или рабочего, стал у нее на пути.

Дэвид Ортон

Дэвид Ортон, основатель «левого биоцентризма», в статье «Экофашизм – что это?» дает  следующее определение фашизма [43]:

          “Фашизм” как политический термин, без приставки “эко”, предполагает некоторые коннотации. Я буду использовать нацистскую Германию в качестве примера:
        - Всепоглощающая вера в “Нацию”, или “Отечество», или «Родину», популистская пропаганда на всех уровнях в обществе, прославляющая самопожертвование индивидуума ради националистического идеала, который воплощен в «Лидере».
        - Капиталистическая экономическая организация и частная собственность, и экономика роста, с преобладающим  государственным политическим вмешательством и руководством. Социальная сеть поддержки тех, кто относится к гражданам.
        - Узкое и де-факто исключительное определение «гражданина». В него могут не входить, например, «другие», как-то: цыгане, евреи, иностранцы и т.д., в соответствии с фашистскими критериями. «Другие» часто подвергаются физическому насилию.
        - Отсутствие независимого политического процесса и плюрализма мнений; отсутствие независимого профсоюзного движения, прессы и судебной системы.
        - Исключительная степень насилия в отношении диссидентов, яростный анти-коммунизм (коммунисты всегда рассматривались как злейшие враги фашизма), и враждебность ко всем, кто определяет себя как «левые».
        - Территориальный экспансионизм на другие страны.
        - Повсеместное доминирование военных и служб госбезопасности.

«Фашист» как оскорбление

Некоторые исследователи отмечают, что термины фашизм и фашисты  после Второй мировой стали безнадежно нечеткими, и сегодня используются различными политическими силами только для того, чтобы оскорбить своих противников. Термин фашист иногда используется для унижения людей,  институтов,  или групп, которые не относят себя идеологически к фашистам, и не подпадают под формальное его определение.  В качестве политического эпитета, термин фашист используется для подчеркивания идеологии государства, подавляющего индивидуальную свободу.  В этом смысле, термин фашист означает подавление, нетерпимость, шовинизм, геноцид, диктатуру, расизм или агрессию. 

Джордж Орвелл писал в 1944 г:

...термин ‘Фашизм’  почти бессмысленный.  В разговорах он, конечно, используется гораздо чаще и более дико, чем в печати. Я слышал, как его применяли к фермерам, лавочникам, работникам социального вспоможения, сторонникам смертной казни, фокс-хантерам,  комитету 1922 г,  комитету 1941 г , Киплингу, Ганди, Чан-кай-Ши,  гомосексуалистам, радиопередачам Пристли, молодежным отелям, астрологам, женщинам, собакам, и бог весть чему еще ... За исключением относительно небольшого числа симпатизирующих фашизму в Британии, почти каждый англичанин посчитает ‘хама’  синонимом ‘фашиста’. Это пожалуй самое точное из известных мне определений.[42]


Примечания

1. Laqueuer, 1996; Eatwell, 1996; Griffin, 1991; Weber, [1964] 1982; Payne (1995), Fritzsche (1990), Laclau (1977), Paxtion, xxxx; and Reich (1970).
2. Griffin, 1991
3. D. Redles, Hitler’s Millennial Reich: Apocalyptic Belief and the Search for Salvation, New York Univ. Press, 2005;
4. Klaus Vondung, The Apocalypse in Germany, Columbia and London: Univ. of Missouri Press, 2000;
5. R. Ellwood, “Nazism as a Millennialist Movement,” in Wessinger (ed.) Millennialism, Persecution, and Violence: Historical Cases;
6. J.M. Rhodes, The Hitler Movement: A Modern Millenarian Revolution, Stanford, Calif: Hoover Institution Press, Stanford University, 1980;
7. R. Wistrich, Hitler’s Apocalypse: Jews and the Nazi Legacy, New York: St. Martin’s Press, 1985;
8. Nicholas Goodrick–Clarke: The Occult Roots of Nazism: Secret Aryan Cults and Their Influence on Nazi Ideology, reprint with new preface, New York Univ. Press [1985] 2004;
9. N. Cohn, The Pursuit of the Millennium: Revolutionary Millenarians and Mystical Anarchists of the Middle Ages, revised and expanded, New York: Oxford Univ. Press, [1957] 1970.
10. Laqueuer, 1996 p. 223; Eatwell, 1996, p. 39; Griffin, 1991, 2000, pp. 185-201; Weber, [1964] 1982, p. 8; Payne (1995), Fritzsche (1990), Laclau (1977), and Reich (1970).
11. Georgi Dimitrov: The Fascist Offensive and the Tasks of the Communist International in the Struggle of the Working Class against Fascism: Main Report delivered at the Seventh World Congress of the Communist International - The class character of fascism
12. Umberto Eco: Eternal Fascism, The New York Review of Books, June 22, 1995
13. https://www.mises.org/books/aswegomarching.pdf
14. Emilio Gentile, The Sacralization of Politics in Fascist Italy, translated by Keith Botsford (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1996).
15. Payne, Stanley G. (1995). A History of Fascism, 1914–1945. University of Wisconsin Press. pp. 5–6. ISBN 978-0-299-14874-4.
16. Gentile, Emilio in Payne, Stanley A History of Fascism, 1914–1945 (1995), pp. 5-6
17. doi:10.4135/9781452234168.n104
18. Roger Griffin, Nature of Fascism, New York: St. Martin’s Press, 1991, p. xi
19. Roger Griffin, The palingenetic core of generic fascist ideology, Chapter published in Alessandro Campi (ed.), Che cos'; il fascismo? Interpretazioni e prospettive di ricerche, Ideazione editrice, Roma, 2003, pp. 97-122.
20. Roger Griffin, The palingenetic core of generic fascist ideology
21. Hayek, FA. The Road to Serfdom: Text and Documents, Bruce Caldwell, ed., New York 2008, Taylor and Francis, pp 181-192.
22. Kitsikis, Dimitri, (Athens, Hestia Books, 1998)
23. Kitsikis, Dimitri, Jean-Jacques Rousseau et les origines fran;aises du fascisme (Nantes, Ars Magna Editions, (Les Documents), 2006)
24. Kitsikis, Dimitri, (Athens, Hestia Books, 1998), pp. 252-253
25. ^ Jump up to:a b David Carroll. French Literary Fascism: Nationalism, Anti-Semitism, and the Ideology of Culture. (Princeton University Press, 1998) p. 90.
26. 27. Nolte, Ernst (1965). Three Faces of Fascism: Action Fran;aise, Italian fascism, National Socialism. London: Weidenfeld and Nicolson.
28. Sergio Panunzio (22 June 1924). "La m;ta del Fascismo". Il Popolo d'Italia. Quote: "L'anima del Fascismo;, ricordiamolo sempre, il Sindacalismo Nazionale, la cui formula Mussolini lanci; prima del 1918, prima di Vittorio Veneto "
29. Passmore, Kevin,Fascism: A Very Short Introduction (Oxford University Press, 2002), p. 31.
30. Paxton, Robert O., The Anatomy of Fascism (Knopf, 2004), p. 218.
31. Payne, Stanley (1980). Fascism: Comparison and Definition. University of Wisconsin Press. p. 7.
32. Jump up to:a b Stanley G. Payne. A History of Fascism, 1914–1945. University of Wisconsin Press, 1995. p. 7.
33. Franklin D. Roosevelt: Message to Congress on Curbing Monopolies. The American Presidency Project.
34. Franklin D. Roosevelt, "Appendix A: Message from the President of the United States Transmitting Recommendations Relative to the Strengthening and Enforcement of Anti-trust Laws",The American Economic Review, Vol. 32, No. 2, Part 2, Supplement, Papers Relating to the Temporary National Economic Committee (Jun., 1942), pp. 119-128.[1]
35. "Anti-Monopoly". May 9, 1938. Time magazine.
36. Message to Congress on the Concentration of Economic Power.
37. John Weiss, "The Fascist Tradition: Radical Right-Wing Extremism in Modern Europe", Harper & Row, 1967.
38. Fascism: What it is and how to fight it
39. Eclipse & Re-emergence
40. Fascism entry in the Encyclopedia of Marxism
41. https://www.mises.org/daily/2220
42. George Orwell: ‘What is Fascism?’
43. Дэвид Ортон: "Экофашизм - что это?" http://www.proza.ru/2011/08/03/733


Ссылки
• Eatwell, Roger. 1996. Fascism: A History. New York: Allen Lane.
• Fritzsche, Peter. 1990. Rehearsals for Fascism: Populism and Political Mobilization in Weimar Germany. New York: Oxford University Press. ISBN 0-19-505780-5
• Griffin, Roger. 2000. "Revolution from the Right: Fascism," chapter in David Parker (ed.) Revolutions and the Revolutionary Tradition in the West 1560-1991, Routledge, London.
• Griffin, Roger. 1991. The Nature of Fascism. New York: St. Martin’s Press.
• Kitsikis, Dimitri. 2005. Pour une Etude scientifique du fascisme – Nantes, Ars Magna Editions, (Les Documents).
• Kitsikis, Dimitri. 1998. Athens, Hestia Books.
• Kitsikis, Dimitri. 2006. Jean-Jacques Rousseau et les origines fran;aises du fascisme – Nantes, Ars Magna Editions, (Les Documents).
• Laclau, Ernesto. 1977. Politics and Ideology in Marxist Theory: Capitalism, Fascism, Populism. London: NLB/Atlantic Highlands Humanities Press.
• O Kahn-Freund, ‘The Social Ideal of the Reich Labour Court - A Critical Examination of the Practice of the Reich Labour Court’ (1931) in O Kahn-Freund, R Lewis and J Clark (eds), Labour Law and Politics in the Weimar Republic (Social Science Research Council 1981) ch 3, 108-111.
• F Kessler, ‘Natural Law, Justice and Democracy – Some Reflections on Three Types of Thinking About Law and Justice’ (1944) 19 Tulane Law Review 32, 52-53
• Laqueur, Walter. 1966. Fascism: Past, Present, Future, New York: Oxford: Oxford University Press.
• Paxton, Robert O. 2004. The Anatomy of Fascism," New York, Knopf.
• Ewan McGaughey, 'Fascism-Lite in America' (2016) TLI Think! Paper 26/2016
• Payne, Stanley G. 1995. A History of Fascism, 1914-45. Madison, Wisc.: University of Wisconsin Press ISBN 0-299-14874-2
• Reich, Wilhelm. 1970. The Mass Psychology of Fascism. New York: Farrar, Straus & Giroux.
• Weber, Eugen. [1964] 1982. Varieties of Fascism: Doctrines of Revolution in the Twentieth Century, New York: Van Nostrand Reinhold Company, (Contains chapters on fascist movements in different countries.)

Линки
• The Origins of Fascism: Islamic Fascism, Islamophobia, Antisemitism Walter Laqueur, 25 October 2006
• Authorized translation of Mussolini’s “The Political and Social Doctrine of Fascism” (1933)


*  *  *

https://en.wikipedia.org/wiki/Definitions_of_fascism
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Fascism#Para-fascism
https://en.wikipedia.org/wiki/Left-wing_fascism