Питерские домовые. 14 Театралы. Глава 2

Лариса Плотникова
За бурными обсуждениями сюжета для спектакля в будущем театре Домовых, на некоторое время позабылось о хранителях, которые собирались его открыть, а меж тем, это были очень интересные личности. Взять, хотя бы, их имена – Иванян и Росси-Александрин, ну совсем не характерные для русского чина. Любой новый гость в их домах первым делом интересовался – откуда ж такие? А, поскольку, о своих именах хранители любят рассказывать не меньше, чем о жилищах родных, то хозяева каждый раз с удовольствием излагали свои истории.


Вот, например, Иванян, который почти на три десятка лет обосновался на своем месте раньше, чем приятель, он повествовал следующее:

- Было это давно. Петербург наш к тому времени еще меньше века стоял, когда пришел я сюда юнцом безымянным кров свой обретать. Хожу, ищу, а строительства хоть много идет, да все занятое, застолбленное за другими. Хотел, уж было, на окраины податься, как вдруг натыкаюсь на бесхозное здание, уже почти совсем готовое. Ну, я к домовому по соседству – в чем, мол, закавыка такая? А он мне и говорит: «Проблема тут с именем для хранителя, вот молодежь мимо и проходит, боится, что и с хозяйствованием неладно в таком жилище будет, а те, кто в чине уже пребывал, такие не забредали». «А в чем неясность?» - недоумеваю. А тот мне: «Так владельца, то Ованесом Лазаряном величают, то Иваном Лазаревым. Вот сам посуди – как тут имя свое истинное обрести? А это ж самое главное, для вступления в чин».


Далее, если гость заставал приятелей вдвоем, держал свое слово Росси-Александрин.

- И у меня почти такая же петрушка случилась. Здание-то для театра строилось, а значит без владельца. Ну, казалось бы, в чем проблема? Назовись именем архитектора тогда, и все дела, но, не тут-то было. Карлом он прозывался. А Карл у нас сами знаете кто – самый главный старожил во всем городе. Ему завсегда почет и уважение, а не путаница с именами. Так-то вот.



На этом месте гость непременно всплескивал руками, выражая крайнее изумление.

- Ну, надо же, - удивлялся он, – какие коллизии в жизни случаются. Даже страшно представить. Как же вы умудрились справиться-то?


Хозяева, довольные произведенным эффектом, охотно отвечали, и первым, как старший, начинал Иванян:

- Ну как? Случай помог. Задачка-то, действительно сложной казалась, вот и вышел я тогда от соседа с мыслью - дальше идти, да на дом неприкаянный взглянул напоследок. И таким он несчастным показался, что спасу нет. Казалось, сами стены умоляли – останься, хозяйствуй в нас, как же мы без хранителя-то? «Ну, - думаю, - ладно. Задержусь в нем на денек-другой, авось, что надумаю». Так и сделал. Залез в подвал и стал оглядываться. Меж тем, утро наступило, мастеровые работать стали, и тут кто-то прискакал. Слышу, архитектора спрашивает, говорит, мол, «Иван Лазаревич просил передать …», а рабочие гогочут: «Какой, там, Иван? Иванян он, вот он кто». И меня как дверью шибануло – вот оно, имячко-то истинное! И первое туда вместилось, и второе.


- А я, - тут же подхватывает другой, - удумал фамилию архитекторскую взять – Росси. Не ахти какое имечко, больше на прозвище смахивает, но, как говорится – в голой степи и юрта дворец. Так и назвался, а позже, когда мой дом театром Александрийским обозвали, в честь супружницы царской, с полным правом второе присоединил. Так что, Росси-Александрин к Вашим услугам, гость дорогой.




Вот такие удивительные происшествия пережили оба хранителя при вступлении в чин, что, в свое время, несомненно, сблизило их, но в те поры до этого было еще далеко. Почти век, с момента заселения, они даже и знакомы не были, хотя дома их находились и не так далеко друг от друга. И то сказать, что общего может быть у хранителя аристократического особняка с театральным домовым? И пусть у последнего обосновался самый первый во всей России, учрежденный даже особым Сенатским приказом, подписанным самой императрицей Елизаветой, профессиональный театр. И пусть его делами занимались только российские императоры. Что с того? Актеры, лицедеи – есть люди низкого звания, частью даже бывшие крепостные, а знать – особая статья.


Знакомство их произошло лишь после того, как один из Великих князей, на тот момент владелец особняка, и для которого с истинно царской роскошью переделали интерьеры, что являлось законной гордостью Иваняна, подарил его госпоже Потоцкой, актрисе Александринского театра. Вот только тогда, крайне удрученный таким поворотом судьбы, домовой поплелся к Росси-Александрину узнавать, что за фифа поселилась у него.


Следующая встреча состоялась тоже  при крайне неприятных для Иваняна обстоятельствах. Бедному домовому даже вспомнилось предостережение про «неладное хозяйствование», полученное от соседа при вступлении в чин, но прошлого было не вернуть, да и дом он свой любил, так что, тяжело вздыхая и поминутно ворча, приходилось приноравливаться к новым обстоятельствам. К ним, этим самым обстоятельствам, привело то, что в фифино владение особняком, произошел крупный пожар, а денег на ремонт у хозяйки не было. Дом отошел в казну, а вскоре был отремонтирован и переиначен. Теперь на его первом этаже расположился ресторан с кабаре, а на втором – развлекательный театр «Палас», открытый обществом бывших официантов. Да-да, хранитель дворянского, и даже великокняжеского особняка, внезапно скатился до простолюдинного опереточного домового. Справившись с потрясением и осознав, что такое шумное хозяйствование ему совершенно не ведомо, Иванян и отправился перенимать опыт в Александринку, благо тамошний хозяин произвел на него при первой встрече вполне приятное впечатление.



Продолжение http://www.proza.ru/2016/08/22/1969