Завтрак у Тиффани. Кинокритика

Алексей Богословский
Вчера досмотрел фильм. Наконец понял, почему смотрел раньше, но невольно забыл. Фильм для американского зрителя культовый, ведь там в заглавной роли блистала любимая актриса большинства американских мужчин Одри Хепбёрн, а действие происходит не в Англии, а в Нью-Йорке. Собственно само действие романа идет в стиле еврейских баек и рассказов о бытие разных фриков. Именно эта традиция в итоге сделала еврейскую литературу скучной. На уровне бытового рассказа забавно, мол, сосед - придурок, жизнь у него разворачивалась таким-то образом. Слушатель удивляется и запоминает - надо же, и такие варианты людей и отношений бывают!

Тут стоит сравнить сюжет романа и фильма с классикой. Ромео и Джульетта это история нормальных людей, которые в силу любви оказались в маргинальных обстоятельствах жизни. Завтрак у Тиффани это история ненормальных маргиналов, которые в силу любви были вынуждены решать вполне нормальную проблему - жить вместе или не жить? Тут логика еврейских баек подразумевает принципиально иное восприятие, отличное от произведений о нормальных и даже героических людях в маргинальных обстоятельствах. При слушании баек полагается смотреть со стороны и как бы свысока. Да, забавно, психопатка захотела что-то, получила или не получила искомое. При чтении классики полагается сопереживать в полную силу - нормальные люди преодолевают серьезное испытание, они не заслуживают высокомерный взгляд со стороны и сверху.

Сам факт избыточного сопереживания фильму Завтрак у Тиффани предполагает наличие у зрителя некой внутренней надломленности, да, жизнь сделала нас всех в чем-то фриками. Если же посмотреть со стороны, то стоит улыбнуться и подумать - ах, всё равно герои свои проблемы не решили.

Итак, молодой писатель Пол Варжак вселяется в хорошую нью-йоркскую квартиру. Он уже издал книгу с девятью рассказами, но ещё не сделал имя, позволяющее хорошо зарабатывать. Он герой иного фронта, замужняя женщина в возрасте в обмен на секс решила содержать его. Это позволяет ему иметь время на творчество. История явно напоминает Луну и грош Моэма, где он иронично описывает литературные салоны богатых дамочек. У дамочки муж уже имеет время и деньги на молоденьких девушек, ему не до супруги, а супруга подкармливает молодые таланты, развлекается участием в их разговорах и уже за деньги трахается с понравившемся ей мальчиком. Кругооборот мальчиков в салоне это уже дело взаимности, остальные мальчики и девочки едят и пьют на халяву, общаются и набираются силенок для занятий искусством. Ситуация для российской элитки ненормальная, поскольку предполагается, что мужчины должны быть подобны юным девчонкам из подворотни, готовых трахатьcя с богачом бесплатно только ради возможности сказать - ах, сам миллионер изволил меня в мерсе прокатить и трахнуть, потом даже денег за подобную честь не взял. Пока жены и дочки богатеньких в России имеют достаточно глупы, на писателя Пола Варжака можно смотреть свысока. Сам же Моэм, который всегда понимал, что в салоне из разных юных талантов только он и есть талант, иронизировал над ситуацией несколько иначе. Пол Варжак именуется писателем, а писатель ли он или бумагомаратель это иной вопрос.

Этажом выше, прямо над ним живет героиня Холли Галайтли, её играет Одри Хепбёрн. Она - молодая, очаровательная психопатка, которая хочет выйти замуж за миллионера, содержит тусню на деньги тусни, то есть, у неё проходят гулянки богатых мужчин и разных дамочек, за секс и просто за возможность пообщаться ей платят 50 баксов, что по меркам 1959 года куда больше, чем может показаться, но всё равно не слишком много. Она вкладывает эти деньги в новые тусовки. Она, так сказать, бессеребренница настолько, насколько в принципе можно считать бескорыстной охотницу за богатым мужем. Живет она за счет Салли Томато, мафиози, сидящего в тюрьме, платящего ей деньги за еженедельные свидания. Её услуга - сообщить прогноз погоды от Салли нужному человеку на свободе. Как потом выясняется, таким образом Салли в зашифрованном виде давал указания своей банде на свободе, а банда торговала наркотиками.

Молодые люди знакомятся, так начинается роман содержанта и психопатки. Дальнейшие события только показывают психологическую неустойчивость и четкую установку на брак с богатеньким Холли Галайтли. Оказывается, что и фамилия Галайтли у неё от сельского ветеринара, поймавшего её в 14 лет вместе с братом на воровстве индюшачьих яиц у себя на ферме. В этом время она была девицей, живущей в какой-то лачуге в банде беспризорников. Невинность она к этому времени уже успешно потеряла. Вот он стал содержать и воспитывать их, а заодно женился на ней. Как-то серьезно сопереживать тому факту, что она от него сбежала в поисках миллионера, трудно. Мужчина, который женился на четырнадцатилетней общей девушке, соблазнивший её сытой жизнью в обмен на секс и уход за несколькими детьми от предыдущего брака, обязан предполагать возможные последствия, тем более, он её лет на 20 старше. Ну, прибежал он за ней в Нью-Йорк, ну, послала она его обратно. Реветь от сострадания глупо. Всё это происходит на глазах Пола Варжака, но никак не мешает ему в неё втюриться, ведь он молод, и он писатель.

Пол Варжак в страсти дошел до того, что разорвал отношения со спонсоршей и съехал с квартиры. Пришлось найти квартиру подешевле и начать работать как все нью-йоркские обыватели. Но роман продолжается. Холли демонстрирует ему, что она подобна многим актрисам Голливуда, приобщает к воровству в магазине ради развлечения. Натура такая - уже воровать по мелочам охотнице за миллионерами нет смысла, а хочется. Пока она так развлекаются, судьба наносит Галайтли ряд ударов, толкающих её в объятия Пола Варжака уже не просто ради любовного романа. Сперва миллионер из Нью-Йорка объявляет о помолвке с другой женщиной, Холли нацеливается на бразильского богача. Затем Пола и Холли арестовывают по делу Салли Томато и торговле наркотиками. Бразильскому богачу уже Холли не нужна ни в качестве жены, ни в качестве любовницы, репутация дороже. Хотя Пола и Холли быстро выпускают, Холли уже у разбитого корыта. Тусовке тоже не хочется светиться с женщиной с дурной славой. Короче, всё переходит в страстную, любовную сцену с очередным монологом о женской независимости и неустроенности, герои целуются под дождем в обнимку с кошкой, которую Холли когда-то подобрала на улице. Герои уезжают начать счастливую, совместную жизнь.

Ух, утираю слезы сентиментальности. Интересно, насколько удачным окажется брак психопатки с писателем, ведь связалась она с ним не только от любви, но и от безнадеги? А тому ещё после работы ещё надо не вокруг неё ворковать, а писать и писать, чтобы хоть заработать себе имя и как-то подняться по социальной лестнице. В моём понимании жизни дальнейшая фраза "и жили они долго и счастливо" как-то не вмещается. Утешает, что истинно либеральным писателям и режиссерам такие зрители как я не нужны. Их творчество рассчитано на сентиментального обывателя, который уже надломлен, уже воспринимает себя не как нормальную личность в маргинальных обстоятельствах, а как фрика, верующего в любовь как в палочку-выручалочку. Вот придет любовь, любовь всё спишет, любовь всё изменит. Верю, так бывает, но для этого надо быть не фриком посреди нашей сумасшедшей жизни, а нормальным человеком, попавшим волей рождения в либеральный дурдом.