Доска почёта из Школьных историй

Татьяна Паюсова
               
   Катя училась в базовой школе. Что значит «базовой»? а то, что в школе проходили практику студенты педагогического училища, которое находится в городе с давних времён. В нём в военную пору училась и моя мама. В те годы в училище была хорошая база, сильный преподавательский состав, при поступлении – большой конкурс. В базовой школе работали учителя-методисты. Я работала в первой школе, но туда Катю не взяли – не подходила по месту жительства. Только в базовую подходила. Правда, через три года она стала учиться в нашей школе, территориальное распределение к тому времени отменили.
   За время учёбы в базовой школе с ней много что успело произойти. Например, помню такой случай. Подхожу к дому (мы тогда жили в частном секторе), слышу во дворе шум, гвалт, крики. Захожу – весь класс в ограде, открыт гараж, и Катерина, довольная собой, раздаёт апельсины. Ничего не понимаю. Оказывается, она сказала, что апельсины бывают зелёные. Никто не поверил (откуда в Катайске апельсины, да ещё зелёные!) Вот и привела весь класс показывать.  Муж ездил в командировки в Москву, Ленинград и всегда привозил по две-три-четыре коробки апельсинов. Коробки в тёплое время года всегда стояли в гараже. У детей к ним был свободный доступ. Папа, дремавший на диванчике, даже не слышал происходящего. Конечно, Катерине поверили сразу же, как только увидели такое количество зелёных апельсинов, и даже каждый попробовал, пытаясь выяснить, где мы их берём.
   Был в классе мальчишка, все звали его «Беляш», может, из-за комплекции, а может, из-за фамилии – Беляев. Катя забирала младшую сестру из садика, проходили мимо их дома, он неравнодушно их встречал: давал затрещину, толкал, дёргал за волосы или ещё делал какую-нибудь им неприятность. Однажды я была в базовой школе по каким-то делам, стояла у класса. Прозвенел звонок с урока, Беляш первым вывалился из класса, я схватила его за грудки, прижала слегка к стенке и, ничего не успев сказать, услышала вдруг: «Я больше не буду! Правда! Не буду больше!» Чего испугался? Выходивших из классов ребят: «Увидят и будут смеяться? Или подумал, что я его смогу обидеть?» Не затаил обиду. До сих пор, встретившись в городе, улыбается и здоровается со мной.
   В первый месяц учёбы было родительское собрание. Так получилось, что на собрании мы с отцом оказались оба. Был дождь, он вернулся рано, зная о собрании, пришёл, как и я. Учительница сетовала, что Катя не слушает, а они изучают букву, не помню точно какую – «ка» или «эн». У неё под партой толстая книжка «Сказки» братьев Гримм, и она читает весь урок.
   После собрания Людмила Ганина спросила меня: «Правда, читает?» - «Видимо!» - ответила я.
   Мы подумали, что ребёнку в школе не интересно: изучают какую-то букву, а она читает бегло, около ста слов в минуту. Наверное, и на других уроках также скучно было. Мер никаких не принимали, но для острастки, отец спросил: «Какую букву изучали в школе?» На не очень убедительный ответ он дернул её за косу. Ложась спать, я спросила:
-За что так? Не смей! Я могу, а ты – нет! Я мать!
- Я отец!
   Помолчали. Понимали, что Катя хорошо подготовлена к школе: бегло читает, много знает наизусть, считает хорошо, я не помню, чтоб учили таблицу умножения – они с бабушкой её одолели тоже до школы. Но что можно было сделать? Ничего!
   Однажды был ещё случай. Во время переводных экзаменов – был такой этап в развитии школы! – чтоб не мешали, всех учащихся, кроме экзаменуемых, увели на стадион. Там кто-то толкнул моего ребёнка – она сломала ключицу. Учитель не «заметил потери бойца». Мне ничего не сказали, она терпела несколько дней. И у меня тоже экзамены! Потом пошли на снимок – оказалось: сломана ключица. Наверное, месяц ходила с кольцами!
  Мы уже переехали. Захожу домой – дверь не открывается, завалена портфелями. Потом тот же Беляш доложил: «А ваша Катя водила нас к Светлане Николаевне (учительница музыки и организатор) в больницу». Что-то там купили на имеющиеся у них копейки и пошли навещать учительницу. Как нашли только! Там столько отделений, все в разных зданиях. Но нашли же!
   Как-то зимой пришла домой с синяком под глазом. Не жаловалась. Наверное, отчасти и сама виновата. Самое интересное, что в этот день сфотографировали на доску почёта. Фотография с синяком не один год висела на стенде «Доска почёта».
   Это всё, и далеко не всё, что происходило с моей дочерью во время обучения её в базовой школе, то есть в начальных классах.