В соответствии с учением великого русского академика И.П.Павлова животные обла-дают одной
сигнальной системой. Человек обладает двумя сигнальными системами.
Высокоорганизованные животные и человек обладают пятью чувствами – зрение, слух, осязание,
обоняние и вкус. Информация из окружающего мира поступает от органов чувств в мозг, в процессор
под названием - сознание. Там информация превращается в образ. Многократное появление в
сознании одинаковых зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых образов начинает
осознаваться человеком и животными, т.е. они начинают понимать этот образ, формируется понятие и
откладывается в память. Мышление животных этим ограничивается. 1ый уровень мышления можно
назвать – животным мышлением.
Второй сигнальной системой обладает только человек. Эта система является источником разума.
Суть её в следующем. Понятия, выработанные 1-ой сигнальной системой, хранятся в сознании в
долговременной памяти. С началом процесса мышления, инстинкт разума вытаскивает из памяти нужное
понятие и формирует образ данного понятия в сознании. Центральный процессор начинает с ним
работать. Теперь человеку, чтобы мыслить, о чём-то рассуждать, не обязательно видеть, слышать и
вообще созерцать эти объекты, образы этих объектов он может вытащить из сознания. А мыслит
человек исключительно образами. Понятия из памяти в процессе мышления мы вытаскиваем по кодовым
названиям - словам, которые мы в процессе мышления непременно произносим беззвучно в уме.
Попытайтесь мыслить бессловесно и у Вас ничего не получится. Также мышление невозможно, если
слова не превращаются в образы, потому что мышление у человека понятийно-образное. Невозможно
сформировать образ незнакомого слова. Необходимо новое слово объяснить через имеющиеся понятия.
В этом суть образования.
Поскольку вторая сигнальная система позволяет человеку мыслить с "закрытыми глазами", т.е.
оторвавшись от сигналов окружающего мира (креативное мышление), теперь человек обрёл способность
включать в процесс мышления сигналы своего воображения – высказывать гипотезы, делать
предположения. Человек обрёл способность претворять в жизнь свой замысел творца – то чего ещё
не было в природе – паровоз, пароход, самолёт, компьютер и т.п. Человек стал разумным,
способным претворять свой замысел творца. Правда, изучив объективные законы природы, т.е.
подсмотрев замыслы Творца – с большой буквы.