Белый порошок

Игорь Скурча
Белый порошок.
- Силкин Игнат Петрович?-
- Да. Угадали.
- Вас беспокоят из СК. (?!) (*Следственный комитет) –
Я быстро глянул на экран телефона – не разыгрывает ли кто? Номер не знакомый. Тот, кто мне позвонил, назвал себя. Абсолютно серьёзно, полностью:  следователь, ФИО - как положено. Я, выруливая одной рукой  на перекрёстке, естественно, в упор ничего не запомнил. Однако подметил паузу, которую выдержали, скорее всего, с умыслом, чтобы я «проглотил» услышанное.
Действительно,  в мозгу самопроизвольно «крутанулся»  калейдоскоп последних событий с моим участием. Вроде, нигде криминал не просматривался. Но, говорится же: у чертей свои приколы. Я, вообще, с представителями власти чувствовал себя не уверенно.
Для меня она, власть, ну приблизительно как для японцев - вулкан Фудзияма. Маячит над всем самурайским миром, и как бы источает незыблимость и величие. Все понимают, внутри - нешуточный барботаж, ну и ладно, лишь бы не затрясло, да и пеплом не присыпало. 
Интрига в этом случае оказалась простой: группа предприимчивых «челов»  «впаривала» направо-налево некое средство, нормализующее(?) обмен веществ в организме. Да, да, это те пресловутые БАДы (биоактивные добавки), информация о чудодейственных свойствах которых, прямо таки ушатами выливается на наши доверчивые уши. Про ХХ2016 я тоже прослышал по радио, стоя где-то в очередной московской пробке. И не скажу, что клюнул, но позволил себе клюнуть. Пробка останавливает время, и чувство реальности  в нас приглушается. Я дозвонился до некого консультанта, который внимательно выслушал, записал жалобы и  данные. Препарат был, по его словам,  про меня.  «Курс – одна банка на 2 месяца, и почувствуете себя другим человеком. Цена – 15 т.р.»  Однако! Мне показались запросы распространителей чрезмерными. Тут как раз машинки задвигались, стало не до болтовни. Бросил фразу: «Подумаю» - и отрезал эту тему.
Но не тут-то было. Я уже засветился в их картотеке. Примерно месяца через полтора продавцы напомнили о себе. Уже женский голос озабоченно поинтересовался результатами моего потребления лекарства. Весть, что никакого процесса лечения и не было, побудила их к демонстрации удивление. Как же так, себя не жалеете! Повторное предложение – 12т.р. несло подспудный психологический эффект экономии. (Хотя, ясно: какая к чёрту тут экономия?) И я повёлся.
На следующий день прибыл к офису курьер (из когорты часто «стреляющих» на пиво у магазина). Обмен посылки на деньги прошёл буднично и  можно сказать даже не интересно. Курьер никакой добавочной и полезной информации не предоставил, сославшись на узкую специализацию: только доставка.
Ещё шли, как бонус, очищающие стельки. Перед первым приёмом препарата они приклеиваются к пяткам, и за ночь вытягивают нечисть из организма, если тот забит всяким нездоровым хламом.
Утром прокладки у меня наглядно сочно почернели, что впечатлило. Сигнал: лечись не тяни – прошёл точно в цель. И покатилось. Перед завтраком я разбавлял в стакане тёплой воды ложку белого порошка из приобретённой банки и выпивал. По виду и по вкусу – сухое молоко с какой-то примесью, напоминающей витамин В. Так что получался вполне приятный апперитивчик. Обычно же, по юмору производителей и распространителей сомнительных панацей, снадобьям этим положено иметь отвратный вкус, наверное, отражающий трудный процесс оздоровления.
Все эти нехитрые коллизии мне вспомнились сразу, особенно после слов следователя, что я попал в сети мошенников.  Представитель закона настойчиво настаивал на рандеву, для прояснения некоторых деталей. Я при этом «отбрыкивался», как мог, типа: занят по горло, что - правда, и т.д.  Но следователь, что те же распространители, вцепился словно репейник, сразу не оторвёшь. Неопределённое: «как-нибудь через неделю» - не прошло. Конкретно, именно через неделю, прилетел второй звонок: где встречаемся? к нам в СК? хотите, подъеду куда Вам удобнее? Тут уж не увильнёшь. В итоге: мой автомобиль на стоянке у метро – оказался следственным кабинетом.
Объяснительная, которую стряпал следователь с моих слов, идентична тексту выше. Пока она писалась, мне в режиме непринуждённой взаимобеседы, было сообщено, что злодеи-продавцы, обманывали старушек и старичков, вымогая у них немалые деньги за продукт, стоящий раз в 20 дешевле.
- И что им за это грозит? – поинтересовался я.
- Ну, лет пять тюрьмы.-
Ничего себе! Благодушное настроение улетучилось. За что так строго? Я, сознаюсь, не чтец УК, и юридические моменты трактую по духу Римского права, которое построено на простой справедливости или, если угодно, на справедливой простате. Украл – пойман – виновен. Здесь же налицо спекуляция, всё остальное – умелая реклама. Но спекуляция у нас с определённого времени перешла в ранг коммерции, вполне легального занятия и в Риме, и здесьсейчас. То есть : реклама + спекуляция = бизнес (и ничего личного). Где преступление?
Пока я так размышлял, мне в довершении уже затянувшейся процедуры было предложено написать «заяву» (Заявление значит).
- ?? –
- Ну, пишите:  «Прошу возбудить уголовное дело(!!) по факту…..» -
Вот она, так сказать квинтэссенция и смысл рандеву. Я, конечно, посожалел, что своей открытостью и болтовнёй дал повод представителю органов попытаться втиснуть меня в Дело базовым кирпичом. Но, господа, я не прокуратура, чтобы квалифицировать поступки других людей, пусть и не очень чистых на совесть (а это - скорее всего, так и есть). Я не принял предложенный текст.
- Вас же обманули! – не отступал дознаватель. – Деньги взяли.
- А в чём обман? – ещё до конца не осознавая, но чувствуя, что меня опять используют, я стал протестовать. Помните острый динамичный момент в фильме о Кинг-Конге, когда героиня оказалась между ним и динозавром. Решалось всё за доли секунды: выбрала обезьяну. Вот и я, интуитивно, встал на сторону предпринимателей.
- Да, я заплатил. Но не только за сам препарат, но и за веру в его целебное действие. Согласитесь, тут тоже заложен немалый лечебный эффект. Пью уже месяц и жив-здоров, то есть – не отрава. А, кстати, вы, с вашим разбирательством, напротив, разуверили меня, и, следовательно, лишили положительной психологической и дорогостоящей составляющей цены. Получается, обкрадываете меня? –
Тут я вроде шутил. Но где-то внутри шевельнулась застарелая неисчезающая  фобия: почудилось холодное дуновение из 37года прошлого века, когда, как пирожки лепились осуждающие Дела по состряпанным доносам. Там, как известно, часто инкриминировалась диверсия. Тут – мошенничество. Которое, если шире открыть глаза,  вообще, охватывает все сферы нашего житейства. По большей части, любая сверхнормальная прибыль, основана на умелом использовании обмана или полуобмана. Пример: машину отгоняешь в тех. центр, диагностика там, какой-то ремонт. Потом, через какое-то время звонят(мне  - так обязательно), что желательно поменять ещё  какую-нибудь «фигнюшечку».
- Можно, конечно, и не менять, но, долго не протянет. –
Кряхтишь, но соглашаешься. И так – повсеместно. Случая из хирургии, когда пациента на время выводят из наркоза, чтобы сообщить: вот тут по ходу не плохо бы и этот орган оттяпать! – не назову. Но - уже близко и к этому.  Пошла дурацкая мода (а может она была всегда?) на лукавую вежливость, это когда тебе не только хотят оказать услугу или продать товар, но ещё и чуточку, простите (это важно - именно извинившись), поиметь.
Короче, я написал:
- Прошу разобраться со случаем продажи мне препарата…. –
Обманутые бабушки вольны излагать свои претензии. У меня же их нет. Представитель СК уже перед прощанием напомнил о гражданской сознательности, но, похоже, для проформы, понимая, что о ней-то я и не забывал. Затем, как-то тихо, словно стесняясь, пробормотал, о глупости, якобы выпяченной фактом совершённой покупки. Вот она – козырная карта! Ставка на наш страх - не оказаться в дураках.
Я стойко промолчал, и мы  суховато распрощались.
Следователь не спеша вылез из машины и направился к метро.  Обещал ещё позвонить, но мне уверенно кажется, что не позвонит.
 Самое время достать сигарету и всласть затянуться, пропуская через нутро дым и только что перечувствованное; да, не выйдет: курить бросил напрочь лет десять назад.
Постфактум возникли две мысли.
Первая – философская, несущая подспудно оправдательные мотивы. В рамках нашего общего представления  о свободе, право на глупость неотъемлемо присутствует, и многие (да почти каждый) не брезгуют им попользоваться. Ценность этого права однозначно не определена, но всё равно, за него все готовы покусаться. Ибо собственная глупость  - основа личной аутотентичности, т.е. родное и подлинное.
Вторая мысль – сугубо практическая. Белый порошок - «спецмолоко», к которому привык, заканчивается. Удастся ли ещё приобрести такой же?
июль. 2016