Скромный обзор на фильм Территория

Вячеслав Штопель
Внимание! Сколько людей, столько и мнений. Автор высказывает свою точку зрения, чего и вам желает. Никаких рекламных, либо антирекламных целей не преследую, да и не собираюсь.

Вспомните – когда последний раз вы смотрели фильм-романтику о природе и людях, ни чем друг от друга не отличающихся? В наше время такое кино редкость, а вот для советских времён это было обыденно и ни кого особо не удивляло. Фильмы о полярниках и исследователях уже давно не актуальны и не вызывают у зрителя тех эмоций, как те же супергеройские блокбастеры. В сегодняшнем обзоре речь пойдёт не о выдуманных героях, но о реальных. О людях, которые отдавали свои жизни ради приключений и продвижения нашего с вами светлого будущего. Дамы и господа, перед вами обзор на фильм Александра Мельника “Территория”.

Немного о сюжете:

Территория — это место, где люди проверяются на прочность. Необозримые пространства, где тундра встречается с ледяными торосами Ледовитого океана. Суровый русский север, которому способны бросить вызов немногие. Геолог Илья Чинков, одержимый идеей найти легендарное золото Территории, собирает команду смельчаков, готовых поставить на карту все, включая собственные жизни.

Данный фильм - это экранизация одноимённого романа Олега Куваева. В 1978 году роман уже экранизировался режиссёром Александром Суриным и вышел под тем же названием. Я не читал роман, а также не смотрел его первую экранизацию, поэтому в данном обзоре я буду обозревать “Территорию” как самостоятельный фильм. 

Давайте сразу расставим все точки над «Ё» и скажем, что фильм этот не для масс. Мало кому он понравится,  и не многие уследят за ходом действий, которые здесь происходят, т.к. сочтут это занятие попросту неинтересным. Данный фильм – это кино для любителей природы, путешествий и романтиков, которым всего этого не хватает. Ну и, разумеется – для критиков, которые очень любят такие фильмы. Поэтому если вы ищете развлечения и эпатажа, то лучше проходите мимо, ибо “Территория” не даст вам ни того, ни другого.

Собственно, что в фильме тогда такого, что может зацепить зрителя? Ну, для начала в нём отличный актёрский состав. Чего стоит только один Константин Лавроненко, который играет в фильме одну из главных ролей – Чинкова. Его персонаж – это продутый всеми ветрами и промокший под всеми дождями геолог, который уверенно идёт к своей цели. Лавроненко с ролью справился, однако в персонаже его порой слишком много пафоса. Заглавную роль Баклакова в фильме исполнил Григорий Добрыгин, который уже снялся в похожем на “Территорию” фильме – “ Как я провёл этим летом ”. Персонаж его, как и Чинков – фанат своего дела и не останавливается не перед чем. Пожалуй, самого яркого персонажа в картине сыграл Евгений Цыганов. Его герой – Андрей Гурин, профессионал своего дела и, как он сам себя называет, “предпоследний авантюрист”, романтик и любитель жить “не как все”. Такие,  как он, не терпят четырёх стен и не заводят семью, а только идут вперёд без груза на плечах. Герой получился колоритным  и очень запоминающимся, а сам актёр великолепно отыграл своего персонажа. Ксения Кутепова сыграла журналистку Сергушову, и справилось с ролью на отлично. Но главное в её роли даже не появление в кадре, а великолепный закадровый текст. Её голос идеально вписался в ноты данного фильма, полностью слился с его атмосферой и представить данный фильм без голоса Кутеповой после просмотра просто невозможно. Также в фильме снялись Егор Бероев, Владислав Абашин, Ольга Красько, Пётр Фёдоров и другие, но их персонажи, на фоне первых четырёх, увы, сильно меркнут.

В целом все артисты со своими ролями справляются, и, что немало важно, подходят на них. Однако,  довольно часто можно заметить, что некоторые либо переигрывают, либо не доигрывают. Но на общем фоне это не так заметно, поэтому и в минус отнести трудно.

Но даже именитые актёры отходят на второй план, так как главное в фильме не их игра. Главное – это природа. А точнее то – как она показана и запечатлена на киноплёнку. Операторы выполнили работу исполинских масштабов. Фильм смотреть приятно и интересно, глаза радуются каждому кадру. Виды, которые показываются в фильме, захватывают дух. Такое кино желательно смотреть на большом экране, а ещё лучше – в IMAX. При просмотре данного фильма понимаешь – насколько многогранна и прекрасна территория нашей родины. Представьте впечатления тех людей, что видели те места в живую, были на них первопроходцами и их первооткрывателями. Не знаю, как у вас, а у меня от таких мыслей мурашки бегут по коже.

Отличное музыкальное сопровождение, автором которого стал композитор Туомас Кантелинен, пошло фильму только на пользу и сделало его ещё более духовным и красивым. Саундтреков, как таковых, в данном фильме не много, да их и не замечаешь – настолько эти композиций слились с самим фильмом. Главная музыка здесь – это звуки природы, а лучше этой музыки композиций не бывает.

Собственно, фильм необходимо посмотреть хотя бы из-за этих видов, которые показали нам операторы. Забудьте про интригующий сюжет, который здесь хоть и есть, но не такой, к какому мы все привыкли. Забудьте про спецэффекты. Забудьте про ярких неадекватных персонажей, которыми так любит кидаться современный кинематограф. “Территория” – это чистокровное советское кино, которое не заботит развлечение своего зрителя. Его цель – это показать людей такими, какими они были и должны быть. Фильм показывает нам настоящих героев, которые не гнались за славой и наградами, собственно, как и этот фильм. “Территория” вообще вышла в прокат очень тихо и показывалась далеко не во всех кинотеатрах, однако расходы свои окупила, что не может не радовать.

В целом мы получили фильм, который просто необходимо показывать своим детям и внуком, ибо это будет для них примером мужества, долга, чести и достоинства. Такие фильмы стали огромной редкостью, в них всё чаще стали вплетать триллер и даже фантастику. “Территория” – это не развлекательный, довольно трудный для освоения фильм, его сложно полюбить за что-то кроме картинки, но если вы проникнетесь им, то больше уже не разлюбите. Закончить сей обзор хотелось бы строчками из стихотворения Кати Яровой, которые присутствуют в фильме и идеально его характеризуют:

“…но, Боже мой, ты так прекрасен,
   Что не любить тебя нельзя”

С вами был Вячеслав Штопель - скромные обзоры от нескромного человека.