Черногорский дар в храме св. мученика Трифона

Маргарита Бирюкова
От публикаторов:
Эта небольшая, но ценная для москвоведов и для всех, любящих Москву, заметка была опубликована, без подписи, в 1883 году в июльском номере журнала "Семейные Вечера",который издавала София Сергеевна Кашпирева, урожденная княжна Урусова.
Публикуем заметку полностью.

*
Черногорский дар в храме св. мученика Трифона в Москве

Кто из коренных москвичей не знает Трифоновской церкви, кто не молился в ней пред чудотворною иконой угодника и его мощами? Все знают и древнее сказание о построении этой церкви, так прекрасно переданное графом А. Толстым в его «Князе Серебряном» и в недавно напечатанной поэме о «Царе Иване Грозном и царском сокольничьем Князе Трифоне Патрикееве» («Русский Вестник» 1882 года, Июнь).
Но очень немногим известно, откуда в этой исторической церкви мощи святого мученика Трифона. Многие ли знают, что они дар Черногории, дар, о котором теперь, по случаю приезда в Москву князя Черногорского Николая, вспомнить очень своевременно. Это дар его прадеда Черногорского владыки (князя и митрополита в одном лице) Петра I Негоша, почитаемого в своей родной стране святым.
Ежегодно, 14 сентября, в праздник Воздвижения Честнаго Креста, москвичи стекаются в Трифоновскую церковь для чествования принесения сюда мощей св. угодника. Праздник этот установлен в первой четверти нынешнего столетия, по случаю пожертвования в эту церковь императором Александром Павловичем мощей св. угодника. Вот как достались они нашему государю.
Глава мученика Трифона хранится в кафедральном собора (католическом) в Которе (Каттаро) и до сих пор привлекает множество поклонников: католиков и православных, славян и не-славян. В начале нынешнего столетия, Котор, теперь принадлежащий Австрии, а прежде принадлежавший Венецианской республике, перешел под власть Черногорского владыки Петра Петровича Негоша. Этот государь-иерарх, при особом письме, от 19 апреля 1803 года, передал в дар три частицы от главы св. мученика московскому именитому купцу Трифону Семеновичу Добрякову, а этот в 1819 году поднес их императору Александру I. По особому Высочайшему повелению в том же году они переданы были в Трифоновскую церковь и внесены сюда с подобающим торжеством.
При покойном ее настоятеле, известном протоиерее В.Г. Назаревском, в притворе храма были поставлены доски, на коих вкратце были изложены сведения о жизни мученика Трифона и принесении во храм его мощей. Полезно было бы выставить их опять. Кстати сказать, пора также осуществить мысль покойного, разработанную археологически и технически, о реставрации в первоначальном виде наружного фасада этого древнего храма. Дело, как заметил еще покойный И.М. Снегирев, заключается в следующем. Квадрат храма складен из белого тесаного камня; каждая его сторона разделена на три части лопатками, а верхи сведены тремя дугами, на которых лежала гонтовая или черепичная кровля. Впоследствии, дуги свода выровнены были кирпичом в прямую линию и покрыты очень некрасивою четырехскатною кровлей из листового железа. Над нею возвышается на осьмигранной шейке глава с закомарами и осьмиконечным крестом. Такая кровля, закрывая шейку и закомары главы, изменяет характер здания; под нею, до сих пор, осталась звонница на двух столбиках, где висел небольшой колокол, в который некогда звонили прямо из церкви. Если б освободить верх церкви от таких безобразных  пристроек и переделок, она получила бы прежний своеобразный вид и характер, как драгоценный памятник древнего церковного зодчества».

«Семейные Вечера, Журнал для семейного чтения» 1883 г., № 6 (июнь)