Реформаторы внутри ЦК ВКП б. 2 часть

Жека Никитин
                Попытки обсуждения вопроса об изменении пропорций хозяйственного строительства наблюдались в 30-е годы, но война по объективным причинам отодвинула подобные дискуссии на задний план. Поэтому наиболее развернуто, идеи смещения акцентов промышленного развития страны были озвучены в первые послевоенные годы. В их формировании главную роль играл заместитель Председателя Правительства СССР, Председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский.
 
                После войны курс на развитие производства товаров народного потребления, на повышение материального благосостояния людей имел особую актуальность. Советские люди, устав от постоянного перенапряжения и тягот военного времени, заслужили право на лучшую жизнь. Многие из них стали участниками европейского освободительного похода против фашистской Германии.
Впервые огромное количество советских граждан побывало в Европе, своими глазами они увидели жизнь зарубежных стран и получили возможность самостоятельно без пропагандистской помощи сравнить жизненные реалии двух систем. К тому же задачи восстановления гигантских разрушений, нанесенных войной народному хозяйству, предполагали и допускали использование иных рычагов воздействия на экономику, несколько выходящих за рамки сугубо административно-хозяйственных методов.
 
                Вне всякого сомнения, такой крупный ученый-экономист, каким был Н. Вознесенский, не мог игнорировать практику новой экономической политики 20-х годов, которая помогла преодолеть хозяйственную разруху после гражданской войны. Стремление применить некоторый опыт нэпа в схожих восстановительных условиях представлялось не лишенным смысла. В комплексе все это проясняет возникновение на самом высоком уровне вопроса об изменениях пропорций промышленного развития.

                Естественным образом, в общественной обстановке тех лет любой политический поворот требовал освящения со стороны великого "вождя и учителя". Такое благословение касательно названной темы прозвучало в сталинском предвыборном выступлении 9 февраля 1946 года. Советский лидер признал очень важным повышение материального уровня жизни народа и указал путь достижения этой цели через широкое развертывание производства товаров народного потребления, развитие всех отраслей, имеющих к этому отношение.
               
                Данная установка оформлялась несколькими постановлениями Правительства СССР за 1946 - 1948 гг.: "О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольствием и промышленными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями" (9.11.1946 г), "О мероприятиях по ускорению подъема государственной легкой промышленности, производящей предметы широкого потребления" (23.12 1946 г), "О мероприятиях по расширению торговли потребительской кооперации в городах и рабочих поселках" (21 07.1948 г), "О мероприятиях по улучшению торговли" (20.11.1948 г).

                Смысл этих документов сводился к следующим положениям: государство требовало значительного увеличения товарооборота, расширения объемов торговли между городом и деревней, пересмотра роли потребительской кооперации, которая не располагала устойчивыми связями с потребителем, ограничивала свои функции распределением товаров, получаемых от государства. Разрешалась торговля в городах и рабочих поселках продовольствием и товарами широкого потребления, ставилась задача повсеместного расширения сети магазинов и лавок.

                В концептуальном плане эти идеи нес журнал "Плановое хозяйство" (орган Госплана СССР). На его страницах прослеживается стремление пропагандировать в хозяйственной практике категории экономической целесообразности, К примеру, в одной,  из статей подчеркивалось: "переход к мирной экономике... требует перестройки планирования и укрепления экономических рычагов организации производства и распределения - денег, цены, кредита, прибыли, премии".
 
                В  другой,  обосновывалась необходимость конкурентных отношений в торговой системе. В связи с чем приветствовалось устранение монопольного положения государственной торговли, развитие здоровой конкуренции между ней и  кооперацией.  Обращает на себя внимание частое использование в понятиях партийного аппарата,  термина "конкуренция", что не совсем традиционно для советских идеологических стандартов тех лет. Такие же мотивы преобладали и в главном пропагандистском рупоре - газете "Правда". В передовой центрального партийного органа от 6 января 1947 года говорилось: "Чтобы экономическая жизнь страны могла забить ключом,.., а промышленность и сельское хозяйство имели стимул к дальнейшему росту своей продукции, надо иметь развернутый товарооборот между городом и деревней, между районами и областями страны, между различными отраслями народного хозяйства.

                Чем шире будет развернут товарооборот, тем быстрее поднимется благосостояние советских людей, тем лучше будут удовлетворены их насущные нужды". Заметим, что эти мысли излагались в 1947 году. Еще более примечательно и , само название,  редакционной статьи: "Советская торговля - наше родное большевистское дело".Вот вам и "долбанные" большевики, любимое изречение послеперестроечных неучей.Предчувствую внутреннее напряжение многих читающих в отношении этой фразы.Что мол много доказательств обратного. Я даже не хочу читать ту муть , которая понаписана после перестроечными псевдоисториками по заказу с запада, с целью исказить нашу историю. А в ней было все: и хорошее и плохое,  и нам нужно уметь отделять это хорошее, чтобы не выдумывать велосипед с квадратными колесами.

                Страницы центральной, республиканской печати заполнились публикациями о ходе развертывания торговли в разных регионах страны. К примеру, "Правда Украины" рапортовала, что с середины 1946 и 1947 годы в республике открыто около 7 тыс. новых магазинов, ларьков, число пайщиков возросло на 1,5 млн. человек. Планировалось открытие еще 15 тыс. торговых точек. Масштабы кооперативной торговли в СССР заметно возрастали ее розничный оборот в марте 1947 г. увеличился по сравнению с декабрем 1946 г. почти в три раза, а до конца 1947 г поднялся еще в два раза. За 1947 год в целом по стране кооперативными организациями было закуплено более 180 тыс. тонн мяса, свыше 9 тыс. тонн жиров, 83 млн литров молока, около 200 тыс. тонн картофеля, 195 тыс тонн овощей, 126 тыс. ящиков яиц и т.д. Сопровождая многочисленные информационные сообщения о важности развития торговли для населения, "Правда" указывала: "все мелочи торгового дела должны быть предусмотрены, ибо речь идет не о какой-то временной кампании, не о проведении эпизодической ярмарки, а о торговле всерьез и надолго".

                Меры по расширению товарооборота и оживлению торговли объективно требовали и укрепления денежной системы, отмены карточек на приобретение товаров В ходе военных действий инфляционные процессы значительно усилились: цены по сравнению с довоенными выросли в 10-15 раз. Денежная реформа декабря 1947 года была призвана ликвидировать последствия войны в области денежного обращения восстановить полноценный рубль и облегчить переход к торговле по единым ценам без карточек.
 
                В постановлении Правительства СССР и ЦК ВКП (б), посвященном этим вопросам, давалась прямая ссылка на опыт аналогичной реформы 1922 года, когда фактически были созданы новые деньги, оживившие экономику начала 20-х годов. Проведение реформы,  сказалось на некотором улучшении,  обшей ситуации в товарно-денежной системе. Такие тенденции зафиксированы во многих отчетах местных властей для ЦК ВКП (б).

                Отмене карточной системы и денежной реформе сопутствовала мощная пропагандистская кампания об успехах советской экономики колхозного строя, обеспечивавших быстрое преодоление последствий войны. Однако за фасадом этой кампании остался конфискационный характер реформ. Государство фактически сняло с себя всякие обязательства по гарантированному, карточному снабжению городского населения и рабочих, а новые цены, установленные государством, в большинстве своем были выше коммерческих, утвержденных после войны.

                Таким образом, первые послевоенные годы характеризовались попытками формирования политического курса, связанного с коррекцией приоритетов хозяйственного развития в сторону производства товаров народного потребления. А также  попытками укрепления денежной системы.  В этой связи нельзя не привести слова,  российского ученого Р. Пихоя,  о первых годах послевоенного периода: "нельзя не отметить, что команда Жданова-Вознесенского смогла добиться и определенных положительных результатов в экономической области, среди которых считаем необходимым отметить, прежде всего,  отмену карточной системы, проведение денежной реформы и вызванное этим некоторое усиление товарно-денежных отношений в стране".
 
                Следует сказать, что только в последнее время исследователи, обращаясь к послевоенному периоду, стали различать и выделять его политические зигзаги, отходя от идеологических (как положительных, так и отрицательных) штампов в отношении многогранного исторического процесса. Недостаточное внимание историков к этим новациям ленинградской группы связаны во многом с тем, что они не утвердились в общественной практике как преобладающие.

                Другим масштабным делом ленинградской группы стала разработка проекта новой программы ВКП(б). Ее подготовка была возобновлена после войны и велась в рамках специальной комиссии, созданной решением политбюро ЦК, где главенствующую роль играли Жданов и Вознесенский. В своей работе,  комиссия,  стремилась определить основные задачи развития страны на ближайшие 20-30 лет. В проекте нашли отражение многие идеи, сформированные лидерами ленинградской команды. Отличительной чертой готовившейся программы стала ее социальная ориентированность.
 
                Авторы считали необходимым, сохраняя ведущую роль отраслей, производящих средства производства, резко усилить объем и повысить удельный вес в экономике отраслей, производящих предметы потребления. Как показывает знакомство с текстом, социальные аспекты в проекте поданы привлекательно, с размахом. Так, выдвигалась задача до конца ликвидировать жилищную нужду, развернуть в больших масштабах жилищное строительство с целью обеспечить каждому трудящемуся благоустроенную отдельную комнату, а каждой семье - отдельную квартиру, перейдя со временем к бесплатным коммунальным услугам.
 
                Я, думаю, никто не будет противоречить этому. В стране действительно началось массовое строительство и стоимость коммунальных платежей была минимальной. Однако закончить такую реформу нам не дали, по той же причине, что и сейчас. Начались угрозы и нападки на СССР, что вынудило основную массу бюджетных денег направить на новые разработки вооружения, чтобы иметь паритет с вероятным противником. Началась гонка вооружений.

                Недальновидные  читатели сразу возразят мне, что мол нечего было начинать эту гонку, нужно было дружить с ними. А мы всегда пытались дружить, на паритетных основах. А кто не любит кормить свою армию......как известно кормит чужую. Как бы не любили сейчас говорить о наших заокеанских "партнерах", только партнерами они никогда не были и их подогревал только стимул заработать на нас больше денег и развалить нашу страну, чтобы воспользоваться сырьевыми стратегическими запасами.

                Много средств уходило на поддержку стран социалистического лагеря и развивающихся стран. Да, это сегодня оценивается, как недальновидность и как неправильная экономическая политика, однако история покажет кто прав.Реформировать такую большую страну, как Советский Союз сразу было практически невозможно. Это не Германия, которую можно проехать за день на машине и не Швейцария. Кто-то сошлется на США. Это тоже не образец потому, как эта страна паразит, живет и развивается за счет других стран, да и по территории она меньше чем в два раза, и к тому же на ее территории практически не было войн.Однако вернемся к нашим реформаторам, но в следующей части.


Продолжение . . .