Притча о милосердном самарянине по-русски

Валентин Байгильдин
Называется эта история притчей.

Но это  не притча, а урок Христа.
В притче присутствует иносказание-скрытый смысл.
Здесь его нет.
Урок есть, который Христос преподал некоему законнику.
А нам надо понять, чем мы должны отличаться от этого законника.

Лука. 10. 25-37. Старославянский текст почти не отличается от синодального перевода с греческого, на который уже однажды перевели Евангелие со старославянского. Но есть несколько принципиальных отличий.

Поэтому Старославянское Евангелие.

Лука. 10.25.
И се, закон­никъ некiй воста, искушая его и глаголя: учителю, что сотворивъ, животъ вечный наследую?

Что  это за искушение?
Этот законник уже зная ответ, решил проверить Христа, знает ли Он Своё учение.
Поэтому Христос ответил вопросом на вопрос.

10.26.
Онъ же рече къ нему: въ законе что писано есть? како чтеши?

10.27.
Онъ же от­вещавъ рече: воз­любиши Господа Бога тво­его от­ всего сердца тво­его, и от­ всея души тво­ея, и всею крепостiю тво­ею, и всемъ помышленiемъ тво­имъ: и ближняго сво­его яко самъ себе.

Кем писан закон?
Христом и писан.
До него этого никто не говорил и не знал имени Бога-Господь.

10.28.
Рече же ему: право от­вещалъ еси: сiе сотвори, и живъ будеши.

Христос показал, Кто тут будет оценки выставлять за ответы и предложил законнику знание претворить в действия.
То есть, перед всеми показал, что таких творений нет у законника, поэтому он и законник-знающий Закон, но не более.

10.29.
Онъ же хотя оправдитися самъ, рече ко Иисусу: и кто есть ближнiй мой?

В чем оправдаться?
В том, что, мол, Господи, хочу возлюбить ближнего по закону, но не знаю кто это.

Два раза дали по башке и прыть испарилась.
Теперь спрашивает по делу и поэтому Христос отвечает.

10.30.
Отвещавъ же Иисусъ рече: человекъ некiй схожда­ше от­ Иерусалима во иерихонъ, и въ разбойники впаде, иже совлекше его, и язвы воз­ложше от­идоша, оставльше едва жива суща.
10.31.
По случаю же священ­никъ некiй схожда­ше путемъ темъ, и видевъ его, мимо­иде.

Прошел мимо. Но закон священник знает, поэтому здесь и упомянут.

10.32.
Такожде же и левитъ, бывъ на томъ месте, при­­шедъ и видевъ, мимо­иде.

По смыслу- левитъ это бездельник. По написанию тоже. Вместо "в" в слове левит стоит "ижеца"-блаженство. Все по-барабану, тем более окровавленный человек на земле.


10.33.
Самарянинъ же некто грядый, прiиде надъ него, и вид;въ его, милосердова:

Над ним-это сверху.

Кто такой самарянинъ?
А вот он то, как раз, отличается от предыдущих двух тем, что живет собственным трудом.
В том-то и смысл, что Христос назвал дело, которым занимается каждый из персонажей.
Христос не может сказать-священник, якут и переселенец.
Но именно так у всех.
Священник, бездельник и труженик-может сказать и сказал.

В.Даль.
САМРЯК, грезенец пск. скотопромышленник.

В данном случае- просто торговец скотом.
Поэтому и написано-"над ним сверху", видимо сидит на лошади или на телеге.

И поэтому:

10.34.
и при­­ступль обвяза струпы его, воз­ливая масло и вино: всадивъ же его на свой скотъ, при­­веде его въ гостин­ницу, и при­­лежа ему:

Во всех переводах:"и, посадив его на своего осла"
Осёл,конечно,тоже скот. Но на Руси не водится, поэтому и заменили русское слово "скот" на ушастого.

Дал попить вина-анестезия.
Маслом  смазал раны- видимо, дорогое удовольствие.

10.35.
и наутрiя изшедъ, изъемъ два сребреника, даде гостин­нику, и рече ему: при­­лежи; ему: и, еже аще прiиждивеши, азъ егда воз­вращуся, воз­дамъ ти.

Самарянин-занятой человек и не местный, поэтому остановился в гостинице, дал денег на уход и пошел по делам.

Сребреник везде заменено на динарий.
Название монет переводится?
Никогда.
Поэтому здесь тоже ослиные уши.
И только от русского названия монеты-сребреник, могли появиться русские слова- бессребренник и сребролюбие.
А бездинарник и динаролюбие есть у кого-нибудь?
Серебро-русское слово-поэтому и обросло различными смыслами.

Се-Ребро может быть?
 Серебряное Царство-есть и в человеке и на Небе.


Посередине между Золотым и Медным.
Есть такая русская сказка Христа.
Больше ее рассказать некому.
Никто не знает и не может знать об этом, кроме Христа.
И такая сказка есть только у нас-Медное, Серебряное и Золотое Царства.
Богачи мы, но с дырой в кармане головы.

Далее Христос спросил у законника:

10.36.
Кто убо от­ техъ трiехъ ближнiй мниттися быти впадшему въ разбойники?

10.37.
Онъ же рече: сотворивый милость съ нимъ.
Рече же ему Иисусъ: иди и ты твори такожде.

Так что не все ближние для пострадавшего.

Поэтому у нас:
и ближняго сво­его яко самъ себе.

А всех других:
и ближнего твоего, как самого себя.


Законнику Христос предложил  заработать ближних делами.
И нам тоже.
Своего.

Зашеломянем!

К сожалению, объявления о сборе средств на добрые дела запрещены правилами пользования данного портала.
Это называется сбор пожертвований, почему то...
И это значит, что фильм о Христе, по Слово о полку Игореве Христа я буду снимать один,  на свою пенсию и через 100 лет.
Но к счастью не запрещены обратные действия.
Если я вам даю - то это можно, оказывается.
Вам мне - нельзя.
Мне вам - можно.
А если объединить эти два процесса в одно целое?
Для этого надо прочитать мою совсем маленькую статью на

Яндекс Дзен "Богатейте" Байгильдин Валентин.