Милочка глава 1 карма часть 1-7 милочка и мама

Дудко 3
МИЛОЧКА (в центре) с подружками в Вельяминово.


МИЛОЧКА

ГЛАВА 1  КАРМА

ЧАСТЬ 1-7   МИЛОЧКА И МАМА


Вернёмся на шаг назад.

Семья воссоединилась. Каждый из нас «зализывал» кровоточащие раны, нанесённые  годам разлуки.

Ещё не забылась боль обид и ошибки, предательства и черствость, которые наносились вольно или невольно некоторыми из нас - своим же близким и родным людям.

Медленно оттаивали заледеневшие от холода и постоянного голода, уставшие от каждодневной борьбы с нищетой – души Милочки и мамы.
И  накопившийся гной в любой ране рано или поздно ищет выхода наружу.
Так и Милочка – гораздо позже стала с горечью рассказывать мне о тех трудных до невыносимости годах, которые они прожили с мамой в Вельяминове..


К этому времени я уже работая на ТЭУ-22, имела достаточный авторитет и связи. Благодаря им, я добилась для отца разрешения на прописку по лимиту в общежитии и устройства его  на работу мастером на железобетонный комбинат.

Мы с отцом только ещё решали вопрос – как и куда забрать из Шатуры бабусю и Бориса…

 А в это время, все эти 5 лет Милочка с мамой продолжали тянуть лямку нищенской и голодной жизни. Вспоминая те года, Милочка рассказывает...

Ходила лютой зимой она в старых резиновых сапожках. Прибежит в школу, или из неё домой, скинет сапожки, а ног не чувствует. Они, как ледышки. Может быть, застудившись в то время, она по этой причине и не смогла потом иметь детей?

Милочка голодала практически всё время. Была одна семья - Ивановых. Дядя Ваня работал на пасеке. Тётя Поля - в совхозе. Они держали свою корову. Так вот, эта тётя Поля иногда подкармливала Милочку. Мила придёт, встанет под её дверь и стоит часами, ждёт, когда тётя Поля выйдет. Та откроет дверь, увидит Милочку, которая стоит под дверью, молча, потупив глаза, вздохнёт и уйдёт. Через пару минут выйдет, также молча сунет Милочке кружечку молока. А сверху лежит - тоненький кусочек хлеба, помазанный мёдом. Каждый день вот так выстаивать было стыдно, но так хотелось есть.

Став холостым и живя в общежитии, отец  писал письма в Шатуру бабусе с Борькой, и в Вельяминово - маме с Милочкой. Вспомнил теперь и о них.
  А им жилось, ой как плохо! Ещё в Шатуру Милочка писала об их житье-бытье.
   

  15.01.58 г. ЗДРАВСТАУЙТЕ, ДОРОГИЕ БАБУСЯ, ИДА И БОРЯ!


  Как ваше здоровье? Почему не пишете? Я посылала письма, мама писала, и все молчат. Я даже не знаю, что случилось.

  Как вы провели Новый год? Папа пишет, а вы нет. Что случилось? Пишите.
 Немного о себе. Четверть закончила с тремя тройками: по литературе, физике и немецкому. Вечер в школе прошел весело. Был духовой оркестр. За костюм снегурочки получила приз - лису и двух лебедей.

  Ездила к Нине Мироновой на вечер. Давали билет в Лужники, но не поехала, не было денег. Вообще, на Новый год в доме не было ни копейки денег. И сейчас нет. Мама уехала с балансом. Сдаёт годовой отчёт. У меня сильно болят зубы.

  Бабуся! Я начала вязать. Очень мне нравится. Дома бывает очень холодно. Дрова и уголь кончаются. Хожу в туфлях, и те - рваные.

  17 числа еду на конференцию. От комсомольской организации едут 7 человек. Будет весело.

  Мама уехала в субботу. Сегодня жду, думаю приедет. Пришла со школы, и лежит от папы письмо. Я очень рада, что у него сейчас хорошо. Хоть работает в тепле. Что-то не пишут ни Ида, ни Боря. Неужели так трудно? Все молчат. Как у вас с питанием? Я уже как-то привыкла без горячего. Уже сварю суп, да и тот выливаю. Если бы ты увидела меня, сказала, что я похудела. Это все говорят у нас в школе. Один нос большой торчит.   Умерла тётя Стеша Копырина и тётя Катя Миронова, кладовщика жена.

  Привет вам от Витьки Устинова. Просил вам передавать. Исправился, стал вежливым. Но на лицо всё такой же не симпатичный.

  Больше, кажется, новостей нет. У нас - то холодно, то тепло. Сейчас, кажется, потепление. Зима надо мной смилостивилась. Видит, что ходить не в чем. Ну, пока всё. Крепко вас всех целую. Пишите. Жду ответа.

   Целую Вас. Ваша МИЛА.



   В эти трудные времена  Милочка пару раз приезжала в гости в Шатуру к Борису и Бабусе. Это были счастливые моменты в жизни для всех троих. Они не рассказывали об этом никогда, но, позже, когда мне достались в наследство фотографии Бориса тех лет, я, рассматривая неизвестные мне фотографии, на которых были запечатлены Боричка с Милой, я прочувствовала это сердцем...


  Я приглашала Милочку пожить у меня летом в общежитии, но, к сожалению, у неё это не получилось.


   
  Письмо на Тэц-22, в общежитие Степановой И.В. из Вельяминово, Михневского района от Степановой Нины Николаевны.

  Адрес общежития: - "Московская область. Г.Люберцы. Пос. Дзержинского,
 О - 2. Общежитие. Степановой Ираиде Владимировне.

  Адрес в Вельминово: - "Московская область. Михневский район. Ст. Вельяминово. С/Х МПС. Степановой Нине Николаевне и Людмиле Владимировне."

   
  10.06.58 г. ДОРОГАЯ ИРА!


  Как мы договорились, ничего не получилось с Милой. Пошла я в школу договориться, а Иван Ефимович меня прямо ошарашил. Показал постановление министерства, что без отработки практики не переводить в следующий класс, так что, педсовет будет заседать только после 24 июня.

  Справку об окончании 9-го класса он не даст.

  Ничего поэтому предпринимать не пришлось. Обидно - из 20 дней весь год пропадает. Ира, теперь тебе придётся самой до 24-го июня съездить в Шатуру за папиным костюмом к его выписке, или написать Боре, чтобы он привёз. Но лучше тебе съездить, больно он уж не надёжный, ещё где-нибудь в вагоне оставит.

  Картошку мы посадили - 10 соток, вчера только, теперь отлегло, а то всё думалось. Если даже не придётся убирать, то можно продать.

  Мила ходит ежедневно с классом в колхоз, даже не разрешили работать в нашем совхозе.

  Анна Сергеевна на всё лето уехала с ребятишками в лагерь, так что в Москве остались одни взрослые девочки.

  Как теперь сложится у папы с работой. Прямо из головы не выходит. Ты, как обещала, то поговори и с начальником отдела кадров, и с начальником ТЭЦ - 22, чтобы он успокоился, а то он очень нервничает.

  Ну, пока. Целую. Привет от Милы.

   МАМА.



И вот ещё одно сохранившееся письмо, которое я до сих пор перечитываю с чувством вины.

   
  8.06.59 г. ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГАЯ ИДА!


  Вот и я решила написать тебе письмо, но на это есть некоторые обстоятельства. Сейчас у нас экзамены. Три уже сдали. Сочинение написала на три, алгебру на пять, геометрию на пять. В среду будем сдавать физику. Мне кажется из всех экзаменов физика - самая трудная. Папа был у нас в субботу. Он сейчас не живёт у Долговых, а живёт где-то на частной комнате.

  У нас сейчас очень и очень трудное положение. Была Наташа с тётей Ритой. Приехала из Каменец-Подольского посмотреть Москву. Она приезжала к тебе, но не застала. Не знаю, виделись вы с ней, или не виделись.

 Знаешь, у меня чуть-чуть не сорвалось с выпускным вечером, нет ни туфлей, ни платья. Наташа пришлёт на платье белого материала (креп-сатен). Мама заплатила за картошку. Если можешь, то пришли мне, хоть на танкетки, а я пойду работать после десятилетки, и тебе отдам.

 Знаешь, как хочется быть на выпускном вечере, ведь он бывает только раз в жизни. А на ногах у меня ничего нет. Ну, а если не можешь, то не надо. Борис приезжал. Он застал Наташу, они вместе поехали в Москву. Папа получит первую получку, но ещё не расплатится с долгами.

  Ида, пожалуйста, если можешь, то пришли. Очень буду тебе благодарна.

  Крепко, крепко тебя целую.
   МИЛА.
  Привет от мамы. Дай обязательно ответь.
   МИЛА.



 Я не помню, ответила ли я ей, и что ответила, но то, что не послала деньги на босоножки, это точно. Конечно, у меня, как всегда, не было "свободных" денег, у меня всегда не было не просто "свободных денег", у меня вообще никогда не было никаких денег. Я сейчас не представляю - как и на что я ухитрялась прожить целый месяц, если зарплата у меня исчезала неизвестно куда в первые же дни после её получения.

но теперь я считаю, что это не причина. Недавно я спрашивала Милочку, как же она обошлась? Она говорит, что всё-таки купила какие-то дешевенькие парусиновые туфельки, которые можно было отбелить зубным порошком.

Папа пару раз съездил к маме и Милочке в Вельяминово. Ничего не обещал. Объяснил, что сам находится в процессе устройства в общежитие и на работу на ТЭЦ-22. Просто приехал навестить…

Но в сердце мамы зародилась маленькая надежда. Ведь, приехал же… И ведёт себя, как будто не было этих нескольких лет разлуки.

А вдруг, когда устроится, позовет их с собой? Странно устроены эти несчастные брошенные женщины. Вроде бы и надеяться пока не на что, а они надеются и ждут…