География. 2. Дорогу осилит идущий

Людмила Сельская
Мы записывали с Марией Романовной вторую главу. Я удивилась, что она, рассказывая о работе, ничего не говорит о семье. Но тут прозвучало хоть что-то...



                ***Записки географички***
                ***2. Дорогу осилит идущий***

Под влиянием семейных обстоятельств профессиональную деятельность я продолжила в небольшом городе Поволжья. Моя предшественница, учитель географии, сменила активный образ жизни на пенсионный, передав мне не только предмет, то и класс. Если роль предметника мне уже была знакома, то в амплуа классного руководителя я дебютировала.

Новая работа была рядом с домом, но располагалась в двух зданиях: теперь за переменку надо было не только проводить детей из кабинета, но и одеться, перебежать дорогу, снять верхнюю одежду, приготовить доску, карту и т.п. Иногда такая беготня повторялась в течение дня. Мне, молодой и энергичной, это вроде было не в тягость, но я поняла, что в таком беспорядочном расписании проявлялось отношение ко мне завуча.

Надо заметить, что составление расписания процедура непростая, поскольку невозможно угодить всем учителям. Например, мало кто любит работать в субботу, одним нравятся утренние часы — другим более поздние, потому что живут далеко и не успевают приехать вовремя. Ну, и многое другое. За время работы в школе я убедилась, что расписание составляется не в пользу молодых. А география вообще предмет обязательный для субботы.

Многим моим однокурсникам довелось преподавать помимо географии другие предметы — все географам по плечу. Мне досталась неожиданной добавкой сверх нормы астрономия, потому что учитель физики и астрономии получил инфаркт, разгружая с учениками свежеиспеченные кирпичи. Школа постоянно реконструировалась и достраивалась, причем в основном своими силами и под руководством директора, у которого был негласный никнейм «строитель».

Директор школы решил, что астрономия весьма похожа на географию и препоручил ее мне. А я оказалась сговорчивой энтузиасткой и с вдохновением понесла знания в массы.
И старшеклассники были внимательны, и материал был мне интересен, но две вещи меня возмутили: это расписание с беготней через дорогу и визит ко мне на урок завРОНО. Почему начальство решило посетить не уроки географии, а астрономию, я не поняла.

ЗавРОНО меня не предупредила о своем визите, я заметила уголок ее очков на задней парте уже по ходу урока.  От него я запомнила один момент — популярную фразу из песни: «И на Марсе будут яблони цвести». Она вылетела из моих уст очень кстати и по делу. По крайней мере, только удовлетворение от использования этой цитаты и осталось в моей памяти.

Астрономию я вела недолго. В какой-то момент я возмутилась диким расписанием и сказала, что если оно не будет изменено, я отказываюсь вести чужие уроки. И, о чудо, астрономию у меня забрали, но не потому, что пошли навстречу. В школу пришел новый физик.


Климат Поволжья благоприятствовал изучению географии на свежем воздухе. Весна, ранняя и теплая, и достаточное количество скамеек позволяли проводить уроки повторения и обобщения в соседнем парке. Мини-группам я выдавала пакеты с заданиями, и школьники с азартом принимались их выполнять. Они раскладывали карточки по определенной теме в соответствующем порядке и сдавали мне на контроль. Для этого или я подходила к ним, или они сами приносили ответ. Затем получали новый пакет. Все были довольны. А мне урок повторения и обобщения в радость.
Понятно, что моя домашняя подготовка к такому «веселью» требовала  много времени.


Что такое классное руководство? Как много в этих словах! Хотя, по Козьме Пруткову, нельзя объять необъятное, но классный руководитель должен успеть и уметь все.  Ты отвечаешь за 25-35 учеников, энергичных и неуемных. А к ним еще надо добавить их родителей, которые иногда сложнее своих детей.

Стрессоустойчивость очень пригодится при выслушивании негативных замечаний  в адрес класса от администрации и учителей-предметников.

Вспоминаю, чем приходилось заниматься в те годы. Походы, турслеты, родительские собрания — это понятно. Демонстрации, сборы металлолома и макулатуры, поездки «на картошку», уборка территорий, пионерские сборы, агитбригада и прочее.
Из пионерских мероприятий мне запомнилась особенно городская линейка на День пионерии. Школьники и учителя всех школ выстроились на главной площади города. Погода стояла очень жаркая. Солнце жгло. Слышно речи ораторов было плохо. Мои пацаны притомились.

Мероприятие явно затягивалось. А рядом стояли школьники другой школы и ели мороженое. Магазин располагался за нашими спинами в двух шагах.  Я почувствовала опасность: мои пионеры вот-вот рванут за мороженым. Ну и что оставалось делать?! Только возглавить и пустить процесс в предсказуемое русло.

Мы собрали деньги и назначили главного. Он убежал за товаром, принес, раздал. Все это делалось тихо, бесшумно, не создавая помех речам на трибуне. И только сухая, как вобла, завуч заметила мальчишек с мороженым. Она подошла с грозным видом и укором в глазах. Мне пришлось четко отчитаться о проделанной «работе», приняв на себя все молнии, а позже и громы, когда мне был учинен разнос с объяснением, почему меня не слушаются дети. Детям, правда, день Пионерии понравился, а я порадовалась почти идеальной дисциплине класса на официальном мероприятии.


Мальчики моего класса обладали незаурядной энергией, но вектор ее не затрагивал учебу. Среди них был неформальный лидер. А это сложная ситуация, требующая от меня море энергии, улетающей в космос.
Уборка улиц и скверов по поводу красных дат календаря были бы в удовольствие мне и детям, если бы имелось достаточно инвентаря для работы. Но от начальства следовала фраза: «Организуйте учащихся!» Это означало, что дети должны принести инвентарь  из дома.

Вот однажды мальчишки и принесли… на каждого по метле из прутьев, как у заправских дворников. Все метут — красота. Но я начала спрашивать, где взяли, и услышала историю про какой-то сарай, открытые двери и дырявый забор. «Украли?» — в ужасе воскликнула я. «Неа. Там никто не охраняет». На меня смотрели круглые глаза, полные наивности. Наивность была адресная — предназначалась для меня.

Сбор металлолома — громыхающее мероприятие. Я в детстве принимала участие только в сборах макулатуры и золы. Откуда дети тащили металлолом, для меня оставалось загадкой. Организаторы определяли вес на глаз, потому что безмен взвешивал лишь мелкие вещи.
Мои мальчишки, реалисты и прагматики, по мелочам не напрягались — привозили ржавые сплющенные кузова автомобилей, но никогда не брали ручные катки для укладывания асфальта. Некоторые классы хватали  этот инструмент с улицы, выигрывали вес, но утром прибегали сердитые рабочие и забирали свой инвентарь.


Поездки «в колхоз» особая тема. Во времена моего детства школьники работали на уборке картофеля лет с десяти-одиннадцати. Перевозили нас в кузовах грузовиков, грядки тянулись до горизонта. Мне помнится, работали мы нормально, без баловства. Правда, жила я в то время в военном городке, а значит, в местности не городской. Вокруг простирались колхозы-совхозы. Многие мои одноклассники были привычны к сельскохозяйственному труду.

Когда моим собственным детям исполнилось по девять-двенадцать лет, я осознала, как рано доверяла нам сельскохозяйственный труд страна.

Теперь городских детей вывозили в поля с более старшего возраста. Длинная вереница автобусов со школьниками поражала воображение. В голове невольно сложилось название этому мероприятию «китайский метод»: эх, как навалимся массой!
На мой взгляд, эффективность метода была невысокой. Но детям поездки нравились — весело! Лишь бы на уроках не сидеть. Учителям, наоборот, казалось, что шесть уроков провести легче.

Позднее, когда в магазинах царил жесткий дефицит товаров, дети набирали с поля овощей в помощь семье, а значит, появился материальный стимул к труду. Но дожили мы потом до таких времен, когда колхозные управленцы устраивали «шмон» автобусов на предмет «украденных» овощей.
Со сменой в стране экономической формации школьников перестали привлекать на работу в поля. Правильно это или нет — можно подискутировать с желающими.

Директор школы поручил мне организовать на базе моего класса агитбригаду. Ей предстояло выступить на городском конкурсе школьных агитбригад.
Я собрала дома все журналы и газеты, в которых был подходящий материал — политическая сатира, карикатуры, стихи. Шел 1983 год. По современным событиям того времени сложился сценарий. Начались репетиции.

Дети были бойкие на тренировках, но совершенно робкие на сцене. Так и выступили. Звезд не поймали, но дело сделали. Два происшествия мне запомнились особенно: пропажа хомяка и применение холодного оружия.

У Васи М. пропал хомяк. Мальчик держал его в портфеле, который бросил под елью у Дворца культуры, где выступали агитбригады. После выступления мы всем классом искали хомяка, но от него осталась лишь дырка в портфеле.

Второе происшествие заставило меня серьезно переживать. На репетиции я от злости стукнула указкой по голове мелкого белобрысого мальчика. Впервые не сдержалась и поддалась эмоциям. Ох, я и переживала! Думала, что в тюрьму посадят или что-то в этом роде. Но обошлось. Главное, урок получила на всю жизнь, поэтому рук больше не распускала.


В конце учебного года проводился городской турслёт. Но в этот раз было все по-другому — не только иная местность, но и другие люди. Замечательный физрук, опытный и авторитетный, дети, нацеленные на победу. И они, действительно, выиграли.
Но дождь шел все три дня. Дефицитная тушенка была заменена снабженцами сырым мясом. А костер мы поддерживали великим трудом и суп варили долго и настойчиво. То-то на турслетовской фотографии у меня впалые щеки: хоть эстафеты я не бегала, но физических сил ушло много.

(Продолжение следует).

Первая глава http://www.proza.ru/2016/08/19/356
Третья глава http://www.proza.ru/2016/08/22/428
Четвертая глава http://www.proza.ru/2016/08/22/757