Как Братец Ананси деньги занимал

Алексей Горшков
Эта сказка была написана в 1978 году, профессором английского языка Эрвином Бэком. Она написана на Belizean Creole English . Этот «креольский английский» из Белиза (Британский Гондурас) сущая «головная боль» для любого, кто привык к нормальному английскому языку. Всё же, мне удалось каким-то образом (худо-бедно) справиться с этой ужасной проблемой перевода. Не могу, да и не буду утверждать, что мой перевод близок к оригиналу, но идею этой поучительной сказки, кажется, мне удалось воспроизвести.... А чтобы читатель получил представление о «креольском английском» Белиза, привожу одну строчку из оригинала: “Braa Fowl Kak, mi wife wahn gi bert timaaro, an Ah mos geh wahn five dallar. Aall Ah need frahn yu da wandalla, and timaaro maanin ate a klak yu kuh kohn rite da mi hous an kalek yu dalla.”
Главным «героем» этот сказки является Братец Ананси, - самый скверный и самый подлый из всех живущих на земле Братцев. И о таких антигероях тоже надо сказки рассказывать. Впрочем, судите сами..
Абсолютно уверен, что эта сказка никогда не переводилась на русский язык...


Братец Ананси был одним из самых ловких и хитрых парней в округе. Одним словом, он был тем ещё пройдохой! Случилось, что Ананси неожиданно женился, и не успел он жениться, как его женушка неожиданно забеременела. Да так сильно забеременела, что вот-вот родит кого-нибудь. Срочно была нужна акушерка, которая стоила пять долларов. Но у Ананси в кармане был всего один доллар. Правда, в заначке у него была десятка, но какой же, уважающий себя мужик, полезет в свою заначку, даже ели жена вот-вот родит кого-нибудь... Вот и Братец Ананси не стал трогать свою заначку, а решил занять пятерку у друзей.
Братец Ананси побежал к братцу Толстому Петуху и говорит:
«Брасес Петя, я присёл, но хотел сказать, сто не хотел тебя беспокоить по пустякам, но всё же присёл!»
«Хорошо, хорошо, Анаси. Что случилось?» - спросил Братец Толстый Петух.
«Слусилось, Брасес Кок. Моя жена, совершенно неожиданно собирается родить кого-нибудь, уже завтра утром, и мне надо раздобыть где-нибудь пять баксов!» - сказал Братец Ананси.
«Я понимаю, понимаю тебя, братец Анаси! Тебе надо пять баксов, чтобы заплатить акушерке, чтобы та приняла роды у твоей жены, когда она начнёт рожать кого-нибудь, и ты побежала куда-нибудь, то есть ко мне, чтобы стрельнуть у меня пять баксов! Это сущий пустяк и не повод для беспокойства!» - сказал Братец Толстый Петух.
«Ну так ты, Брасес Кок, вырусишь меня?» - спросил Братец Ананси.
«Видишь ли, Братец Ананси, тяжелые времена нынче, и для тебя, и для меня! Тебе надо раздобыть где-нибудь пять баксов на акушерку, чтобы она приняла роды у твоей жены, которая неожиданно собралась родить кого-нибудь, а мне нужно раздобыть где нибудь десть баксов, чтобы купить мешок зерна на зиму, по очень выгодной цене. А десятки у меня нет. Ты, Братец Ананси, не выручишь меня? Не одолжишь мне десятку?» - сказал Братец Толстый Петух.
«Ты сума сосол? Где я возьму десятку? Уж не думаешь ли ты, сто у меня такая большая заначка?» - воскликнул Братец Ананси.
«Я так не думаю, Братец Ананси, хотя, зная тебя, мог бы и подумать так!» - ответил Братец Толстый Петух.
«Ну дай хоть доллар!» - взмолился Братец Ананси.
Братец Толстый Петух пожалел друга и дал ему доллар. В займы, разумеется,и при условии, что Ананси вернёт доллар не позднее 8 часов утра.
Братец Ананси схватил доллар и побежал к Братцу Лису, у которого тоже выпросил один доллар, хотя просил пятерку. Затем, ещё один доллар, Братец Ананси стрельнул у Братца Пса. Обоим своим друзьям, он сказал, что вернёт долг на следующее утро: Лису в 9 утра, а Псу - в 10.
С тремя долларами в кармане, Братец Ананси побежал к Братцу Тигру, который в это время лежал на ветке дерева и думал о еде. Он был ужасно голоден. Подбежав к дереву, Ананси крикнул:
«Привет, Брасес Тайгер! Моя жена собирается родить кого-нибудь, и собирается это сделать с минуту на минуту! Мне нужно раздобыть где-нибудь пять баксов, стобы заплатить акусерке, стобы она приняла роды у моей женуски. Ты не дас мне в займы, Брасес Тайгер, пять баксов, или хотя бы один доллар?»
«Я дам тебе один доллар, Братец Ананси. Но если ты мне не вернёшь его к завтрашнему утру, что знаешь, что тебя ждёт?» - лениво и сердито проговорил Братец Тигр.
«Сто меня тогда ждёт?» - поинтересовался Братец Ананси.
«Тогда я сожру тебя, потому ужасно голоден и зол!» - рыкнул Братец Тигр.
Братец Ананси заполучил доллар, заверил Тигра, что вернёт ему доллар в 11 утра, и бросился бежать прочь, подальше от голодного и злого тигра. Пробежав несколько метров, он натолкнулся на охотника с ружьем, и приветствовал его:
«Сдрастуй, Брасес Охотник!»
«Привет, Братец Ананси! Что ты делаешь в буше? Уже темнеет...»
«Ищу доллар. Может где завалялся... Мне очень нужен доллар. Очень, очень, очень, очень! Может, ты дашь мне доллар, а я тебе скажу, где видел спящую антилопу?» - сказал Братец Ананси, разумеется, соврав про антилопу.
«Сожалею, Братец Ананси, но доллар я тебе дать не могу, а антилопу я и сам найду!» - сказал охотник.
Тут Братец Ананси заплакал и поведал Братцу Охотнику историю о своей беременной жене. Не буду снова пересказывать эту историю, - вы её уже хорошо знаете. Братец Охотник, выслушав эту историю, расчувствовался и одолжил Братцу Ананси доллар со словами:
«Завтра в полдень, ты должен вернуть мне доллар, а не то я подстрелю тебя вместо антилопы!»
Теперь, в кармане Братца Ананси было пять баксов. Как вы думаете, что он сделал? Побежал к акушерке? Ну да побежал, но только сначала забежал в магазинчик и купил на один доллар пару бутылок рома, и, сделав большой глоток рома,  пошел к акушерке. Акушерка оказалась доброй, и согласилась за четыре бакса, и глоток рома, принять роды у жены Братца Ананси, с условием, что пятый доллар он отдаст ей позднее.
Утром, ровно в Восемь, женушка Братца Ананси, родила крепкого и крикливого мальчика. Братец Ананси был счастлив, и отметил это событие глотком рома.
Ровно в девять утра, в дверь его дома постучали.
«Кто там?» - крикнул Братец Ананси.
«Это я, Братец Толстый Петух. Пришел за долгом»,
Ананси открыл дверь и сказал:
«Заходи в дом, Брасес Толстый Кок. Моя женуска только что родила крикливого мальчика. Давай обмоем это событие!»
Братец Толстый Петух вошел в дом, и друзья крепко приложились к бутылке с ромом. Ровно в девять в дверь постучал Братец Лис.
«Кто это может быть?» - поинтересовался Братец Толстый Петух.
«Да это Братец Лис ко мне пришел!» -  невозмутимо ответил Ананси.
Братец Толстый Петух, со страху, под кровать забился. А Братец Ананси открыл дверь и шепнул братцу Лису:
«У меня под кроватью, Братец Петух сидит....»
Братец Лис тут же бросился к кровати, вытащил Братца Петуха  и сожрал его. Уж больно он был голоден.... Затем друзья стали обмывать рождения сынишки Братца Ананси. Ровно в 10, в дверь постучал Братец Пёс. Братец Лис с испугу забился под стол и укрылся своим пушистым хвостом. Когда Братец Пёс вошел в дом, он сразу учуял запах Братца Лиса, схватил его и съел, после чего потребовал от Ананси свой доллар.
«Да отдам я тебе доллар! Ты что, спешишь куда-нибудь? Давай-ка, дружище, обмоем рождение моего сынишки!» - сказал Братец Ананси.
Пока друзья прикладывались к бутылке с ромом, в дверь постучал Братец Тигр. «Это Братец Тигр ко мне в гости пришел, отметить рождение моего сынишки!» - невозмутимо сказал Братец Ананси.
Перепуганный Братеу Пёс забился под кровать. Когда Братец Ананси открыл дверь, то сразу шепнул на ушко Тигру, что под кроватью спрятался Братец Пёс. Тигр в одно мгновение схватил Братца Пса и сожрал его.
«О! Теперь я чувствую себя прекрасно! Ты настоящий друг, Братец Ананси! А теперь гони доллар!» - рыкнул Братец Тигр.
«Да куда ты торопишься, Братец Тигр? Давай-ка мы обмоем рождение моего сына! - сказал Братец Ананси.
Друзья стали обмывать новорожденного и болтали и пили до 12 часов, когда в дверь постучали. Братец Анансси открыл дверь и сразу шепнул Братцу Охотнику, который стоял у дверей с ружьём:
«У меня в доме Братец Тигр!»
Братец Охотник зарядил ружья, вошел в дом и пристрелил Братца Тигра.
«О! Прекрасный экземпляр! За шкуру этого тигра я выручу не меньше 20  баксов у американца, что держит магазин!»
«Половину мне!» - потребовал Братец Ананси.
«Разбежался! Пять баксов, не больше! А за вычетом доллара, который ты мне должен, остаётся четыре бакса!» - сказал Братец Охотник, и друзья ударили по рукам.
Вот так, Братец Ананси заработал 9 баксов. Но каким путём? И разве это не подло?!! Как это не печально, но в мире полно таких проходимцев, как Братец Ананси.  Так что, если вы встретите подобного «Братца Ананси», не подавайте ему руки и вообще, - гоните его прочь

21.08.2016