Русские скороговорки

Тина Гай 2
Русские скороговорки - это народный фольклор, веселый и полезный, поскольку русский язык труден не только в грамматике, но и в выговаривании звуков. Особенно для тех, кто только-только начинает их осваивать. Вот в народе и придумали такие веселые шутки, помогающие говорить правильно и чисто.


Но и большинство взрослых не обладают хорошей и четкой дикцией, хотя, может быть, об этом многие и не догадываются. Я, например, всегда считала, что у меня нормальная дикция, если не сказать, хорошая: когда-то в школе мне об этом сказали, и я уверовала. Напрасно.


Когда стала учиться читать Псалтырь, первое, что мне сказал преподаватель: у меня плохая дикция. Потом это повторила преподаватель пения и посоветовала читать скороговорки. И действительно, лучше скороговорок в этом деле нет.


Владимир Иванович Даль определяет русскую скороговорку как "род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья…». Константин Сергеевич Станиславский продолжает, обращаясь к молодым артистам:


«Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз помогают скороговорки. Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Она у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путаной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов.


Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок».


И я, как прилежная ученица, нашла русские скороговорки, распечатала их и стала тренироваться. Через некоторое время, когда та же преподаватель сказала, что по моим губам можно прочитать то, что говорю и что не надо так артикулировать губами, я сослалась на инструкцию, где было сказано: надо говорить так, чтобы слова можно было прочитать по губам. Тогда она решила попробовать сказать то же, что и я, только не артикулируя губами.


И спросила присутствующих, поняли ли они, что она сказала? Ей честно сказали: не поняли. С тех пор она ко мне больше не придиралась, а я всегда стала обращать внимание на дикцию телеведущих и актеров. Например, восхищаюсь чистым выговором Дмитрия Губерниева.


Русские скороговорки – это весело, потому что родились как шуточные упражнения для детей, но и взрослые их любят, потому что не так просто научиться быстро и правильно говорить скороговорки, особенно такие длинные как Лигурия, в которую входит сорок русских скороговорок. А совсем недавно наткнулась на хороший рассказ, которым решила поделиться со своими читателями, несколько сократив количество скороговорок.


Все скороговорки не перевыскороговоришь


С самого невинного младенчества я любила трепаться. Едва только освоила первые осмысленные сочетания звуков, как начала болтать так, что не остановить. Какое-то время я была окружена снисходительными взрослыми и тактичными приятелями, которые не говорили мне правду, боясь ранить.


Но когда волей-неволей мне пришлось социализироваться в детском саду и прочих государственных учреждениях Москвы, выяснилось страшное – оказывается, меня мало кто понимал. Я чудовищно шепелявила и картавила, а сверху все это шлифовалось крутым кубанским акцентом с залихватским г’еканьем и шоканьем.


Помню жгучее разочарование и обиду. Уже в пять лет мне было что сказать человечеству. Но человечество в ответ шарахалось и дико косилось. Грозный призрак общеобразовательной школы заставил моих родителей отдать меня на откуп логопеду.


Мне повезло - логопед оказалась славной теткой с добротным педагогическим талантом. Да и я готова была вкалывать как проклятая. Сутками я бубнила с карандашом во рту про Сашу на шоссе и добрых бобров. Ночью мне снились кукушата в капюшонах и греки в реках. Если б я знала тогда, что безупречная речь вовсе не гарантирует понимания, вряд ли бы я так вкладывалась во все это, но я, слава Богу, не знала.


Поэтому через полгода я пошла в школу, крепко держа на языке классический московский говор, с Иканьем, Аканьем, скользящим Ш вместо Ч (конешно, скушно) и ЖЖ вместо ЖД и ЗЖ (дож(д)жи, по(з)жже), как будто я профессорская внучка, а не дикая маугли, только недавно привыкшая к обуви. Логопед умудрилась втиснуть в меня даже начальные представления о грамотном ударении, чтоб она была здорова, если еще жива.


От тех времен у меня остался странный невроз – я собираю всякие скороговорки, откуда бы они ко мне не прилетели. Как коллекционер и любитель утверждаю, что лучше всего работают скороговорки длинные, вычурные, но при этом содержащие в себе некий запоминающийся сюжет. Ну, например, вместо доставшей всех Саши с сушкой:


Шел Шишига по шоссе,
Шел, шуpша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка",
Шевельнет ушами.


Или совсем недавнее:
Шепелявый Саша шлет слэш шелудивой анимешнице Маше.


Последнее любимое:
В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров. Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду - ядра в вёдра, выдру в тундру.


Новейшие:
В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.
Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.
Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!


Классическое:
Курил турка трубку, клевала курка крупку: не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
Везёт на санках Сенька Саньку с Сонькой. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в лоб, Соньку в бок, все в сугроб!


Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
На похороны Прохора сходить было б не плохо бы
Птичку напичкали спичками.


Старорусское:
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.
Понабарился около бар, понапономарился.


Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Оса на ноги боса и без пояса.
У кота-воркота шерстка бархат-мягкота.
Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.


Изящное:
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.


Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.


На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?


Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.


У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю почему:
- Челка пчелке на к чему.


На лесной концертной сцене
Слышится синицы пенье.
Цыц! На цыпочках - лисица.
Цель лисицына - певица.


Короткое:
До тошноты дотошна ты.
На нее глазели глаза газели.
Кyпи кипy пик.
Добыл бобыль бобов.
Жутко жуку жить на суку.
Шеф швейни лжив - пошив паршив.


Авторский блог
 http://sotvori-sebia-sam.ru/russkie-skorogovorki/