Король и Королева смеха

Наира Багдасарова
 Театр в  Армении зародился более 2000 лет назад.
Ещё в 69-ом году до нашей эры, в южной столице древней Армении, в городе Тигранакерте,был построен театр.Тогда же и были даны самые первые представления.

В июне 53 года до нашей эры в северной столице Армении, в городе Арташате,  у подножия горы Арарат,была сыграна трагедия Эврипида "Вакханки".Во всяком случае, это первое упоминание о театре древней Армении.

За всё это время в театральном мире Армении блистало не мало известных имён, ставшими жемчужинами армянской сцены, да и не только армянской.Асмик,П.Адамян,Кнарик,В.Папазян, Ф.Мкртчян,А. Аветисян,В.Вардересян,Г. Нерсесян.......

Одно  из этих имён - Карп Никитович Хачванкян, более 60 лет прослуживший в одном театре, в театре музыкальной комедии имени Пароняна, в Ереване.Главный режиссёр театра, его идейный руководитель.Народный артист Армении.

Родился К. Хачванкян 23 января 1923 года в Ахалцихе, это Грузия, а скончался в Ереване 23 ноября 1998 года.


Хачванкян - это явлении на сцене армянского театра.Его любовь к театру была взаимной.Его любили и уважали партнёры по сцене, его коллеги, а главное любили зрители, те самые простые люди, ради которых и существует само понятие - театр.Театр имени Пароняна давно был переименован народом в хачванкяновский, и остаётся таковым...Ходили на Хачванкяна...об аншлагах я и не говорю.

Он не просто выходил на сцену, он появлялся на ней, всегда как-то неожиданно, будто из ниоткуда, словно падал  с небес.Не успевал сделать и пару шагов, а зал уже улыбался и аплодировал ему.
Он выглядел настолько достоверным, настолько сливался со своим героем,что зритель и не предполагал, каких усилий стоило ему перевоплощение, вживания в роль.Словно всё было легко и просто.

Тбилиси был культурным центром Закавказья,там К.Хачванкян учился в театральной студии.

"Этот молодой человек,окончивший нашу студию с красным дипломом, вероятнее всего и не предполагает, каким обладает голосом и обаянием.Лет через десять, Карпуша станет блистательным артистом" - это были пророческие слова, сказанные о Карпе Хачванкяне, его учителем, преподавателем Тбилиской театральной студии Дмитрием Алексидзе.

В жизни всегда спокойный, мало заметный, выходя на сцену он преображался, превращаясь в  скалу,обладающей огромной энергией и темпераментом.
Он умел  зарядить зал смехом и удерживать зрителя в таком настроении до конца представления.За это и короновали его."КОРОЛЬ СМЕХА"  - так называли этого великого комика, актёра и режиссера...армянский Чарли Чаплин,армянский Марсель  Марсо...

Парадокс его таланта заключался  в том, что играя годами один и тот же спектакль,он не надоедал...текст тот же, а он не повторяется...
Роль Джуликяна в спектакле "Ах, нервы, нервы" " он играл 30 лет,роль Князя в"Такси, такси" - 15 лет,и всё это смотрелось.Актёр находил какой-то новый штрих.

В спектакле "Венецианские близнецы" актер исполнял сразу две роли - Тонино и Дзанетто.Здесь проявилось все его мастерство,лиричность, чувство юмора,драматичность, пластика... И когда он - Дзанетто - в одной из сцен подходил к самому краю сцены и со слезами на глазах произносил: "Есть ли на земле хоть один человек, который может меня полюбить?" - весь зал кричал: "Мы! Мы!"



Особенно близка была актеру роль Тодороса в спектакле "Требуется лжец". Хачванкян был непревзойден в этой роли.

В галерее образов Хачванкяна не было проходных ролей. Вот они: Мак Хит в "Трехгрошовой опере", Бопс в "Тетушке Чарлея", Альдеморо в "Учителе танцев", Ринальдо в "Черном драконе", Скапен в "Проделках Скапена", Сократ в спектакле "Любовь под звездами".

Большой успех имели в театре и режиссерские работы К.Хачванкяна. Им были поставлены мюзиклы "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу, по "Пигмалиону" Б.Шоу, где он играл роль Хиггинса, "Человек из Ламанчи" (здесь он играл Сервантеса и Дон Кихота), музыкальная комедия "Большая свадьба" В.Тиграняна, оперетта "Сильва" Имре Кальмана, "Любовь под звездами" А.Айвазяна... Постановки Карпа Никитовича были также отмечены печатью его индивидуальности. Их отличала глубина прочтения музыкальных партитур этих произведений. Именно эти спектакли соответствовали жанру музыкального театра. Его богатое воображение "забрасывало" бесконечные находки, острые изобретательные комедийные штрихи в решении спектакля.

Сценический образ К.Хачванкяна совершенно не совпадал с бытовым обликом. В обиходе он был очень грустным человеком, флегматичным. На вопрос о творческих планах он неизменно отвечал: "Мечтаю ничего не делать. Не люблю свою работу, я вообще ленивый человек".

Что касается кинематографа, то актёр снялся в  четырёх фильмах.
"Восточный дантист","Из-за чести","Девушка Араратской долины" и самый значимый и интересный на мой взгляд -"Путь на арену", где он снялся в роли Ашота. Фильм повествует о жизни Леонида Енгибарова.

О нём тепло отзывались его партнёры.Молодые утверждают,что общение с великим мастером дало им гораздо больше практических знаний, нежели они получили их в годы учёбы.
Особо мне хочется сказать о неизменной партнёрше Хачванкяна - Светлане Григорян.Они играли вместе многие годы. Григорян была на сцене с 13 лет.Народная артистка Армении.
Светлана Григорян проявила свои творческие возможности, способность создавать монументальные образы, однако переломной ролью ее стала Жиква («Мадам Мисиструи»). Среди блестящих образов театра – Роза («Такси -такси») и Сатеник («Моя теща»). Сатеник жила на сцене 36 лет.
Григорян  с гастролями выступала во многих странах мира, удостаивалась международных призов. Почетный гражданин Еревана. Удостоилась многочисленных наград и орденов – «Мовсес Хоренаци», от Первопрестольного Святого Эчмиадзина – « Святой Саак и Святой Месроп». В 2009 году в Лос-Анджелесе в торжественной обстановке ей был вручен титул «Королева смеха».Вот такой вот интересный дуэт Хачванкян - Григорян.
К сожалению Светлана Григорян ушла из жизни 12 мая 2014 года.
В период болезни Карпа Хачванкяна, Григорян помогала ему, поддерживала, как могла.Она ценила, любила и уважала своего многолетнего партнёра по сцене.

Два талантливых человека...КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА СМЕХА...
Я конечно не профессионал и давать какие-либо оценки не компетентна, но как любитель театра,мне так хотелось написать о них.