Школьные истории

Татьяна Паюсова
               
                Переэкзаменовка
  Помню такой случай… мама в отпуске, но её приглашают в школу, чтобы поучаствовать в работе комиссии по переэкзаменовке.  Я в школе ещё не учусь, но в школу люблю ходить. Попросилась с мамой, и она взяла меня с собой.
-Долго ждать придётся!
-А я подожду!
  Школа размещалась в двух зданиях: основное, где учились старшие классы, и здание, где учились начальные классы, а также была учительская для учителей начальных классов. Мы зашли в «маленькую школу», хотя переэкзаменовка была у старшеклассников. В одном из классов сидели ученики. Человека три-четыре. Ребята по очереди отвечали задание, решали задачки. Некоторые уже вышли, остался наш сосед – Валерка Сухоруков. Никак не мог Валерка ни устно ответить, ни задачки решить. Времени прошло много, но никто не выходил. Я легла на пол, чтобы посмотреть под дверью: что происходит в классе. Слышу, Валерку спрашивают:
-Полтора метра – это сколько метров?
Валерка молчит, как в рот воды набрал будто. Не знает, видно, он, сколько это будет. Ждала-ждала, терпенье моё лопнуло, возмущению не было предела: как не знать полтора метра? И я прошептала:
-Это метр да полметра.
Заскрипел стул экзаменатора. Мне пришлось быстро ретироваться в свободный кабинет. Дверь открылась: на пороге показался завуч – Сергей Васильевич Кочетов. Меня он не видел, но мне, еле сдерживающей волнение, хорошо было видно его из кабинета напротив в замочную скважину.
Дверь закрылась. Повторил Валерка ответ или нет – не знаю, скорее всего доверился подсказчику и повторил. Спустя  минут пятнадцать он вышел из кабинета с низко опущенной головой.
-Перевели? – спросила я, не выходя из своего укромного местечка.
Валерка, не поднимая головы, мотнул ей и вдруг заоглядывался, ища своего спасителя и собеседника.
Я так и не показалась. Комиссия заполнила соответствующие бумаги. Скоро все вышли. И мне тоже пришлось покинуть своё убежище.
-Вот она, подсказчица! А ведь Сухарев так и не сумел решить задачу. Решишь?
Мне продиктовали условие задачи, я тут же сказала ответ. Мама и не удивилась. Удивлён был только завуч:
-Анна Ивановна! Отдавайте дочь в школу!
-Да что Вы, Сергей Васильевич! Её только в феврале будет шесть. Успеет!
-А мы взяли бы в качестве эксперимента!
-Нет, спасибо, Сергей Васильевич! Пусть дома посидит ещё две-то зимы!
18.10.2015
                Артисты
  Был у мамы класс, где двадцать два парня и девять девчонок. Парни многие второгодники, переростки. Тяжело с ними было: то учителям молодым нагрубят, то в школу по несколько дней не ходят, да и успехи этих школьников не очень-то радуют. Но она всё же умела к ним находить подход: то разнесёт в пух и прах, то тихонько, по-матерински убеждает, что восемь-то классов всё равно надо заканчивать. Ругала по справедливости, наверное, поэтому принимали на свой счёт и не сердились. Мало-помалу налаживали свои дела, ликвидировали пробелы. Каждый год к Дню Советской Армии в школе проходили праздники: смотры строя и песни и концерты. Однажды, когда учились они в седьмом классе, подготовили сценку  из «Повести о настоящем человеке». На классном часе читали книгу (в те годы чтению уделяли большое значение и потому читали очень много художественной литературы на патриотическую тему). Ребята сами предложили поставить сценку, выбрали эпизод и «артистов». Репетировали много. Подготовились замечательно. Сыграли превосходно! Долго, очень эмоционально приветствовал зал артистов. Обычно на такие праздники приходило много родителей, зал был полон. Ребята смущались, но вышли на поклон. Неоднократно потом обсуждали это мероприятие, хвалили ребят. Они поднялись в собственных глазах. Конечно, никто из них не собирался стать артистом, но в данном случае они играли, как настоящие актёры, поэтому получили признание  зрителей. К ним по-другому все в школе начали относиться. Строгая, принципиальная учительница литературы поставила в журнал им по «пятёрке». И теперь, когда обнаруживалось, что они не приготовились к уроку, не упускала момента высказать кому-то из артистов: «Ну, такую сцену огромную выучил без запинки, а тут! Худо! А ведь можешь! Ещё как можешь! А сегодня худо!» и хладнокровно ставила «двойку». Стоял артист с понурой головой, как будто предстояла ему на казнь.
  Своих учеников мама очень любила. Помнила какие-то эпизоды из их школьной жизни, дни рождения. Помню, как мы ревностно относились к ним. У нас дома часто бывали не только те, которые в то время были учениками, но и те, кто давно закончил школу. Уже  учила их детей. В те годы не было сотовых телефонов, да и домашний телефон появился, когда родители уже не работали, поэтому к праздникам приходило всегда очень много открыток. Почтальонка – тётя Зоя, шутила: «Анна Ивановна получает мешок открыток к праздникам!» Мама всегда читала, вспоминала тех, от кого приходила весточка. Она объявляла иногда, кто где учится, где живёт. Мы видели, что ей было приятно получать такие открытки-письма. Она долго хранила их.
19.10.2015
                Хулиган
  Андрюшка Юдин – хулиган и двоечник доставал всех: девочек-одноклассниц, учителей, даже свою соседку – тётку Марию – гонял её кур, мирно бродивших за оградой. Учительница вызывала в школу мать, та плакала, не зная, что делать с сорванцом. Он стоял тут же возле учительского стола, его «воспитывали» всю большую перемену. Ему же надо было бежать, а то перемена заканчивается, а он ещё не совершил ни единого «подвига»: не дёрнул за косички ни одной девочки, не пнул дверь в пионерскую комнату, не перевернул бачок с водой, ничего другого, что он совершал практически ежедневно. Мать плакала, но сделать с ним ничего не могла. Вдруг она сдёрнула с себя шаль и принялась хлестать ей виновника по голове, лицу, спине. Он не прятал лицо, принимал гнев матери.
-Надежда Степановна! Не надо, успокойся!
  Но мать разошлась не на шутку:
-Да сколь ето я терпеть позор из-за тебя окаянного буду? Когда ты успокоишься, ненасытная твоя утроба! Да когда жё тебя в армию-то только заберут!
-Давай, иди, Андрей! Подумай над своим поведением и оценками!  Андрюшка сразу выскочил в  коридор, но без крика, спокойно.
Анна Ивановна заговорила с матерью Андрюшки:
-А дома-то он как себя ведёт?
-Да такжё, Анна Ивановна! Замучилася я с им.  Вчерась вот до чё додумалса – курису  у соседки Марии поймал, привязал верёвку к ноге. Как та побежит, он дернёт за верёвку, а Мария ругалася с им, да чё толку. Маял курису, пока я с фирмы не пришла. Мария посулила заявленьё в милисыю написать, дак притих мало. А тово вечеру картовку привязал (опять жё Марие) к окошку. Верёвощкю натенёт, картовка збрякат в окошко. Мария испужалася, а потом смекнула, што кто-то нарошно ето делат, выскочила внезапно, он не успел убежать, сидел за углом. Дак Мария его ухватом отдубасила! А ему хоть бы хо! Дай, дак ишшо чё-нибудь придумат охаверник проклятой!
  У Надежды было четверо детей, этот – младший, видимо избалован. Без отца. Чувствовал, что мать даёт ему слабинку, вот и творил.
  Договорились, что Надежда будет приходить в школу ежедневно, внезапно для Андрюшки, таким образом контролировать его поведение. Только он не должен знать о том, когда в следующий раз мать появится в школе.
 Шёл урок математики. Андрюшка достал рогатку, только прицелился в отвечающего у доски – глянул в окно: мимо окна бежала в школу мать. Пришлось спрятать рогатку! На следующий день на уроке химии только намерился поджечь фотоплёнку – глянь в окно: опять мать бежит в школу. Так Надежда ходила в школу недели две. Не вынес!
-Мамка! Не ходи больше, надо мной смеются ребята, что ты каждый день в школу ходишь!
-Сам виноват, я не просто хожу, а из-за тибя, окаянного хожу!
-Мамка! Не ходи! Буду вести себя хорошо, не буду пакостить!
-Слыхали уж! Ничё не менятса, как было, так и есь! Ты ничё не понимашь! Вот если ишшо узнаю чё про тибя нехорошо, пойдёшь на фирму со мной за свиньями ходить, а не в школу.
-Ладно!
Надежда подумала: «Чёто уж больно скоро согласился? Надо бы с Анной Ивановной переговорить, чё она посоветуёт?»  Два дня Надежда в школу не приходила. Андрюшка расслабился, усыпил бдительность. В большую перемену успел перевернуть бачок с водой. Тётя Паня-техничка  закричала на него, неся ведро и тряпку: «Давай, зашаркивай, безобразник!» Он хотел возразить было,  но увидел лицо матери, перекошенное обидой, недовольством. Схватил тряпку у тёти Пани и давай затирать воду. Уж как получалось, под дружный смех собравшихся ребят. Когда Андрюшка выпрямился, увидел слёзы матери. Бросил тряпку и выбежал на улицу.
На второй день Андрюшка в школе не был. Не пришёл он и после. Целую неделю Надежда лежала, не вставая с кровати, а Андрюшка ходил вместо неё на ферму: кормил поросят и чистил у них клетки. В воскресенье Надежда встала:
-Чё, дальше робить будёшь или в школу пойдёшь?
-В школу…
-Не погленулося навоз-от ворочать?
-Нет.
-Ну, давай ишшо чё-нибудь натвори, чтобы уж не стала я боле, да не видела твои выходки!
-Ну чё ты, мамка! Не буду больше безобразничать!
-Да, слыхали!
-Да, правда, не буду! Не хворай только!
  И, правда, безобразия прекратились! И учиться стал получше Андрюшка.
  Да и соседка не стала писать заявление. Обошлось.
Закончил Андрюшка восьмой класс и поступил в училище механизации.
19.10.2015