Свято-Троицкий Раковский монастырь. 1886 год

Маргарита Бирюкова
От публикаторов:
Настоящая статья была напечатана в журнале "Самарские Епархиальные Ведомости" в 4-ом (февральском) номере за 1887 год. Приводится здесь полностью в современной орфографии.
 
*

Священник Иоанн Ливанов

ПРЕОБРАЗОВAHИE
Свято-Троицкой Раковской женской общины в монастырь


Тридцать лет минуло с того времени, как Раковская женская община получила начало и положила первый камень основанию своему. Если взять эти тридцать лет назад, то мы увидим здесь одну лишь дикую, безлюдную, бесплодную и невозделанную пустыню. Это было в конце пятидесятых годов (1858-1859 г.), когда епархией Самарской управлял, блаженной памяти, второй архипастырь, по кафедре Самарской, Преосвященнейший Феофил.
Промыслу Божию угодно было воздвигнуть в этой обители святые храмы - именно в той священной полосе земли, где, по истории местной церкви (1) и по преданию народному, благоговейно носилась, за 150 лет доселе, новозаветная скиния с кивотом Божиим для новокрещенных калмыков. Доселе еще хорошо виднеются следы того священного холма, где расставлялся, в приятную пору года, походный храм для благовествования слова спасения диким племенам Азии. И семя слова Божия, с верою положенное мудрою рукою христианского миссионера (2) на добрую землю, не осталось, во времени, бесплодно. Оно пустило, по роду своему, святой росток и, чрез 150 лет, принесло, в той же дикой стране, владеемой теперь благословенною Русью, на пользу православия, благословенный и обильный плод. Это мы теперь видим ясно в густом заселении здешнего края христианами, в многочисленном построении храмов Божиих и в открытии местами по епархии общежительных монастырей, этих питомников духовной ЖИЗНИ, в числе коих Бог привел быть, с 8 Сентября 1886 года, и Раковской общине.
Все ее архипастыри, по долгу высокого звания своего, глубоко сочувствовали нуждам по открытию в своей епархии питомников духовной жизни, желая чрез то возвысить в религиозно-нравственном отношении окружающие православные приходы от зараженных населений, инде духом сектанства, в другом месте - ересей и раскола. В видах противодействия развитию такого зла, открыта, по воле Правительства, в конце пятидесятых годов, и Раковская женская община, которой местные архипастыри неустанно помогали своими мудрыми распоряжениями скорее обосноваться, подняться и окрепнуть.
Правда, при малых денежных средствах своих, обитель, во все время своего роста, постоянно нуждалась в посторонней материальной помощи. Все корпуса и каменный храм соборный с другими храмами возведены при пособии крупных жертвователей из разных сословий наших столиц: С.-Петербурга и Москвы, частью жителей города Самары: А. Е. Н. и В. Л. Г. и Ставропольского купца, постоянного благодетеля обители, Н. П. М. Отделяли немалую лепту и сами сестры обители: одни при вступлении своем в монастырь, а другие  - от трудов рук своих, живя уже в монастыре.
Но быть главными руководителями на пути к счастию и благополучному исходу по преобразованию общины в монастырь досталось в удел и небезтрудный жребий двум Архипастырям: покойному Преосвященнейшему Герасиму и благополучно управляющему ныне епархией - Преосвященнейшему Серафиму. Они, оба Архипастыря, во имя любви к иноческой жизни, дозволяли, временем, выдавать, по просьбам начальствующих лиц описываемой обители, установленным порядком, годовые книги для сбора доброхотных даяний на неотложные нужды по возведению в обители тех или других церковных зданий и построек. Не будь таких сборов, был бы громадный застой при постройке каменного, видного теперь храма. Сама же обитель располагала у себя маленькими средствами, коих едва доставало на содержание сестер пищею и частью - одеждою. Открылся, в один год, верный случай приобрести покупкой смежную с монастырем землю, более 100 десятин. Где взять средств на то? К кому можно с надеждой обратиться за ними?.. Опять к своему Архипастырю. На глас его два крупных жертвователя, с приятной услугой, откликнулись материальною помощью купить землю, сделав денежный вклад на то более 3000 руб. сер. Обеспеченная до 300 десятин землею обитель с благодарением Богу, своему Архипастырю и благотворителям, смиренно испрашивает затем у своего Архипастыря дозволения войти с просьбой в Св. Синод об открытии здесь общежительного монастыря.
Просьба эта была удовлетворена 7-го Августа 1886 года, что видно из указа Св. Синода за № 2851, где сказано: «Свято-Троицкую Раковокую женскую общину, Самарского уезда, возвести в общежительный монастырь, с наименованием его Свято-Троицким Раковским женским общежительным монастырем, с присвоением настоятельнице оного звания игумении и с таким числом монашествующих, какое монастырь, по своим средствам, будет в состоянии содержать».
Месяца за два еще до открытия монастыря сестры обители были обрадованы вестью, что высокочтимая и любимая их игумения, мать Анатолия, награждена от Св. Синода наперсным крестом. Крест действительно получается, и 28 Июля, на молебне пред литургией, с поднесением ей иконы «Отрада» от сестер обители, он возлагается на игумению рукою местного монастырского священника при следующих словах:
«Настают с настоящей минуты для тебя, высокочтимая матушка, и вожделенные дни внешнего крестоношения, в награду за понесенные тобою когда-либо кресты внутренние.
Жизнь твоя в течение 16-летнего управления обителью текла не без видимой пользы для нее. В скором будущем тебя ждет отрада видеть ее возведенною в монастырь.
Поэтому ты, трудами и заботами своими на пользу обители своей, по праву, стяжала себе, в этой награде, во 1) любовь Бога и милость Его, и 2) милостивое внимание к тебе общего нашего Епархиального Начальства.
Не преувеличивая дела, скажем тебе, что не одни только пустынные твои горлицы окружают тебя в этот радостный день твоей жизни, собрались сюда и живушие в мире, - и смиренные служители церкви Божией, соседние пастыри, - сделать тебе достойное по твоим трудам приветствие. Наше первое и главное желание, как пастырей церкви, при настоящей твоей награде, искренне выразить тебе свое приветствие, с благодарением Богу, в священной службе здесь пред престолом Божиим.
А сестры твои, радующиеся о Господе, в смиренных чувствах желают почтить дорогой для тебя нынешний день поднесением тебе в дар иконы, именуемой «Отрада», как дань своей искренней любви и признательности к тебе. Прими этот святой залог от них себе на память, и да будет он в твоем сердце на долгие годы незабвенен».
Чрез месяц после сего приходит в пустынь с нетерпением ожидавшаяся радостная весть, что община Раковская, 7-го Августа 1886 года, с Высочайшей воли Государя Императора, по представлению Святейшего Синода, возведена уже в общежительный монастырь.
Сестры Раковской обители со своей игуменией, матерью Анатолиею, обрадованные такою вестью, от мала до велика принялись за приготовление к ожидаемому торжеству. От обители рассылались, предварительно, печатные пригласительные листы к лицам более или менее известным обители; за тем оповещались окольные села и деревни, с приглашением прибыть и разделить общее торжество. Приглашения принимались везде и всюду с радостью и полным благодарением.
С разрешения Его Преосвященства торжество преобразования общины в монастырь предположено было совершить, по чину церкви православной, 8-го Сентября.
Теперь торжественно ожидалась встреча дня, 8-го Сентября, каковое число пришлось в этот год в понедельник.
В воскресный день, 7-го Сентября, и накануне, в 6 число, народ толпами шел по дорогам к обители, стремясь разделить с нею не бывалую доселе еще в ней радость.
Чем же дорога Раковская обитель для православных христиан, собирающихся сюда временем на Богомолье тысяч до шести, спросит пытливый читатель? В «Душеполезном чтении», в Августовской книжке 1882 года печатно разрешен об ней вопрос так: «Раковская пустынь имеет неоцененное сокровище: Чудотворную икону Богоматери «Взыскание погибших». Икона эта в окрестности, верст на 150 и 200, пользуется большим почитанием. Царица Небесная не перестает изливать благодатные исцеления и чудную помощь от своей Св. иконы всем с верою к ней прибегающим!.. Икона древней иконописи, не более 3/4 аршина в длину и 1/2 аршина в ширину. По семейному преданию в роде Кадышевых, икона приплыла по Волге к Саратову и доставлена была к военному начальнику Кадышеву. Это было более 100 лет тому назад. С того времени она переходила от отца к сыну в роде Кадышевых. Первая настоятельница и основательница Раковской пустыни была за Кадышевым и принесла в обитель икону с собою. В начале 60-х годов начальница Кадышева ездила хлопотать об официальном открытии общины в Петербург. При ней была тогда и самая икона. Ей случилось быть по какой-то надобности в доме графа Ш-ва, у которого был тяжко болен сын, малютка 11 лет, так что врачи признали болезнь его глаз и боли в голове неизлечимыми и приговорили к смерти. Кадышева предложила родителям ребенка свое лекарство: привезти имеющуюся при ней икону и отслужить пред нею водосвятный молебен. Предложение принято, — молебен отслужен. Ребенок тут же почувствовал от обдержащей его болезни облегчение и затем, мало-помалу, болезни его совсем миновали. Когда Кадышева возвращалась из Петербурга в свою обитель, то на пути заехала в Москву и была для получения благословения у покойного Митрополита Московского Филарета. Она в радостных чувствах поведала святителю Божию то чудо от своей иконы, какое совершилось над малюткой г. Ш—ва в Петербурге. Святитель Филарет пожелал видеть на лицо эту икону. Когда она была поднесена, то святитель Филарет долго смотрел на нее и, с благоговением приложившись к образу, произнес: «Дивен Бог в Святых своих, а кольми паче в лике пренепорочной своей Матери». Узнав же, что граф Ш—в желает украсить икону, бывшую без всяких украшений, святитель Филарет посоветовал отнюдь не покрывать это сокровище ризою, разве сделать на икону только венец и киот для нее, и даже сам нарисовал карандашом киот в виде сияния. Все это было сделано на счет графа Ш—ва. Украшение иконы действительно состоит из довольно массивного серебряно-вызолоченного киота, в виде сияния, с литыми по сторонам Ангелами и венцом над ликом из драгоценных камней; самая же икона, по желанно Митрополита Филарета, ризою не покрыта. Графом же пожертвован к иконе серебряный вызолоченный подсвечник. Икона «Взыскание погибших» помещается в теплой церкви, в настоятельском корпусе, над царскими дверями, и спускается для прикладывающихся к ней на шнурах. - Каждую пятницу пред ликом царицы Небесной совершается молебное пение и читается неуклонно акафист.
Много чудес проявляла и проявляет доселе Матерь Божия от Св. своей иконы всем с верою и благоговением к ней прибегающим. Много уже совершилось и на наших глазах благодатных исцелений от нее над приходившими богомольцами, на что ведутся неопустительно при обители краткие записи с собственноручным подписом получивших какое-либо от иконы благодатное исцеление.
Помимо этой дорогой иконы, обитель Раковская богата еще немалым количеством частиц Святых и многоцелебных мощей, дарованных ей, при первоначальном ее открытии, от разных св. обителей и монастырей и лично от некоторых Архипастырей церкви русской, как то: Митрополита Московского Филарета, Архиепископа Нектария, бывшего Нижегородского, и др... Все они свято хранятся обителью в одном дорогом сребропозлащенном киоте, где расположены в достодолжном порядке, с обозначением на всех частицах имени того или другого святого, память которого благоговейно чтится, в тех или других месячных числах круглого года, нашею Восточною Православною, Вселенскою и Русскою церковью, все годы, со времени открытия или же обретения их.
К открытию монастыря должны были прибыть в общину назначенные Епархиальною властью следующие духовные лица: 1) О. архимандрит Нифонт, настоятель Бузулукского монастыря; 2) Два о.о. протоиерея города Самары - один кафедральный - Д.Н. Орлов, другой член Консистории, А.В. Жданов. О. архимандрит, 7 Сентября - за литургией, совершил обряд полного и малого пострижения сестер.
Между тем окрестные поселяне и духовенство, заранее оповещенные о торжестве в общине на 8 Сентября, прибыли сюда 7 Сентября еще задолго до всенощной службы. Весь монастырь, с своими храмами, принял торжественный, праздничный вид. В 6 часов вечера удар праздничного колокола возвестил всем прибывшим о начале службы. Народ и духовенство радостно потекли в соборный храм ко всенощному бдению, которое должен был начать местный монастырский священник. На литию выходило все прибывшее духовенство, во главе о. архимандрита Нифонта. Всех священнослужащих лиц было 18 человек. Как торжественно было отправление литии священнослужащими, так равно трогательно и умилительно было хоровое стройное пение клирошанок. Воспроизведем это торжество отчасти: прекрасный каменный храм соборный, в полном блеске освещения, наполненный усердными богомольцами до поразительной тесноты, целый сонм священнослужащих, стройный хор певчих двух обителей, Раковской и Бугурусланской, представляли картину более, чем отрадную, а для пустынной одинокой обители вполне умилительную.
По шестопсалмии, кафедральный о. пр. Д.Н. Орлов сказал глубокопрочувствованное живое свое слово из текста: «Вы соль земли, вы свет мира» (Матф. V, 13, 14). Из указанного текста проповедник делал нравственное приложение ко всем званиям и состояниям и, притом, с сильным назиданием. Начиная во 1) с пастырей церкви, проповедник делает применение к ним в таком смысле: на пастырях церкви лежит священный долг быть для своих пасомых солью и светом и не терять внутренней силы их в образе порочной жизни, в нерадении о пастве по исполнению тех или других христианских треб для нее, быть всегда учительну, кротку, трезвенну и пр. А начальствующим во всех званиях и состояниях проповедник предлагал, в назидание, быть светом для подчиненных и быть на страже верными хранителями всякого общественного благополучия. Проповедник не оставил без назидания и новопостриженных сестер обители, умоляя их с восприятием ангельского чина совсем отрешиться от мира и плоти и работать до вечера жизни своей Единому жениху - Христу, и тем быть солью и светом для тех сестер обители своей, кои пожелают по примеру их принять тот же ангельский чин и образ жизни.
Во время величания празднику Рождества Пресвятыя Богородицы выход священнослужащих на середину храма был опять полный и торжественный, во главе того же о. архимандрита Нифонта. Певчими прекрасно было выполнено «Хвалите имя Господне» Киевского напева.
Всенощное богослужение в соборном храме закончилось в 10 часов вечера. Это было 7 Сентября.
На другой день, 8 Сентября, в 6 часов утра масса народа собралась в теплой церкви (в настоятельском корпусе) к ранней литургии, которую совершал член Консистории, о. протоиерей А.В. Жданов с участием 4 священников. В обычное время за литургией, священник села Аделякова, Бугурусланского уезда, о. Димитрий Панормов произнес поучительное слово, имевшее близкое отношение к совершаемому торжеству.
В 9 часов начался благовест, с перезвоном, к поздней литургии. Служившие раннюю литургию священники, во главе о. протоиерея Жданова, с крестом, евангелием и храмовыми иконами отправились из теплой церкви в соборный храм. Здесь прочее духовенство, в полных светлых облачениях, уже было наготове, - к молебному пению с водосвятием и выслушанием указа Св. Синода о преобразовании обители Раковской в общежительный монастырь. Полным собором духовенство вышло, попарно, из алтаря царскими дверями на средину храма для совершения означенного молебна. Когда духовенство установилось должным порядком на местах: то член местной духовной Консистории, о. протоиерей А.В. Жданов, взошел на амвон - и прочитал указ Св. Синода о переименовании Свято-Троицкой Раковской женской общины в монастырь. Вслед за этим начался водосвятный молебен, после которого открыт был полный крестный ход кругом монастыря вне стен его. Во главе духовенства шел о. архимандрит Нифонт, а пред ним была несена чудотворная икона «Взыскание погибших», особенно чтимая в обители. Он, о. архимандрит, на четырех сторонах монастыря, попеременно, осенял обитель иконами разных наименований, во 1) иконою св. Живоначальныя Троицы, во 2) Успения Божией Матери, в 3) Взыскание погибших и 4) иконою всех святых. Во время крестного хода один из священников, о. Прокопий Добросердов, кропил стены обители св. водою. В конце всего крестного хода, пред святыми вратами монастырскими, вся процессия остановилась. Здесь о. архимандрит вычитал две молитвы, положенные по уставу древних обителей на открытие (установленным порядком) нового монастыря. Затем весь крестный ход двинулся в главный соборный храм, где сейчас же начата была о. архимандритом литургия, при сослужении семи священников, одного иеромонаха, о. Николая, игумена Мойского монастыря, и двух диаконов. На правом клиросе пели певчие Раковского монастыря, а на левом Бугурусланского. Все пение литургийное видимо умиляло души молящихся и давало чувствам радости и умиления высказываться и выражаться у многих в непритворных слезах.
О. протоиерей Д.Н. Орлов произнес за литургией в обычное время слово. В нем проповедник наглядным образом выяснил первоначальное появление общины из двух-трех убогих келлий, постоянное ее развитие и рост, и затем конечную судьбу  - благополучное преобразование в настоящий монастырь. Теперь с уверенностью можно сказать, продолжал далее проповедник, что недалеко то время, когда благословенная обитель эта примет более благолепный вид, когда в ней, с большей силой, будут совершаться моления, пощения и другие высокие христианские подвиги иноческой жизни, коих, быть может, мало ведает мир грешный. Да благословит же Бог десницею своею, чтобы обитель, согласно намерениям нашего благопопечительного Начальства и Правительства, достигала в иночествующих лицах высших - спасительных целей, чтобы свет монастырской жизни далеко светился между мирскими людьми к прославлению Св. имени Божия и в научение нас всех святой и богоугодной жизни. Проповедник закончил свое слово обращением к лику Божией Матери в следующих выражениях: «Тебе, о Пресвятая Мати, посвящен храм сей, и Твоему великому ходатайству пред Твоим Сыном-Богом нашим вручена сия обитель со всеми живущими здесь. Просим тебя сыновне, будь им споручницей в деле спасения и во время нужд, - оскудения в чем-либо, не оставь своим покровом и милостию».
По окончании литургии 12 священников, предшествуемые о. протоиереем Д.Н. Орловым, вышли из алтаря на средину храма для совершения молебна, который закончился многолетием Государю Императору, Святейшему Синоду, Епархиальному Архиерею, а покойным Преосвященным: Феофилу и Герасиму вечная память. Затем благотворителям обители и матери игунии Анатолии со всеми о Христе сестрами обители многая лета.
Было уже два часа, когда закончилось все богослужение, но эти священные часы казались для богомольцев минутами, и никто из них не чувствовал какой-либо усталости. Все священнослужащие и светские лица, с почетными членами из благотворителей обители, были приглашены матерью игуменией Анатолиею к благословенной трапезе монастырской.
Не осталось незамеченным это торжество и в дальних обителях: оно выразилось сочувствием от Св. Афона, в лице высокопочтеннейшего о. архимандрита Феодорита с братиею поднесением обители иконы св. апостола Андрея Первозванного с его благодатными, помещенными в иконе, мощами; от учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры письменного адреса, выражающего полное благожелание обители духовного преуспеяния к прославлению имени Божия; от многих архимандритов, игуменов и игумений монастырей, и от частных лиц, понимающих высокое значение новооткрываемых на нашей благословенной Руси обителей для богомольного народа.


ПРИМЕЧАНИЯ:

  (1) - "Самарские Епархиальные Ведомости" за 1882 год, № 8, часть неофициальная.
  (2) - Протоиерей и благочинный Андрей Чубовский, живший в г. Ставрополе (Самарской епар.) в 1740-1760 годах, нарочито был вызван сюда из г. Астрахани, по распоряжению Св. Синода, к новокрещенным калмыкам, язык которых он, о. Чубовский, хорошо знал и понимал. 1) Самар. Епар. Вед. 1882 года № 8, часть неоф. 2) Видно из собственноручной надписи о. прот. и благоч. Чубовского на кресте внутри престола Спасской церкви села Большой Чесноковки, Самар. уезда, освященной им в 1760 году 19 Декабря. Летоп. Спасской церкви села Большой Чесноковки за 1867 год.