Учитель Из дневников

Валерий Протасов
Я прочитал много хороших книг. И из каждой брал частицу мудрости. Вернее, каждая пробуждала во мне ту частицу ума, которая в ней была заложена. Все книги и все хорошие писатели чему-нибудь учили меня.Но самым близким моим другом, Учителем, целителем и наставником стал Михаил Михайлович Пришвин. Лично я его, конечно, не знал. Он открылся мне через три  года после своей кончины, в 1957 году, дневниками «Глаза земли». Мне стукнуло тогда шестнадцать лет - возраст восприимчивый и благодарный. Эта книга была камертоном моих чувств на протяжении многих лет. Имею смелость причислять себя к его ученикам, если они вообще у него были. Может быть, даже единственным его учеником. Потому что время мудрости прошло. Для меня это последннй мудрец ХХ века. Он не предлагал никаких упражнений. Просто его устами говорила Мудрость, и я слушал её и отвечал, как умел. И полагаю,  узнал настоящее счастье на этом пути.
Должен заметить, что слово «уста», вероятнее всего, показалось бы ему чересчур высокопарным, но я не нашёл другого. Я бываю слишком порывист и в этом следую только себе самому, ритму своей крови. И всё же, его тихая и простая мудрость близка моей душе. Во всяком случае, в жанре лирических дневников.
Чувствую, думаю и пишу я, конечно, по-своему. Двух одинаковых людей нет. Но узнаю в Пришвине что-то глубоко родственное. Недаром его и мои предки происходили из одних мест. Может быть, гены наши где-то пересеклись.
Сказав о сходстве, я радуюсь, что нашёл и отличие.
По гороскопу я - Стрелец. Родился в год Кота или Кролика, а эти пушистые создания прежде всего любят душевную гармонию, а потом всё остальное. Так, гармония соединилась во мне с воинственным духом Стрельца. Но он же и мудрый Кентавр, наставник Геракла.