Сообщение из Вашингтона наши далёкие предки

Тамара Коломоец
27 ноября 2013 я только осваивала интернет и не помню, где разместила своё неумелое сообщение:
"тамара коломоец (мертц)
vce verojtno mi vce mertz odna cemj mnogo ect interecnogo xoteloc cobrat".
 
29 декабря 2015 я получила письмо, взволновавшее меня. Я с трудом заснула. И наша переписка началась.
Марианна Осоко (Мертц) писала:
"Здравствуйте, Тамара Петровна! Меня зовут Марианна Мертц. Я увлекаюсь генеалогией нашей семьи.Наш прародитель, Федор Эдуардович Мертц преподавал немецкий язык в лицее князя Безбородко, а позже в Полтавской женской гимназии. Нам пока не удалось узнать, кто были его родители. Один из возможных кандидатов - это Эдуард Мертц, преподаватель почвоведения в Киевском Университете, которого Вы упоминаете в своих замечательных заметках. Не могли ли Вы, пожалуйста, написать, что Вам известно о предках Вашего Александра Юльевича Мертца. Возможно, мы с Вами находимся в дальнем родстве, кто знает...
С уважением,Марианна".

Дорогая Марианна! Находясь далеко от архивов и по возрасту, не могу многого узнать по семье Мертц, а хотелось бы. Если Эдуард Мертц-почвовед, Ваш родственник, то мы родные... В повести, которую не закончила, упоминаю о нём, но вот, имя не знала. Теперь можно вписать, благодаря Вам. Видимо, брат Эдуарда был хорошим врачом и жил тоже на Украине. К сожалению, имя его мне неизвестно.
Богатые (по воспоминаниям дяди Саши) обращались к нему. Он был человеком гордым и независимым и знал толк в медицине. Кто-то из богатеев позволил неуважительно, в оскорбительном тоне, отнестись к нему, потребовав немедленно явиться в поместье. Он добирался к нему на осле. Но это похоже на легенду. Хотя, думаю, что для всех Мертцев черта свободолюбия, независимости, справедливости, высочайшей порядочности, и всегда, непререкаемого профессионализма была характерной. Надо покопаться в памяти и есть ещё что-то.
 
В России у нас тоже есть родные и мы временами общаемся. Хотелось продолжить писанину, включая и новые сведения. Пока нет времени - тяжело болен муж. Возраст тоже мешает. Как Вы вышли на меня и мои записки? В ПРОЗЕ.РУ опубликовано 28 новелл под фамилией КОЛОМОЕЦ ТАМАРА..Подумываю написать о своей внучке. Вчера она вернулась из Армии Обороны Израиля. Служила два года. Хорошая получилась девушка. Черты наши тоже унаследовала. Над ними работаем. Пока служила-знала, что служит. А теперь - в растерянности. Не знает, что делать со своей, наконец, пришедшей свободой.

Много раз пыталась выяснить, остался ли кто-нибудь в живых из семьи тёти моего отца, которая плыла на "Титанике". Там было 3-5 детей. Есть списки выживших ,документы, плывших с Украины. Вторая тётя отца, тоже с детьми, выехала в 1912  году в Германию.
 
Не владея достаточно английским, мне это трудно разыскать. Может, Вы сможете? Ведь списки по проданным билетам остались. Эти тёти по отчеству были Юльевичи - родные сёстры моего деда Александра Юльевича. У нас сохранились оригиналы
свидетельства о регистрации брака моего деда, мещанина Александра Юльевича, лютеранина по вероисповеданию, с моей бабушкой, мещанкой Анастасией Николаевной Шумиловой 12 мая 1899 года. У Александра Юльевича была прекрасная библиотека. Несколько книг сохранилось. Им больше 100 лет. Осталась нам от моего деда, Александра Юльевича, очень изящная статуэтка из бисквита - бюст одного из важных поэтов Германии, Фридриха Готлиба Клопштока. Клейма на ней не обнаружила, но она всегда хранилась у нас.

Тамара Петровна, здравствуйте!
Спасибо большое за Ваше письмо. Посылаю Вам информацию о почвоведе Эдуарде Мертце (второе сообщение с двумя прикрепленными файлами). Мы нашли все эти сведения пару лет назад. Мы живем в США, поэтому поиск в Российских Архивах для нас затруднителен. Нам помогал один профессиональный историк из Питера, который является потомком Московских и Питерских Мертцев. В процессе поиска мы пришли к выводу, что его и наши Мертцы не являются родственниками.(Впоследствии наши пути с ним несколько разошлись, в основном, по финансовым причинам.Копии архивных дел и оплата их поисков, многие из которых, естественно, оказываются ложным следом, увы, оказались нам не по карману).

Является ли Эдуард Мертц нашим прародителем – мы пока не знаем. То, что у него был сын Юлий – документально подтверждено, а про нашего Фёдора Эдуардовича в деле Эдуарда Мертца ничего не говорится, так что пока это только наша гипотеза.

Я нашла Вас в интернете, когда искала в Гугле сведения о почвоведе Мертце (или Мерце – буква "т" в фамилии Мертц пропадает и появляется вновь вплоть до середины двадцатого века. Кажется, на сайте liveinternet.ru Вы указываете обе Ваши фамилии.

Я поищу на англоязычных сайтах сестёр Вашего деда. Только ведь у них, наверно, были уже фамилии их мужей?

С Наступающим Вас 2016 годом!Пусть он будет добрым и счастливым для Вас и Ваших родных, здоровья Вам и Вашему мужу, удачи и успехов Вашим внучке и дочке.
С уважением, Марианна.

Из собранных сведений можно предположить, что Юлий МЕРТЦ является отцом моего  деда, Александра Юльевича и моим прадедом. А,вот, Эдуард был моим прапрадедом и  отцом Юлия.

Из результатов поисков в Российском Государственном Историческом Архиве (РГИА) в 2014 году:
«Особо интересно дело 185 оп. 70 ф. 733 посвященное преподавателю Университета св. Владимира (Киевского ун-та) Эдуарду Вильгельмовичу Мертцу.
Наиболее ценно прошение на имя министра нар. просвещения графу С.С.Уварову, написано собственноручно Э.Мертцем! Дата: 9 марта 1848 года." Я не стал целиком его переписывать, может быть, Вам захочется сделать сканокопии. Из него следует, что он 14 лет состоит на российской службе и желает принять российское подданство, был призван в качестве иностранного ученого в качестве преподавателя технологии, сельского хозяйства и лесоводства в У-те, до того состоял чиновником для особых поручений при Белорусском генерал-губернаторе кн. Хованском. Мертц просит об утверждении его в чине на гражданской службе. Также из дела следует, что он получает жалование адъюнкта ун-та в 600 рублей на правах вольнонаёмного преподавателя вне штата.
 
Э. Мертц действительный член Прусской королевской академии сельского хозяйства в 1832 г. приглашён в Россию Белорусским вольно-экономическим обществом, был управляющим образцовой фермой, с 1834 г. преподаватель в ун-те св. Владимира. В 1844 г. Э.Мертц подаёт на имя министра прошение о утверждении его профессором кафедры сельского хозяйства, но т. к. он не имел ученой степени магистра ему было отказано и в 1849 г. от преподавания в ун-те он был уволен.
Также имеется в деле прошение, написанное рукой Юлия Мертца, сына Э.Мертца  - 24 окт. 1850 г. Упомянуто, что Э.В.Мертц очень нуждается, что раньше в 1813-15 гг. он служил в Лицовском вольном корпусе (т.е. в прусском ландвере) и был уволен в звании поручика прусской армии, был действительным прусским академиком с 1834 г., в течении 15 лет состоял преподавателем ун-та св. Владимира и был уволен без права на пенсию и чин в гражданской службе.
 
Второе дело по Э.Мертцу, по-прежнему, недоступно, находится на сканировании.

Эдуард (прапрадед)- Юлий( прадед)-Александр(дед)-Пётр (мой отец), Александр, Жорж, Марина, Сергей- дети Александра и так далее.
У Александра Юльевича было две сестры точно. На "Титанике" отплыла сестра с 3-5 детьми, и если фамилии были по мужу, то в архивах музея (кажется, ОЛАНДО)по "Титанику", наверное, есть списки семей из Украины, где было несколько детей. Так можно установить всё о них, может, кто-то и спасся.

Тамара Петровна, я Вам выслала файлы по емейлу. Счастливо! Марианна!
Всё думаю - можно предположить, что у Эдуарда было два сына:ФЁДОР И ЮЛИЙ.
Если что-то появится новое-сообщите, и если архивные данные нужны будут, попросим киевлян.  

Вот родной брат папы пропал во время войны в Киеве. Следов нет. Мой дедушка   умер в Киеве во время оккупации в 1943 году. Там и захоронен. Может, даже какой-то знак там стоит. Ведь cписки умерших, наверное, остались.       

С Наступающим Вас 2016 годом! Пусть он будет добрым и cчастливым для Вас и Ваших родных, здоровья Вам и Вашему мужу, удачи и успехов Вашей внучке!
С уважением,
Марианна.

Тамара Петровна, у меня не получается прикрепить PDF файлы через сайт Одноклассников. Давайте я Вам их пришлю по емайлу. Какой у Вас адрес электронной почты?

ГОСПОДИ! СКОЛЬКО ИНТЕРЕСНОГО! УЛОЖУ МУЖА И БУДУ ЧИТАТЬ.      

Марианна! Прочла несколько раз сама и сестре почитала. Вот я знаю из рассказов и некоторых сохранившихся документов, что папин отец, АЛЕКСАНДР ЮЛЬЕВИЧ, и  мой папа говорили, что среди нашей родни был профессор почвовед .. Архивные данные это подтверждают. Скорее всего, можно предположить, что Эдуард Мертц   (почвовед), Фёдор-его сын и Юлий Мертц- его сын. Юлий родил Александра Юльевича, а он родил Петра Александровича - моего отца.
 
Вот такая цепочка получается.И ещё папа говорил, что семья его ведёт начало в России по приглашению в страну учёных-специалистов.  

От нас многое скрывали родные, боялись общаться и говорить на эту тему.

Мне сказали, что есть МЕРЦ, а есть МЕРТЦ и наличие буквы "Т" означает принадлежность к определённому слою общества. Поинтересуйтесь.И знаете, наверное, что в неудачном покушении на Гитлера участвовал наш полный однофамилец.  
Тамара Петровна, я Вам выслала файлы по емейлу.Счастливо!Марианна.

Мертцы, которые идут от Юлия, живут в Москве, Новгороде, Майкопе, Кемерово.Я и сестра- в Израиле.Все имеют образование, все трудятся и все порядочные люди. Общаемся по-возможности.   

Если удастся обнаружить родственные связи, можно было бы собрать воедино весь материал и сделать что-то интересное. 

Тамара Петровна, здравствуйте!У меня, к сожалению, не открывается ссылка, которую вы мне послали 1 февраля.

Марианночка! У многих не открылась.Бог с ней.Мы болели очень.Сейчас ничего. Были проблемы житейские. Очень хочется написать о нашей встрече виртуальной, если Вы не возражаете. Нужно начать и жду вдохновения.Я читала всё, что послали мне и немного обидно, что наш предок был обвинён в, как я поняла, в не добросовестности. И,как по-вашему, являемся ли мы родственниками или нет?.Мои родные с интересом восприняли Ваши исследования.

Саша моя закончила службу в армии 29 декабря и уже успела слетать на неделю в Амстердам с подружкой. Опять пошла работать, но нужно думать об учёбе.

Тамара Петровна,от всей души желаю Вам сил и здоровья! И вдохновения, конечно - без него нам никак. По поводу родства наших Мертцев с Эдуардом Мертцем - пока нам, к сожалению, не удалось найти никаких документов, подтверждающих, что у Эдуарда был сын Фёдор.Но и никаких опровергающих фактов у нас тоже нет. Учитывая, что наш Фёдор Эдуардович, как и Эдуард, был преподавателем  - я думаю, что мы с Вами, скорее всего, в родстве. А по поводу ехидного тона автора книги о Киевском Университете - мне думается, что Эдуард Мертц, в любом случае, был незаурядной личностью. А злопыхателей и завистников во все времена хватало...

Cпасибо,Марианна!Такое объяснение мне нравится. А ещё,может, и зависть какая-то была.  
Вот-вот начну.      
Прочитано 9 февраля в 02:41

Эта переписка войдёт главой в повесть "ЖИЗНЬ В ФОТОГРАФИЯХ"