Рассказы о шедеврах. Вдовушки Федотова

Алина Алексеева-Маркезин
    П.А.Федотов.Вдовушка 1851-52г, холст, масло, 62 х47 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

        Не знала,что Федотов нарисовал 4 картины на один и тот же сюжет.Сегодня рассмотрим 4 варианта картины Вдовушка.

        Мысль об этой картине зародилась у художника еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любы, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.

1 вариант картины.

     Первый вариант (с зелеными обоями) – незаконченный, хранится в Москве, в ГТГ (холст, масло, 58х45см). Отличительные черты – ровные зеленые обои и опущенная правая рука героини.

       На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями.

        Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.

          Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком мире.
       Федотова поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начинал понимать, что желаемого все-таки не достиг.

2 вариант.

           Второй вариант (полосатые зеленые обои) – единственная законченная версия, 1851г. (холст, масло 57,5х44,4см). Картина хранится в Ивановском областном художественном музее (до 1930г. хранилась в ГТГ).

           На портрете покойного мужа П.А. Федотов снова изобразил себя – тоже в сером мундире, но с другой накидкой и на красном фоне. Немного поменял он позу героини - правая рука теперь согнута и лежит на животе. Картина выставлялась на академической выставке 1851г., но провисела всего несколько дней – московский предприниматель, книгоиздатель и меценат К.Т. Солдатенков купил картину и увез ее к себе, не дожидаясь закрытия выставки.

3 вариант
(        с лиловыми обоями) писался сразу же вслед за вторым – 1851-52гг. (холст, масло, 63,5 х48,7см). Картина не окончена, хранится в ГТГ, приобретена П.М. Третьяковым в 1893г.
       Перекомпоновал почти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней: переменил лицо, позу, фигуру, даже одел немного иначе. Переделал и портрет мужа, написав вместо себя другого человека.

             Приземленность и невзрачность в самом деле ушли, однако взамен явились качества, совсем неожиданные и даже неуместные. Молодая женщина стала поизящнее, но в этой изящности обнаружилось сродство с модной картинкой — так кокетливо она изогнула свой стан, так жеманно отогнула мизинчик, так манерно ниспадали складки платья, так холодно и по-светски томно стало выражение лица, так ярки губы, а в слегка приоткрытой груди чудилось нечто едва ли не игривое.

4 вариант.

Вдовушка» датируется 1852г. (холст, масло).

            Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была только едва набросанная фигура и несколько отделанных предметов, и, проработав подряд вечер, ночь и утро, закончил картину."У меня будто искра зажглась в голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную; мне было весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти минуты сделать. Никогда не доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложился куда следовало, каждое пятнышко краски подвигало все дело."

           Картина осталась незаконченной, но по сохранившимся деталям видно, что художник больше склонялся к ее первому варианту – убирал все лишнее, снова опустил руку, делал картину лаконичнее, усиливал трагизм и добивался более мрачной тональности.

        Уже и фигуру уточнил, чтобы не так простовата была, как первая, но и не так манерна, как вторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только верно найденный наклон головы к правому плечу.