Чуть выше примитива

Владимир Анзерский
На автобусной остановке маленького американского городка Глидден, на пересечении 71 и 90 хайвэев, сидел молодой, загорелый парень и дремал. До рейса было еще около часа и можно было покемарить. Стоял жаркий техасский полдень. Большинство людей городка были на работе и службе, все остальные прятались от солнца по домам. Молодой человек приподнял голову и посмотрел на приближающееся авто. Старый облезлый пикап проехал мимо и дорога вновь опустела.
Мужчина был одет по летнему. Легкие запыленные кроссовки, голубые джинсы, выцветшая желтая футболка и бейсболка на голове. Рядом на скамье стояла небольшая дорожная сумка. В этом бесконечно тоскливом городишке он оказался проездом из Калифорнии во Флориду.

Случайный прохожий вряд ли смог бы определить кто этот парень и из какого штата, тем более, вряд ли он догадался бы, что он русский. Звали его Андрей и уже несколько лет он проживал в США. На жизнь Андрей зарабатывал спасателем на пляжах, периодически переезжая с одного побережья на другое. Вот и сейчас, отработав чуть больше года на пляжах Калифорнии, он направлялся во Флориду. Он не строил планов и не загадывал наперед. Временами возвращался к прошлому, когда настигала ностальгия, бывало пытался заглянуть в будущее, когда накатывали сомнения, но только настоящий момент всегда погружал его в спокойное и блаженное состояние духа.

Мимо прошуршал покрышками длинный и широкий как лодка Кадиллак Эльдорадо 58-года. Небесно-голубой фирменный цвет кузова Azure Blue словно принес с собой свежее дыхание моря. Андрей посмотрел ему вслед и вспомнил недавно прочитанную книгу Джека Керуака «На дороге».

- Нет, ребята битники и хипстеры, это не свобода! - подумал про себя Андрей. Он достал пачку сигарет и закурил.
- Старина Джек…Великий американский скиталец, король битников… Где же твоя свобода? – Андрей выпустил на волю струйку дыма. Ты пытался вырваться из социальных шаблонов, мотался по стране, проводил время своей жизни со странными людьми и чем закончилась твоя жизнь? Алкогольной депрессией одинокого человека, так и не нашедшего смысла своей жизни…

Андрей затянулся. – Они думали они свободны, до тех пор пока их просто не сожрало время и возраст… Нет, ребята, это не свобода…

Конечно справедливости ради нужно сказать, что дорога дарит первое время это чувство свободы, но надолго ли? Вот если выйти в людном месте и крикнуть – Эй, брат, чем влечет дорога?
- Свободой!
- Свободой от чего?
- От вещей и привязанностей…
Да, есть такое. У бродяги с собой только самое необходимое. Вещей он не копит, да и привязанностей у него никаких. Но все это люди зараженные вирусом бродяжничества, а что с обычными людьми?  - размышлял Андрей, выпуская сигаретный дым.
Обычный человек долго не вынесет такой жизни, ему обязательно нужен свой причал и гавань, где можно было бы бросить якорь. И только у бродяг мятущаяся душа гонит их вновь и вновь вперед.

Андрей достал из сумки блокнот и ручку и немного подумав записал – «Покой… сытость… комфорт, а свободы нет…»
Андрей затушил окурок и убрал блокнот в сумку. Иногда на него снисходило озарение и открывалась суть простых истин. Вот и сейчас словно кто-то дотронулся до сознания, но…нет, мысль упорхнула. В конце строки осталось многоточие – Какой свободы не хватает человеку? Из-за чего он бросает комфорт и покой?

К остановке подошла пухленькая негритянка, с чемоданом на колесиках и недоверчиво взглянув на Андрея, села поодаль от него. Андрей с нетерпением ожидал автобус с кондиционером, чтобы вынырнуть из этого марева в прохладный салон.

Этот сонный городок настраивает на философский лад – подумал Андрей и снова достал блокнот. Отхлебнув воды из пластиковой бутылки, он стал писать:
«Я пытаюсь замедлить бег времени, через отказ от комфорта, модных стремлений и ложных целей, от желания устроиться в этой жизни. Выпадая из социума, более остро чувствуешь жизнь. Бежать никуда не нужно, потому что ты никуда не торопишься. В глазах друзей ты неудачник, да и друзья все далеко. Они же в твоих глазах – белки в колесе.
Жизнь замирает… Тихое, спокойное созерцание ежедневных будней, когда все предсказуемо. Для многих это невыносимо скучно – тихая, размеренная жизнь, в которой ничего не происходит. На самом деле, это великое благо – спокойная, безмятежная жизнь.
Привыкая к малому, не требуешь от жизни многого. Умеренность – бесценный опыт, который можно обрести видимо только путем безудержных страстей. Кто это вкусил, тот знает истинную цену вещам и житейским заботам».

Андрей перечитал написанное.
- Думаю Ленке понравилось бы – подумал Андрей и улыбнулся.
В этот момент к остановке подошел огромный блестящий автобус и раскрывшаяся дверь пригласила ожидающих в мягкое и прохладное царство. Салон был полупустой. Андрей опустился в удобное кресло и погрузился словно в сон в воспоминания давно минувших лет.


…Они сидели с Ленкой на широком подоконнике, лузгали семечки и смотрели как во дворе ребятня пыталась лепить снежную бабу.
Андрей любил Ленку. А Ленка любила своего папу – профессора, который все за нее решал. До окончания университета оставалось полгода, а Ленкина жизнь, уже была расписана по пунктам ее отцом, и даже наметился солидный жених, будущий посол.
В общем, все было определено с математической точностью, от которой самого Андрея временами мутило. Он то как раз был на распутье, без явных целей и задач.
Голова шла кругом, от постоянных мыслей, что вот скоро выходить во взрослую жизнь и надо кем-то стать и быть. Вот это клеймо – Стать и Быть, выводило Андрея из себя.
Он чувствовал себя деталью конструктора, которую необходимо встроить в другой, неведомый конструктор, под названием – общество. И еще странное, но уверенное чувство, что он сам и не очень то хочет туда встраиваться. 

- Лен, может я асоциальный? – спросил Андрей, глядя на свою белокурую подружку.
- Нет – Ленка раскусила очередную семечку. – Ты не асоциальный, ты слишком умный.

- Хватит ерунду говорить, я же серьезно!
- Был бы ты дураком, вряд ли бы тебе такие мысли в голову пришли.
- Мысли как мысли, неужели тебя они не волнуют?
Ленка посмотрела в свой кулек и сказала – Дай еще семак, а то мысли чувствую начинают волновать!
Андрей отсыпал ей из своего кулька и Ленкины мысли занялись любимым на сегодня занятием.

- Лен, как ты думаешь, хорошо быть примитивом? – спросил Андрей, глядя как два карапуза во дворе, пытались поставить один снежный ком на другой.
- Примитивом? Чего ж тут хорошего? – улыбнулась Ленка.
- Ну а если подумать? Хорошо ведь быть им, но не знать об этом! Жизнь легка и необременительна. Природа обделив умом, сама за человека сделала выбор – Ты брат, будешь Баклажан, вот твоя грядка!
Ленка рассмеялась. – Тогда я буду редька!
- Неее, ты редиска! – прыснул Андрей.
- Хорошо, продолжай – Ленка увлеченно грызла семечки.

- Ну вот значит – протянул Андрей, - есть здесь один интересный парадокс, который еще в древности многие заметили. С одной стороны, испокон веков известно, что жизнь глупца горше смерти, а с другой наоборот – жизнь глупца легка и безмятежна и нет счастливее его на свете.
- Только для умного человека, счастье глупца, что полыни горечь – ответила Ленка.
- Ты права, умному человеку такого счастья и даром не нужно, но у них другая беда.

- Какая же? – Ленка наконец отвлеклась от любимых семечек.
- Ну вот, казалось бы, прекрасно быть гением или просто талантливым человеком. Но здесь природа тоже постаралась, сделала свой выбор за него. Он умен и талантлив, но он заложник своего таланта, который требует от человека больших жертв и обязательств. В противном случае его ждет печальный конец. Сколько примеров трагических судеб, когда люди не смогли удержаться на вершине успеха.

Ленка внимательно посмотрела на Андрея.
- А ведь ты прав. Я тоже заложница, только не своего конечно ума или таланта, а своего отца. Ленка как-то погрустнела и склонив свою белокурую голову сказала – Если честно, Андрей, я не хочу замуж за этого посла и ехать с ним жить за границу тоже не хочу. Беда в том, что у меня нет силы воли отказать ему, а главное я не знаю чего сама хочу и как должно в жизни быть на самом деле. Андрей смял пустой газетный кулек и замолчал. Так они молчали несколько минут и Ленка наконец прервала тишину:

- Ты не договорил по-моему, где же ты сам?
- Где же я? – переспросил Андрей, а вот где… Я чувствую, что до талантливого человека я не дотягиваю, для этого нужно всю жизнь положить на алтарь успеха, тем более, что меня мучают сомнения в ценности такого приобретения. С другой стороны я конечно не примитив… Я чуть выше примитива! – Андрей громко рассмеялся и Ленка вслед за ним.

- Придумал тоже, это как?
- Беда моя в том, что в отличие от глупца и примитива, которого природа сама посадила в нужную грядку, я поставлен в такое положение, что должен делать выбор сам, как мне жить и для чего. Даже гению проще, он просто следует зову своего таланта и никаких терзаний. Одни живут липкой, обволакивающей жизнью серого сознания, другие в экзальтации от собственного духа, ума и таланта, словно впряженные в колесницу собственного эго, всю жизнь проводят в высоких достижениях.
А я застрял где-то посередине. Мне тошно жить серой мышью, но и золотая попона впряженной лошади мне претит. Я хочу вырваться сознанием из этого болота, но не знаю как.


Когда Андрей очнулся, автобус подъезжал к пункту назначения. Майами встретил солнцем, пальмами и безумной роскошью на один квадратный метр.
Не долго думая, Андрей отправился устраиваться на работу в отель, который ему посоветовал его бывший работодатель и от которого, у него была с собой отличная характеристика. Уже через несколько дней, обвыкшись на новом месте, Андрей стал в свободное от работы время знакомиться с городом.

Майами впечатлял! Как загорелый, жизнерадостный курортник, он сверкал словно зубами, белоснежными высотками. Дорогие яхты, виллы и женщины производили на вновь прибывшего туриста опьяняющий эффект, пусть тысячной доли, но причастности этой роскоши.
Больше всего Андрей любил прогуливаться вечером по тихим улицам, на которых были расположены частные виллы. Здесь каждый хотел выделиться и потому архитектура домов, пестрела удивительным многообразием. Ярко-зеленые, идеально ровные газоны и живые изгороди, дорогие спортивные машины, все было как на глянцевой странице журнала.

Отправляясь с восточного пляжа, Андрей проходил каждый раз на один квартал больше и повернув налево выходил на южный пляж. Когда пешие прогулки стали слишком долгими, Андрей арендовал велосипед и неспешно крутя педали продолжал изучать город. В один прекрасный вечер он добрался до улицы, на которой как оказалось, обитали известные певцы, артисты и прочий бомонд из России. И хотя для русских каникул еще не наступил сезон, то здесь, то там слышалась русская речь. Андрей не так давно покинул свою страну, чтобы испытывать острые приступы ностальгии, но все же какое-то щемящее чувство трогало сердце каждый раз, когда он слышал родную речь.

Однажды как обычно совершая свой вечерний, велосипедный моцион, проезжая мимо роскошной виллы, он ненароком услышал как за оградой ссорились мужчина и женщина. Была слышна русская речь, но слова было сложно разобрать. Андрей буквально на мгновение остановился, но тут же тронулся дальше, поскольку почувствовал себя в роли подслушивающего.

В этот момент калитка распахнулась и на дорожку внезапно выскочила молодая женщина в легком белом платье и бирюзовой шляпке. Андрей дернул руль в сторону пытаясь ее объехать и рухнул в кусты живой изгороди.

- Сорри, сорри – залепетала женщина и стала помогать Андрею выбраться из кустов.
- Вот же угораздило – пробубнил Андрей поднимаясь.

- О, Вы русский?! Прошу прощения! – воскликнула женщина.

Андрей хотел уже что-то ответить, поднял глаза на незнакомку и застыл.
Женщина тоже замерла с каким-то удивленным выражением на лице.

- Ленка?!… Савина?! Ты ли это, не может быть?! – Андрей развел в стороны руки.
Еще какое-то мгновение из под бирюзовой шляпки на Андрея глядели удивленные глаза и тут же женщина кинулась ему на шею с криком – Андрюха!
Он подхватил ее за талию и они закружились.

- Этого не может быть, это просто фантастика! – щебетала Ленка.
- Похоже действительно на планете людям тесно, если можно вот так запросто встретиться на другом конце света! – удивлялся Андрей.
- Послушай Андрюшка, я не могу пригласить тебя в дом, у меня тут одна оказия случилась.
- Оказия?
- Развелась я с мужем…
- Вот те, на те!

- Пойдем к морю, сядем где-нибудь, погрызем семак, как раньше, мне столько тебе нужно рассказать!
- Боюсь, только, что семак здесь днем с огнем не сыщешь – ответил Андрей.
- Готовь кульки! – засмеялась Ленка.


Они сидели под пальмой недалеко от кафешки «Маленькая Гавана» и грызли жареных в чесноке и розмарине креветок.

- У тебя все те же  живые, озорные глаза. Я здесь таких не видел – сказал Андрей, нежно глядя на свою подругу юности.
Ленка подмигнула хитрым глазом – Да они тут все с компостером в голове!
- Это как?
- Как, как?! Ленка вскочила, встала в позу механической куклы или робота и таким же механическим голосом отчеканила – Пре-дъя-ви-те ваш биз-нес п-лан. Нет? Вы сво-бо-дны, сле-ду-ю-щий!

Андрей залился смехом, он просто обожал, когда Ленка дурачилась.

- Вста-вь-те мо-з-ги в ком-пос-тер – продолжала дурачиться Ленка, - Хрясь! Вы свободны!
- Андрей, я не перестаю удивляться – Ленка села обратно, - Как достаточно умные люди могут жить такой тупой жизнью? Ведь для них самое дорогое, это положительная кредитная история и разговоры о перспективах роста.

- Помнишь классика? Горе от ума! – сказал Андрей. Когда то давно, сидя у тебя на подоконнике мы говорили с тобой на эту тему, помнишь?
- Помню… – Ленка посмотрела на уходящий в сторону Кубы белоснежный, круизный лайнер – Конечно помню.
- Вот вроде умный человек, а цели и смысл жизни понимает превратно. Потому и думают и говорят об одном и том же каждый день, словно у них перфокарта в голове.
- Если бы ты знал Андрей, как тяжело жить с таким человеком, у которого перфокарта в голове? Жить с чуждыми тебе мыслями и мировоззрением, равносильно натужной, неловкой беседе, которая зашла слишком далеко и как ее закончить непонятно. Для многих брак представляет такую бесконечную и бессмысленную беседу ни о чем. Хочется просто развестись… - Ленка вздохнула, - Вот я и развелась.
И ведь что интересно, он знает в тысячу раз больше меня, но все это не впрок, словно бы целые тома энциклопедических знаний закрытых на ключ.

- Все эти знания и ум опять же, для достижения материального благополучия и должностей, а не для осознания своего бытия. Я думаю ученость ничем не лучше глупости. Какая польза человеку от того, что он знает как устроен атом, но не знает зачем живет на этом свете?
Мысли отягощенные бесконечными желаниями и устремлениями склоняют людей к принятию алгоритма прописанного обществом, шаблона который облегчает, можно сказать снимает бремя выбора с сознания и разума. Это готовый фастфуд смысла человеческой жизни, фабричное счастье, только следуй инструкции.

- Андрюшка, как я люблю твою степенность и рассудительность! То, что ты никогда не наступал сам себе на горло, если это противоречило твоим взглядам.
- Нет, Лен, просто я знаю что я могу и на что способен, а доказывать что-либо мне никому не нужно. Хотя многие сказали бы, что я неудачник.

- Ну и что с того?
- Ну как же? Ты не представляешь, как людей жжет это слово! Они на все готовы, только бы не прослыть неудачниками.
- Это все из той же оперы про глупость, неужели тебе важно их мнение?
Андрей улыбнулся и Ленка все поняла без слов.

Ленка водила в задумчивости веткой по песку и думала о том, что Андрей пожалуй единственный знакомый мужчина, с которым ее собственные мысли звучат в унисон. Она достала из песка высохшую устрицу.

- Смотри Андрей, как любопытно! Устрица при жизни зажата между двух створок, как люди между прошлым и будущим. Почему никто не живет настоящим?
Андрей немного подумав ответил – Мне кажется это просто страшно.
- Страшно?! – Удивилась Ленка.
- Да, как это ни странно. Ведь чтобы жить настоящим нужна смелость. Надо заставить себя не думать и не тревожиться о будущем, т.е. поступки и последствия становятся свободны и непредсказуемы, но тогда будущее пугает своей неопределенностью.

Мысли у человека как маятник в голове, постоянно мечутся между прошлым и будущим. Не хотим и не можем остановить мгновение, задержать бег времени. Будущее вожделенно своей новизной и переменами и все силы человека направлены туда. Но участие в этих мирских играх, по-моему совершенно глупое занятие. Есть другая, параллельная жизнь, где мысли и сознание живут в настоящем, текущем моменте, наслаждаясь и созерцая ее в виде реки-времени. А ту – мирскую, социально-общественную максимально сторонясь.

Многие скажут, что это удел угрюмых отшельников, нелюдимых социопатов, а я скажу тебе -  это удел свободных людей, лишенных дурных привязанностей и знающих цену мирской суете. Неважно кто ты в этом мире, если на душе у тебя тихо и спокойно.

Ленка внимательно слушала Андрея.
- Ты прямо Сократом стал!
- Не преувеличивай!

Ленка сняла с головы Андрея бейсболку и надела ему свою бирюзовую шляпку.
- Сократ в панаме! – засмеялась Ленка, - Кстати, Сократ то был женат, хоть и был мудрецом, а ты женат?
- Я женат на свободе! От нее у меня сынок – покой, и дочка – независимость! – выпалил Андрей с умным видом поправив на себе шляпку.
- Ну точно, Сократ! – заливалась Ленка, - Сам придумал?
- А, то!

- Ну ничего, я теперь девушка свободная, я это исправлю!
- В смысле? Ты, на что намекаешь?
- А что, ты откажешься взять меня в жены? – насупилась Ленка и уперлась руками в бока.
- Принцесса, у меня же кроме 2-ки в хрущевке, больше за душой ни шиша!

- А ты слышал выражение – С милым рай и в шалаше? – не сдавалась Ленка.
- Говорят это для оправдания нищебродов.
- Нет, Андрюха! Это для тех, кто способен понять глубокий смысл простых фраз, а для этого наверно нужно быть хоть чуть-чуть выше примитива! Надеюсь ты не считаешь меня круглой дурой?
Андрей натянул Ленке кепку на нос – Нет конечно!!!

Ленка вскочила на ноги, заряженная и энергичная.
- Андрюшка, раз уж мы с тобой такие оба свободные, почему бы нам, не рвануть на Кубу? До Гаваны всего то километров 350-400. И Ленка посмотрела в морскую даль из под козырька, словно заправский боцман.

- Остров свободы…. – протяжно пропел Андрей, - Отличная идея! Заповедник счастливых людей и веселой бедности!
- Просто видимо, когда вокруг тебя расцветают цветы и улыбки, глупо думать о тленных вещах, мой Сократ!!!