236 Война Судного Дня Часть 5 21 10 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 236. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Война Судного Дня. Часть 5. Воздушный мост. 21.10.1973 г.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Американский тяжёлый военно-транспортный самолёт С-5А «Гэлекси» и советский тяжёлый военно-транспортный самолёт Ан-22 «Антей». Октябрь 1973 г.

Кстати, Ан-22 «Антей» разрабатывался как проект самолёта с ядерной энергетической установкой на борту…


В предыдущем:
Более энергичные поставки советского вооружения на Войну Судного Дня 1973 года осуществлялись по «воздушному мосту»…

Однажды, будучи ещё школьником, шестиклассником, я был свидетелем необычайно частого пролёта больших военно-транспортных самолётов над нашим городом. Самолёты Ан-12 и Ан-22 один за другим, с интервалом в несколько минут, летели и летели куда-то. При этом они натужно гудели, как будто были очень тяжело нагружены…

Конечно мы, жители города Суворова Тульской области, не знали куда и зачем летят эти большие самолёты, но теперь 21 октября 1973 года я мог себе представить как летели или могли лететь в Сирию наши советские военно-транспортные самолёты по «воздушному мосту».

Вероятнее всего «воздушный мост» в Сирию был установлен ещё в ночь с 7 на 8 октября 1973 года. Тогда «339-й военно-транспортный авиационный полк, входивший в 3-ю гвардейскую Смоленскую орденов Суворова и Кутузова военно-транспортную авиационную дивизию и сама дивизия, были подняты по тревоге с приказом: «подготовить самолёты под перевозку грузов».

Первым же рейсом в Сирию «были перевезены 8 тонн зенитных ракет». Советские самолёты Ан-12 «под мирным флагом» летели «по маршруту над территорией Венгрии, Югославии, нейтральными водами Адриатического, Ионического и Средиземного морей и далее в воздушном пространстве Сирии».

Например, 10 октября 1973 года в Сирию доставили военные грузы 21 советский самолёт. При этом в этот день аэродром в Алеппо (крупнейший город в Сирии) в результате ударов израильских ВВС были повреждены ВПП и два советских самолёта. Один из Ан-12 был полностью разрушен, экипаж получил ранения.

Все наши самолёты на пути следования «облётывали» натовские истребители, особенно около острова Крит, где базировались американские ударные авианосцы. При этом американские и натовские истребители включали свои бортовые радиолокационные прицелы.

11 октября 1973 года советские самолёты ВТА продолжили рейсы в Сирию и пять Ан-22, способных перевозить 40-60 т груза, открыли линию доставки военных грузов в Каир (Египет).

16 октября 1973 года Голда Меир, премьер-министр Израиля, в своей речи назвала точные данные о воздушных грузоперевозках советской ВТА: «125 транспортных Ан-12 выполнили рейсы в Сирию, 42 транспортных Ан-12 и 16 транспортных Ан-22 прибыли в Египет и 17 Ан-12 – в Ирак».

Кроме советской военно-транспортной авиации (ВТА) по просьбе президента Египта А. Садата в Египет была направлена «группа из четырёх МиГ-25РБ (разведчик-бомбардировщик) 47-го отдельного гвардейского разведывательного авиаполка (ОРАП), базировавшегося в Шаталово под Смоленском».

Каждый «МиГ» был помещён внутрь Ан-22 вместе с бомбовым боекомплектом и соответствующими специалистами обслуживания. Для переброски в Египет авиаотряда понадобилось 12 рейсов Ан-22 и 72 рейса – Ан-12. 14 октября 1973 года эти самолёты начали приземляться на египетской авиабазе Каиро-Уэст.

18 октября 1973 года первые МиГ-25РБ ушли на линию фронта, а ночью поисково-спасательный Ан-12 увёз в Москву первые данные фото и радиоразведки. Эти четыре МиГ-25РБ до конца Войны Судного Дня были единственными боевыми советскими самолётами в Арабской Республике Египет.

Всего самолёты ВТА ВВС СССР совершили 803 рейса на Ближний Восток: 78 рейсов Ан-22 и 725 – Ан-12. При этом было перевезено 1700 человек и 8157 т грузов. По данным разведки США-НАТО-Израиля «советские военно-транспортные самолёты за период 10-23 октября 1973 года совершили 934 рейса и перевезли 12 500 т грузов».

Кстати, обратно в Советский Союз самолётами ВТА были доставлены: «новый американский танк «М-60», английский танк «Центурион», беспилотный самолёт-разведчик производства США, оружие и боеприпасы, используемые израильтянами, секретную аппаратуру связи и разведки».

Точно такой же «воздушный мост» поставок в Израиль военной техники, вооружения, боеприпасов и запчастей устроили США…

Американцы первыми 7 октября 1973 года осуществили поставки в Израиль ракет «Сайдуиндер», но самолётами израильской авиакомпании «Эль-Аль».

11 октября 1973 года корреспондент ТАСС сообщил из Вашингтона, что «согласно сообщению в вирджинской газете «Норфолк леджер-стар», на военно-воздушной базе «Океана» приземлился израильский самолёт Боинг-707 «Эль-Аль», который принял на борт груз авиационных бомб и ракет «Спэрроу» и «Сайдуиндер».

Всего за время Войны Судного Дня 44 «Боинг-747» и 123 «Боинг-707» совершили 167 рейсов и перевезли в Израиль 5138-5500 т грузов. Это и была операция ВВС США – «Никель грасс» - «воздушный мост поставок военных грузов в Израиль».

Неудачи израильской армии в начале войны заставили высшее руководство США максимально быстро и открыто организовать доставку в Израиль самолётов «Фантом», оружия и боеприпасов военно-транспортными самолётами ВВС США С-5А и С-141.

В 15:30 13 октября 1973 года 30 транспортных самолётов отправились из США в Израиль. На Азорских островах эти самолёты заправлялись топливом либо их груз перегружался на израильские самолёты и далее они летели прямо в международный аэропорт «Лод» в Тель-Авиве (Израиль).

Первый американский грузовой самолёт С-5А приземлился в Израиле 14 октября 1973 г. в 22:01 и доставил 97 тонн 105-мм снарядов для гаубиц. Первый американский С-141 прибыл в Израиль 15 октября 1973 г. в 01:15. Военно-транспортные самолёты ВВС США С-5А совершили 145 рейсов и перевезли в Израиль 10 673 т грузов, С-141 – 421 рейса и 11 632 т грузов. Всего самолётами ВВС США доставлено в Израиль 22 305 т различных грузов военного назначения.

Кстати, американский тяжёлый военно-транспортный самолёт С-5А «Гэлекси» может перевозить в среднем 62 т груза, а американский дальний военно-транспортный самолёт Локхид C-141 «Старлифтер» – 24 т, а их разгрузка в месте назначения длится всего 0.5-1 час. При этом С-5А и С-141 приземлялись в гражданской части аэропорта «Лода».

Операция ВВС США по переброске военной авиации и авиатехники в Израиль называлась «Командо». 14 октября 1973 г. первые восемь «Фантомов» F-4E прибыли в Тель-Нофе прямым рейсом из США с дозаправками в воздухе.

Также 14 октября 1973 года в израильском аэропорту города Лоде приземлились первые американские военно-транспортные самолёты С-130Е. В этот день ВВС США доставили в Израиль 40 единиц «Фантомов» F-4E. 17 октября 1973 г. в Израиль доставили 43 единицы лёгких палубных штурмовиков Дуглас A-4 «Скайхок» (модели E и F). 30 истребителей-штурмовиков привезли грузовые самолёты, 10 - доставили морем.

Двенадцать военно-транспортных самолётов ВВС США привезли в Израиль несколько вертолётов CH-53D (часть таких вертолётов доставлялись морем). Вся прибывшая в Израиль боевая авиатехника была в таком состоянии, что немедленно
вступала в бой.

Штурмовики Дуглас A-4 «Скайхок» совершили за время Войны Судного Дня 85 боевых вылетов, а «Фантомы» F-4Е – около 200 боевых вылетов.

Естественно, советские и американо-натовские боевые корабли располагались в восточной части Средиземного моря таким образом, чтобы эффективно контролировать друг друга с наибольшей вероятностью уничтожения противников, а также с целью обеспечения беспрепятственного функционирования морских конвоев и «воздушных мостов» для поставок вооружения, боеприпасов и военного снаряжения.

Авианосец «Джон Ф. Кеннеди» CVA 67, уход которого из Шотландии БПК «Свирепый» проконтролировал в Северной Атлантике ещё 13 октября 1973 г., обеспечивал охрану «воздушного моста» над Атлантиков к западу от Гибралтара.

Американский фрегат УРО «Harry E. Yarnell» DLG 17 располагался «на линии межу Картахеной и алжирским побережьем».

Американский сторожевой корабль «Edward McDonnell» DE 1043 находился у острова Мальорка, эсминец УРО «CV Ricketts» DDG 5 – между Сардинией и Сицилией, а в Ионическом море у Сицилии был размещён американский авианосец «Франклин Д. Рузвельт» CVA 42.

Авианосец «Франклин Д. Рузвельт» CVA 42 и акваторию вокруг него контролировал американский фрегат УРО «Dewey» DLG 14. Южнее острова Крит располагался американский авианосец «Индепенденс» CVA 62, а у египетского побережья, напротив Александрии – фрегат УРО «Coontz» DLG 9. Район моря южнее острова Кипр контролировал американский фрегат УРО «Belknap» DLG 26.

Такое расположение ударных ракетных и авианесущих боевых корбалей ВМС США было оправдано опасностью налётов и атак военных самолётов и кораблей арабских государств Средиземноморья, которые помогали и поддерживали Египет и Сирию в Войне Судного Дня.

Так 21 октября 19873 года «ливийские истребители напали на американский разведывательный самолет в международных водах приблизительно в 83 милях от ливийского побережья».

Таким образом, американский «воздушный мост» с 13 октября по 12 ноября 1973 г. обеспечил доставку в Израиль 22 305 тонн военных грузов.

Морские конвои ВМС США доставили в Израиль с 10 октября по декабрь 1973 года «примерно 90 000 тонн военных грузов».

Всего в период с 6 октября по начало декабря 19673 года ВС США доставили в Израиль: 40 единиц «Фантомов», 46 единиц «Скайхоков», 12 единиц С-130 "Геркулес", 8 вертолётов СН-53, 40 единиц БПЛА (беспилотных летательных аппаратов), 200 танков М48А3 и М60, 250 БТР, 226 военных машин, 12 ПУ батарей ЗРК «Чапарэль», 3 батареи ЗРК «Хок», 36 единиц 155-мм орудий (скорее всего М109), 7 единиц 175-мм орудий (М107), большое количество боеприпасов, 100 000 105-мм снарядов, 87 000 155-мм и 17 500 175-мм снарядов, военное снаряжение, запчасти, оборудование, средства связи, питание, медикаменты и т.д.

Американцы тщательно подсчитали стоимость военных поставок США в Израиль: вооружений поставлено на 800 000 000 долларов США, но Израиль заказал военной техники на сумму 3 200 000 000 долларов США.

Конгресс США выделил на финансирование закупок вооружений для Израиля 2 200 000 000 долларов, а 37-й президент США, республиканец Ричард Никсон (годы правления: 1969-1974, годы жизни: 1913-1994) своим решением постановил, что из этой суммы 1 000 000 000 долларов будет подарком Израилю, а 1 200 000 000 долларов - долгосрочным кредитом.

Вероятно, такие же затраты, если не больше, нёс Советский Союз в Войне Судного Дня 1973 года.

Война – это очень и очень дорогое «мероприятие»…

(Все факты данной новеллы соответствуют данным книги Александра Розина «Война «Судного дня» 1973. Противостояние флотов СССР и США на море»).