Николай Николаевич 3

Виктор Прутский
         (Продолжение. Начало - "Николай Николаевич")

А зерно набухало, уже не тонуло, едва показавшись, на глубину сознания, а так и оставалось на поверхности, хотело прорастать и обретать заключенную в темнице жизнь. Иван Евсеевич тоже обретал свои формы, часто встречался Николаю Николаевичу  в самых разных местах и смотрел то с надеждой, то с осуждением. Ему, Ивану Евсеевичу, видно, не хотелось быть призраком, упрятанном в маленькое семечко; он хотел быть живым человеком.

И Николай Николаевич уже не мог не написать этого рассказа,  как не может не родить женщина, если подошел срок.

Но сравнение с роженицей не совсем точное. Женщина рожает созревший плод; у писателя формирование плода идет в процессе «родов».

Николай Николаевич просидел за столом несколько дней, но рассказ не получался. Наверное, это была мука не только для него, потому что однажды Иван Евсеевич пришел к автору ночью и сел у изголовья. Николай Николаевич смотрел на морщинистое лицо старика и ждал, что он скажет. Ему уже надоел этот старик, он был не рад, что вызвал его к жизни. Ничего не дождавшись, спросил:

«Скажи мне, как ты относишься к Трофиму?»
«Что я тебе могу ответить, если у меня ещё нет души. Спрашивай у себя».

Его растолкала жена и попросила, чтобы он перестал во сне бормотать.

Николай Николаевич просматривал свои испещренные  записями страницы, вглядывался в вымаранные фразы и эпизоды. Правильно вымарал. Они не к месту, как не к месту  яркие заплаты на старом платье.  Сама по себе заплата нормальная, красивый и добротный кусок  материала, но на старом платье выглядит  инородной деталью. Всё равно как лошади приделать овечий хвост…

Он  смотрел на забракованные лоскуты и вдруг понял, что именно они и есть тот материал, из  которого надо шить целиком всё платье. Он увидел, что по-прежнему находится в плену своего запуганного цензора, и его решимости написать честный рассказ хватило лишь на  робкую перекройку давно обветшалых представлений. Не удивительно, что Иван Евсеевич не может  определить своего отношения к Трофиму.
«Душу», - сказал старик, придя в его сон.

Душа представлялась Николаю Николаевичу  бесконечной сферой, охватывающей всё не только видимое, но и мыслимое. В душе не должно быть запретных для  оценки уголков, иначе эти уголки заплесневеют, начнут гнить и погубят всю душу. В нашей душе текут реки и  дуют ветры, светит солнце и простирается Млечный Путь. В бесконечных просторах души  живут Пушкин и Шекспир, Кант и Достоевский. И совсем уж микроскопические в этом безбрежном мире  «вожди человечества», возомнившие, что способны определять движение и развитие наших душ. Но  это не «вожди» преступники, а преступники мы, предавшие свои души и  позволившие вождям лепить из Космоса погремушки.

Так кто же такой Иван Евсеевич? Космос его душа или погремушка? Именно это определяет его отношение к Трофиму.

Он снова  приступил к рассказу и написал  его, как считал, совершенно без оглядки на тех, кто регламентирует наши души.

Вот этот рассказ.
 
               ОДНОСЕЛЬЧАНЕ

С возрастом земля притягивала всё сильнее, словно приучала Ивана Евсеевича к мысли, что она, земля, и есть единственная реальность, всё остальное – тлен. Тлен и его жизнь. Говорят, что самые страшные минуты  переживает человек, которого приговорили к смерти;  что это время ожидания – самое непосильное для психики, человек даже сходит с ума. Странно. Разве каждый из нас  не приговорен к смерти уже в момент своего рождения? И разве вся наша жизнь не является  ожиданием исполнения приговора?

Продолжение следует   http://www.proza.ru/2016/08/21/198