Волшебный туесок

Алексей Горшков
Абышка, Карышка и медвежонок Урышка
или «Волшебный Туесок»
от Зеленого Колпака по мотивам шорской народной сказки
Шорцы: тюркоязычный народ Западной Сибири, Алтая, Хакассии

Было это в те далёкие времена, когда человек тайгу не трогал, не рубил и не жёг, а тайга человека щедро одаривала: ягодами, грибами, кедровыми орехами, птицей и живностью, да травами и кореньями целебными. Вот так, в дружбе и согласии, жили в те времена человек с тайгой.
Чуть ли не по середине тайги, на берегу быстрой, звонкой и чистой реки, стоял шалаш, в котором жили старик со старухой. Всю жизнь они в тайге прожили, и даже не ведали и не знали, что на свете, кроме них, ещё много-много людей живёт. Как звали этих таежных жителей, нам не ведома. Сами-то они себя шорцами называли. Да вот только у каждого человека имя должно быть. Так что давайте-ка сами дадим имена этим двум таежным жителям. Поскольку они себя шорцами называли, давайте их по-шорски и назовём: старику дадим имя Абышка, а старухе — Карышка.
Жили старики тем, чем тайга их кормила. Абышка силки на птицу и мелкого зверька ставил, да «морды» на речке расставлял. Морды, это такие плетеные из веток ловушки для ловли рыбы.
Как-то раз Абышка наткнулся на большую нору. Сунул он в неё голову и крикнул: «Эй! Есть тут кто? Ежели есть кто, то вылазь. Побалакаем маленько. Со старухой-то своей я уж наговорился, уговорился!»
Тут из норы вылез медвежонок и говорит человеческим голосом:
«Привет, старик! Меня зовут Урышка. Мне вот тоже поговорить не с кем. Возьми меня к себе! Сыном твоим стану. Будем мы с тобой болтать вечерами о том о сём, за хорошей едой и кружкой доброго вина!»
«Да ты шутник, как я погляжу! - засмеялся Абышка. - Где ж я возьму доброго вина? Я даже и не знаю, что это такое?»
«Скоро узнаешь, если усыновишь!» - сказал Урышка.
«Ладно уж! Ежели старуха согласится, то усыновлю тебя!» - ответил старик.
Привёл он медвежонка к своему шалашу и говорит старухе:
«Вот, старая, сынишку привёл! Урышкой зовут»,
«Ты что, старый, спятил? Самим-то нам еды едва хватает, а тут ещё медведя кормить придётся!» - воскликнула Карышка, размахивая руками.
Но тут, Урышка говорит ей человеческим голосом:
«На счёт еды, можешь не беспокоится, мама! Еды теперь у нас будет вдоволь!»
«Видишь, Абышка, какого ты болтуна в сыночки собрался взять? Он ещё из подгузников не вырос, а уж еду промышлять собрался!»: - воскликнула Карышка.
«Да не собираюсь я вовсе промышлять! Нету в этом никакой нужды, коли у меня волшебный туесок есть! Из него сколько не ешь, а еда никогда не кончается и не убывает!» - ей в ответ Урышка говорит.
«Ишь, хвастунишка какой! У меня тоже берестяной туесок есть, в котором я ушицу на горячем дыму варю. Так нам со стариком, ухи на один разок только и хватает. А у него, вишь, еда в туеске не кончается! Вот же болтунишка!» -  сердито старуха говорит.
Обидно стало Урышке на такие слова. Посопел он посопел и говорит:
«Вот что, мама. Давай так договоримся. Ежели ты меня усыновишь, то накормлю тебя с папой до упаду, такой вкусной едой, которую вы отродясь не ели!»
«Абышка! Ты только посмотри на него! Он что, меня за дурочку считает?! Усыновлю я его, а он нас не накормит до упаду! И что тогда? Придётся мне его кормить, как сыночка! Ну нет уж, Урышка! Давай мы с тобой по моему договоримся. Сначала накорми до упаду, а потом уж я решу, усыновлять тебя или нет!...» - старуха говорит.
А Урышке уж очень хотелось, чтоб его усыновили, а потому он согласился на условия старухи, и говорит:
«Ладно. Договорились Садитесь за стол!»
«Какой ещё стол? Нету у нас стола....» - Карышка говорит.
«Как это, стола нет? А куды ж он подевался?» - удивился Урышка.
«Куды, кулы? Туды! - воскликнул старик. - Нету у меня время столы, да стулья всякие мастерить. Промыслом занят!»
«А как же вы едите-то? Стоя что ли?» - удивленно спрашивает Урышка.
«Сидя! Сидим на еловых ветках и едим!» - сердито Карышка отвечает.
«Ну тогда садитесь на еловые веточки, да поудобней устраивайтесь. Сейчас пир начнётся!» - Урышка говорит.
Сели старики на еловые веточки. Поставил Урышка перед ними свой туесок, открыл крышку и.... старики рты пооткрывали от удивления. Тут и пельмени сибирские, и сервелат финский, и окорок венгерский, и сыр швейцарский, и устрицы французские, и суши японские, и рис китайский, и иваси тихоокеанская, и паста итальянская.....
Накинулись старики на еду заморскую, жевать не успевают, половину не разжевывая глотают, боятся, что не успеют всё съесть, и еда закончится. Да еда не только не заканчивается, но даже и не убывает. … Наелись старики до упаду. Животы круглыми стали, а сами даже пошевелиться не могут. Тут Урышка им на десерт доброго вина дал. Выпили старики, захмелели и уснули прямо сидя....
Долго ли они спали, али нет, сказать не могу. А когда проснулись, Карышка оглянулась, а медвежонка нет «Ой, старик, сбёг от нас Урышка! Кто же нас тепереча кормить до упаду будет?» - запричитала старуха.
Выполз старик из шалаша, глядь Урышка поодаль спит, свернувшись клубочком на мягкой травке. «Здеся наш сынок! Не сбёг! Спит вон на травушке-муравушке...» - ласковым голосом Абышка говорит. Тут и старуха сразу подобрела.
Когда медвежонок проснулся, Карышка обняла его, поцеловала в нос и ласково сказала: «Как спалось, милый мой сыночек? Хочешь я тебя малинкой угощу?»
Вот так медвежонок Урышка стал сынком двум одиноким старикам: Абышке и Карышке, и зажили они все трое счастливо и сытно. Старик, наконец-то, стол и стулья смастерил и крышу над обеденным местом поставил.
Прошел год. Урышка вырос, окреп, возмужал и однажды заявил:
«Папа! Мама! Я жениться надумал!»
«Да где же мы тебе невесту найдём, сынок? Нету в тайге других людей, акромя нас!» - старуха говорит.
«Невесту я сам себе найду. Знаю я, где Хан живёт. Дорога длинная, недели три займёт, да с моим туеском, что мне горевать! Решил я взять в жены ханскую дочку!» - Урышка говорит.
«Ты что, сынок, спятил? Кто ж за медведя свою дочь отдаст?» - всплеснула руками старуха.
«Не вижу проблем! Я как накормлю Хана, да как напою его добрым вином, так он мне кого хошь в жены отдаст!» - заявил Урышка.
Попрощался он с приемными родителями, взял свой туесок и «жениться» ушел. Но это уже другая история....
А старику со старухой снова пришлось привыкать к старой жизни.....

20.08.2016