Сазаны

Елена Барткевич
Есть у нас в подъезде сосед, зовут его Андрей. Он очень большой любитель рыбалки.

Причём любит он исключительно рыбалку как «спорт», а к результатам не привязывается, ну просто настоящий карма-йог. То есть, он любит ловить рыбу ради процесса, а есть её не любит. Потому что вообще не любит речную рыбу. Ни он сам, ни его жена. Тогда зачем же, спрашивается, её ловить? Не знаю, я никогда не понимала рыбаков и этого их азарта часами торчать на берегу с удочкой...

Ну, не мне судить, конечно. Факт – то, что всю наловленную рыбу Андрей привозил нам. Ещё живых, бултыхающихся в ведре рыб, мы выпускали в ванну, наливали воды, и рыбы там плавали, пока окончательно не «засыпали» в течение, как правило, одних суток. Потому что класть в холодильник живую рыбу или тем более резать её живую, я не согласилась бы ни за какие деньги...

И сколько я не возмущалась, говорить было бесполезно. Потому что муж мой в прошлом сам – любитель рыбалки  и отказываться от живой рыбы, которую нам приносили на халяву, не стал бы ни за что.

Однажды осенью я пришла домой, и муж сразу хвастливым голосом велел мне зайти в ванную. Я зашла и онемела – ванна кишела рыбой. Столько её там никогда ещё не было.

– Откуда столько?

– Андрей принёс...

– Он столько удочкой наловил?

– Не знаю, может быть, в этот раз и сетью...

Да, похоже, что в этот раз сосед наш где-то забросил сеть... Многие рыбы уже плавали кверху брюхом, у других была сильно содрана чешуя на боках. Мне было их безумно жалко!

– Ну скажи ты мне – на фига он их ловит?! Есть не ест...

– Ничего ты не понимаешь, –  муж вылавливал уснувших рыб и раскладывал их по пакетам.

– Да, не понимаю! С какой голодухи надо их ловить, если всё равно не любишь речную рыбу?!

– Ну что тебе – плохо, что рыбу приносят?

– Плохо мне! Смотреть, как они будут загибаться у меня на глазах? Я лучше в магазине куплю.

– Сравнила! Она там вся перемороженная, а это – свежак!

Нет, с мужиками на эту тему спорить бесполезно...



Я думала, в этот раз всё будет так же – в течение нескольких часов все рыбы уснут, и мы переместим их в морозильник. И хотя с большинством из них именно так и произошло – к утру несколько рыб ещё продолжали плавать в ванной. Мы поменяли воду.

– Серёга, а может, они выживут? – проснулась у меня надежда.

– Да ладно тебе, какое там выживут? Они уже воды с хлоркой глотнули...

А ведь и верно, вряд ли наша вода, с повышенным содержанием то хлорки, то  ржавчины, из крана, могла подойти обитателям реки...

Тем не менее, около десятка рыб плавали  и пока вроде бы не собирались переворачиваться брюхом кверху. Мы их покормили – насыпали немного хлеба. А ещё через несколько дней их осталось всего семь, но эти оказались самыми стойкими.

Муж мой смотрел на них, не веря глазам своим.
 
– Серёга, давай их выпустим!

– Куда?

– Да хоть на плотину к нам!

– Ага, сейчас! – он к ним присматривался. –  Смотри-ка, а это, кажется, не караси и не карпы. С усами... Похоже, сазаны. Никогда не пробовал сазана.

– У тебя их в морозилке мало?!

– Нет, там не сазаны...

Сазаны или не сазаны, но они так и остались плавать в нашей ванне, что-либо делать с ними я наотрез отказалась. Вот так у нас неожиданно вместе пищи появились нахлебники.

Мы покупали им в магазине сушёных дафний, иногда я приносила с базара  мотыля – брала у аквариумистов. Или просто крошили им хлеб – они всё поедали охотно, так забавно было за ними наблюдать в эти минуты!

Воду в ванне приходилось менять им дважды в день – она быстро становилась мутной. Уж не знаю, как, но они, похоже, сумели приспособиться и к нашей хлорированной воде.

Конечно, такое соседство создавало определённые неудобства – ведь теперь, чтобы принять душ или ванну, нам приходилось временно переселять наших неожиданных «жильцов» в таз, а потом снова набирать воду и выпускать их обратно.

Так проходили дни, недели... Выпал снег, и от мысли выпустить рыб на плотину пришлось отказаться. Иногда я включала им в ванной свет, чтобы им было не страшно плавать.))

Конечно,  всё это мне ужасно не нравилось. Не сам факт наличия сазанов в ванной комнате, а то, что не отпустили их сразу – а теперь что с ними делать?

– Откуда же я знал, что они выживут? – разводил руками муж. – Ты же помнишь, никогда ещё никто оставался в живых... Но я тебе обещаю – по весне, если они останутся живы – обязательно их отпустим...

Да ведь ещё были и проблемы с водой. Раз я начала вечером пускать воду, чтобы поменять – а она взяла и перестала идти, отключили. Хорошо, что я тогда не всю выпустила. Пару раз было – набрали воду, а она жёлтая. Что делать? Ванну набрать – тут ведь пятилитровой баклажкой не обойдёшься. И я весь вечер цедила воду в кране через вату с бинтом... чтобы она шла более-менее чистая. В общем, не знаю, как к этому всему приспособились наши сазаны...
 
Очень интересовалась рыбами наша собачка Мэри. Другие собаки были к ним совершенно равнодушны, а Мэри то и дело крутилась у двери в ванную, визжала, просила, чтобы ей открыли и там, встав на задние лапы и положив передние на ванну – она долго и с любопытством глазела на плавающих рыб. Как они там медленно кружат, поворачивают, хватают со дна упавшие хлебный крошки...

Именно она однажды и подняла истошный лай, когда заметила, что один сазан выпрыгнул из ванны и упал на пол. Может быть, воды было налито многовато, или он решил своим путём добираться до реки, подобно Немо из мультфильма... В общем, когда я прибежала в ванную, рыбка уже начала высыхать, но была ещё жива. Я поспешно опустила её назад в воду, она поначалу отошла, плавала,  как ни в чём не бывало, но через пару дней всё равно погибла... А потом мы обнаружили плавающей кверху пузом по непонятной причине ещё одну рыбку. Так у нас осталось всего пять сазанов.

Зато эти пять за прошедшие недели и месяцы отъелись и выросли с кисть руки каждый.

– Какие огромные! – поражался муж.

– Скорее бы весна! – вздыхала я.

– Ну  я же обещал тебе, что отпустим их! Они доказали своё право, что хотят жить...

Да, эта постоянная нервотрёпка – что вдруг вода будет жёлтая, или отключат её, а мы не успеем набрать, всё время держала меня в напряжении, заставляя переживать.

Рыб было жаль ужасно – и так их уже осталось пять штук, сколько останется в живых до весны?..

А так на отсутствие аппетита рыбки не жаловались, росли буквально на глазах. Дафний  и мотыля мы просто покупать не успевали.

– Выпустим на плотине, – говорил муж, – но ведь там тоже, бывает, рыбаки сидят.

– Моё дело выпустить, а там уж, как хотят. Пусть гуляют на воле...

Зима благополучно миновала. Пришла весна. Проезжая каждый раз мимо плотины, я заглядывала – не сошёл ли лёд? Но он продолжал ещё стоять.

И прошёл ещё, наверное, целый месяц, пока лёд отошёл от берегов метра на два, и показалась широкая полоса чистой воды. Я поняла, что пора. В общей сложности сазаны прожили у нас уже семь месяцев.

Выпускать рыб муж откомандировал меня одну. Ну, типа, это же изначально была моя идея, не его. Я не возражала, наоборот, ликовала внутренне. Наконец-то они будут свободны! Ехать, правда, решила ближе к вечеру. В маршрутке с ведром, в котором плескались здоровенные сазаны, белым днём отсвечивать мне как-то не хотелось. Поэтому я в последний раз пересадила рыб в белое пластиковое ведро, обвязала его сверху тряпкой и отправилась на остановку маршрутки, идущей в сторону плотины.

В принципе, плотина была не так далеко, обычно я ходила туда пешком – это минут двадцать пять от силы. Но с ведром и с рыбами, в общей сложности весившими килограммов шесть-семь, наверное, мне показалось лучше сделать это в автобусе. Хотя тоже переживала – ну как вода будет сильно расплескиваться на резких поворотах?

Но что-то в этот вечер мне не очень везло – сколько я не ждала нужного автобуса, его не было. Я точно не знала, до какого часа они ходят, а вероятно, этот маршрут заканчивал ходить раньше. Простояв на остановке чуть ли не полчаса и дождавшись, что начало темнеть, я задумалась – что делать? Вернуться и сделать всё завтра? Но я уже так настроилась отпустить рыб сегодня... И короче, решила идти пешком.

Шла и корила себя, что не пошла сразу – ведь остановка находилась на одной стороне нашего длинного дома, а плотина располагалась в противоположном направлении.

Шла, шла я, время от времени останавливаясь и заглядывая под тряпку, уговаривала:

– Рыбки, вы потерпите ещё чуть-чуть...

Рыбки терпели. Вытерпели ведь они семь месяцев в нашей ванной... Ведро оттягивало руки, а нести приходилось осторожно, чтобы вода не плескалась. Ну кто мне виноват, что не пошла на остановку раньше, дождалась, пока автобус ходить перестанет?

С ведром я шла медленнее, мимо длинных домов, магазинов, школы, деревьев... На улице совсем стемнело. Осторожно я спустилась к плотине, ещё не полностью отошедшей ото льда.

Сняла с ведра ткань и в последний раз поглядела на наших сазанов. Вылила воду вместе с ними. Сазаны, медленно шевеля плавниками, поплыли вглубь и скрылись из глаз.

– Счастливого пути, рыбки! Смотрите, больше не попадайтесь!


                Август 2016г.