"Русская шуба, как же ты мне люба,
Как же ты мне люба матушкой-зимой.
В стужу и морозы соболя пригожи -
Скифские узоры золотой каймой!"
История удивляет, а пытливый ум покоя не дает!!
Что ни возьми из русского обихода - след далеких времен, подарки для потомков!
Культурное наследие наших предков велико, что в большом, то и в малом.
Шуба-шуба - как просто, ан, нет - не просто всё!
Скифская расшитая узорами шуба с характерными длинными рукавами - артефакт, отчетливо показала преемственность культур.
Вообще, одежда "скифов" не слишком сильно отличалась от той, которую носили русские, вплоть до ХХ века.
Скифы, русские цари, бояре -бо*ярий, купцы, баре (бояре) носили одну и ту же одежду.
Сибирские скифы оставили уникальное захоронение начала железного века, Катан-де, рядом с рекой Берел, где особа была одета в китель с подкладкой из соболей и шубу из крашенного в рыжий и зеленый цвета горностая с отделкой из золотых пуговиц и золотых пластин. На Руси купцу или служилому человеку приличествовала кунья шуба, боярину - соболья и лисья, царю - горностаева, соболья. Горностай ценился меньше, чем соболя и лисы.
Знатные скифские воины, тоже носили шубы. Артефакт III века до н.э. приподнес сурковую шубу на подкладе из овчины, украшенную собольим воротником.
"Савромат" - САРМАТ означает "носящий черную шубу"!
Вот как, оказывается.
Интересно, что по Геродоту восточной границей расселения царских скифов был район Воронежа (Дон, Северский Донец-Танаис), а к югу и востоку от Воронежа обитали "савроматы"-сарматы.
Есть кому и где носить царские шубы!
Геродот пишет, что севернее скифов живут невры..."У невров обычаи скифские" они колдуны и будины - " у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы... Говорят они частью на скифском языке" и много чудного "Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы".
Вот вам и шуба - и единый язык, и культура!
По факту - один родственный народ.
Шуба всегда представляла статус и роскошь - их покрывали сукном, шелковыми тканями, разрезы окаймляли металлическим кружевом, украшали мехами, расшивали золотом, самоцветами.
Шились парадные - турские шуба, ферезеи, для коронации, которые набрасывали на плечи. На Руси в шубе принимали гостей!
Подарить шубу - значило оказать высокое расположение.
Рисунок австрийского барона Сигизмунда фон Герберштейна в шубе, пожалованной ему царем Василием III в 1526 году за особые заслуги, говорит о многом.
Такая щедрая награда - " шуба с царского (барского) плеча" стала синонимом. Её одевали в особенно торжественные дни, великие праздники, передавали по наследству детям и внукам.
Соболья шуба в мамелюкском Египте XVIII в. была знаком власти и почета.
Арабский историограф Абд ар-Рахман Ал-Джабарти сообщает, что в мамелюксклм Египте МЕХОВАЯ ШУБА была символом высокого положения, и для духовных лиц, и для высокопоставленных мирских. Её называли – "Шуба Почета".
Должность не столь высокая вознаграждалась лишь собольим воротником, а почетная и значимая - шубой, вплоть до правителя Египта: "утвердил Исмаил-бея шейх-албаладом и Управителем Страны" (28.VII.1777).
Памяти предков Московской Руси-Орды , мамелюки (мамлюки) были верны.
В Царской России собольи шубы носили многие!
Во многих регионах она включалась в обязательном порядке в состав венчального костюма невесты. Молодые на свадебном пиру обязаны были некоторое время быть в шубах, сидеть на шубе, наступать на шубу, положенную на порог избы, в которой будут жить, чтобы было благополучие.
Только что рожденного малыша заворачивали в ношенную шубу. В христианском обычие, после крещения, крестные клали малыша в святой угол на шубу.
Ай, да шуба!
Скифский меховой кафтан и кожух, тоже были популярные у жителей Руси. Кожаные прототипы русских зимних полуШУБКОВ с обилием узоров - это классическая скифская одежда, она дала начало моде в Парфии, Кушанской державе, у тохаров, сасанидской Персии, раннесредневековой Скандинавии, др.
Шуба не просто одежда, а артефакт семейного счастья. Не генетическая ли память бередит современниц?
Все новое - хорошо забытое старое, её час впереди!