Помощь

Олег Мансков
(притча)

… День у меня сегодня не задался явно. Действия, которые раньше доставляли радость,  почему-то раздражали. Раздражало все – беспорядок в конюшне, опоздавший тренер, который спекся в пробке, солнце, которое уже с утра палило, заливая манеж беспощадными волнами жары… Хотелось осени, запаха падающих листьев, утреннего тумана, одиночества… Одиночества и тишины до звона в ушах, когда слышны только собственное дыхание, позвякивание амуниции, стук копыт и пофыркивание коня на прогулке в далеких полях… Хотелось мягкого рассеянного света и туманной дали, в которую можно ехать и ехать… Хотелось золота и пурпура листьев, хотелось вкусного, прохладного, тягучего как мед воздуха и бездонного голубого неба, когда туман наконец развеется под лучами утреннего мягкого солнышка… Но увы, такое небо здесь бывает только весной, и осенью, а до осени туут… Как до Луны пешком! Лето только начинается, вся жара впереди…
…Сказать что я был собой недоволен, это значит, ничего не сказать. Ведь каждый конник знает – нельзя подходить к лошади, когда ты расстроен, разозлен или думаешь о проблемах… Лошади это все чувствуют, да и верховая езда, вопреки распространенному среди обывателей мнению, это не терапия… Это работа, и кстати тяжелая.. Радость конечно тоже, но и работа… Спросите любого спортсмена – и он вам ответит точно также! Конечно я не профи, но и лошади для меня это не хобби. Хобби – это вышивание крестиком, выращивание волнистых попугайчиков, складывание паззлов наконец! А назвать верховую езду хобби просто язык не поворачивается… Кто не сидел в седле, тот не поймет! В общем, сегодня я был неловкий, злой сам на себя, раздражительный и конечно именно из-за этого невнимательно слушал указания тренера... Результат не заставил себя долго ждать – конь нервничал, плохо воспринимал команды и под конец тренировки все мы, включая тренера, вымотались до предела.
- О Господи… - буркнул я сквозь зубы, когда тренировка наконец закончилась. И я, и конь были мокрыми, как будто искупались…
- Бог тут совершенно ни при чем! – ответствовал звонкий детский голос. От удивления я обернулся – на ограждении манежа, нахально свесив ноги в щегольских сапожках для верховой езды, сидело чудо в виде рыжей девчонки лет так семи-восьми.
- Тебе не говорили, что на ограждении нельзя сидеть? Вот увидит старший тренер, попадет! – я взял сразу менторский тон.
- Говорили! – отвечало веселое личико в конопушках, не двигаясь с места и болтая ногами. – Так ведь никого нет в манеже, да и старшего тренера тоже нет! А у нас тренировка закончилась давно!
- Ну если закончилась, так или переодевайся и домой! Чего тут сидеть?
- А у меня папа с работы еще не скоро приедет, задерживается… Он меня забирает обычно, но сегодня у него срочное совещание… Вот я и тут… Да и неинтересно дома – что там, компьютер, телевизор да стены. Папа с работы приезжает и сразу в интернет… Даже ест не отрываясь от компа…
- А ты сама разве в компьютер не играешь?
- Неа… Пробовала, но очень быстро стало неинтересно… Все время одно и тоже! Да и игры какие-то странные и страшные – куда-то бежать, кого-то убивать… Не люблю такого…. – она брезгливо скривилась, и от этого показалось, что конопушки разбежались в разные стороны.
- Нуу, есть и другие игры… для девочек – вставил я реплику…
- Знаю! - махнула она рукой. – Вроде кукол… Лицо меняешь, одеваешь… Так шить настоящее платье для куклы интересней, его хоть потрогать можно!
- Так ты и шить умеешь?! – искренне восхитился я.
- Ага! И шить, и плавать, и вальс танцевать… Я в разные секции хожу…
- Ничего себе! Ты кладезь талантов, оказывается…  Везет тебе! - я завистливо вздохнул. - Меня вот никуда не отдавали, когда был такой как ты! – последняя фраза сама сорвалась с языка. Ну вот, блин, нашел с кем откровенничать! Или просто пожаловаться решил? И кому? Восьмилетней девочке, у которой даже имя не спросил? Ничего себе, нашел психолога!
- А тебя, что, папа и мама не любили? – девочка стала серьезной, в голосе не было больше искры веселья.
Я задумался. Вопрос настолько ошарашил меня, что даже не заметил, как ребенок перешел  на «ты». Словно я вдруг стал ее одноклассником.
- Не знаю… - промямлил я, полностью сбитый с толку. – Я никогда не думал об этом… Они постоянно повторяли, что любят меня, но…
- Ну и что, что повторяли? – вскинулась девочка. – Ты хочешь сказать, что веришь словам и не смотришь на поступки? Ну ты даешь! Даже у меня в классе таких олухов нет! Если кто-то говорит тебе что он твой друг, а потом ведет себя не так, как ведут друзья, будешь ли ты считать его другом? – она грустно покачала головой, словно сожалела о моих умственных способностях. - Вот у меня наоборот! То, что мой папа меня отдает в секции, это знак того, что он меня любит! Просто ему сложно это сказать … Это же так просто!
- О Господи! – снова вырвалось у меня. – И кто тебя научил такому?
- Сама научилась! И Бог тут совершенно ни при чем! Чего ты его все время поминаешь?
- А ты веришь в Бога? – неожиданно спросил я.
Супер! С восьмилетним ребенком беседую о вере! Я что, в проповедники решил податься?! Тоже мне, верующий нашелся… Символ Веры и то не вспомню…
- А ты веришь в любовь? – неожиданно спросила она. Я чуть не подскочил от неожиданности. Пигалица заговорила о любви…. Ну делаа…
- А в тренера, в коня веришь? – она не унималась.
- А при чем тут конь и тренер? Свалила все в одну кучу…
- Вот ты чудик! Смотри… - она уселась поудобней на перилах ограждения. – Не имеет значения, веришь ли ты в коня, в тренера, в любовь, в Бога… Конь ведь и тренер не перестанут существовать, даже если ты в них не веришь! Так и с любовью и с Богом! Веришь ли ты в них или нет, но они существуют и даже продолжают помогать тебе… Просто с верой это будет… эээ.. быстрее… Вот и все!
- Ну и где эта помощь? – обиженно буркнул я.
- А какой помощи ты хочешь? Денег, как все взрослые? Квартиру, машину? Поездок за границу?
Это только Дед Мороз подарки раздает. И то на Новый год. А вы, взрослые, хотите, чтобы подарки были каждый день! Как по мне, это скучно! Что было бы, если бы каждый день был Новый год? Со скуки помереть можно!
- Ну хорошо, - я полностью увлекся разговором и даже на конопушки и возраст собеседника не обращал внимания. - Но ведь чудес все равно хочется…. Праздника, такого как раньше, как в детстве… Чтобы подарки и радость до небес… Если и есть Бог, то он о нас забыл! Только к вам приходит, детям… И то в облике Деда Мороза!
- Почему забыл? Ничего он не забыл! – теперь обиделась уже она. – Как бы тебе объяснить… - Она на миг задумалась. – Представь себе соревнования по плаванию… Бассейн, спортсмены плывут… Счет на секунды… Как ты думаешь, кто победит?
- Нуу... по разному бывает… Кто самый сильный, или самый удачливый, или…
- Неа… Самый упорный!
- Но почему?!
- Потому! Даже у  самых сильных может вдруг сбиться дыхание, а у удачливого может свести судорогой ногу в неподходящий момент… Да мало ли что! Так вот, Бог помогает упорным! И почти только им! А если упорный еще и ПОВЕРИТ – неважно во что – в Бога, в себя, в то, что ему суждено быть пловцом, или чемпионом, в судьбу, в тренера, который кстати на него орет – то он станет непобедим! Как в фильме «Рокки», который однажды смотрел мой папа.
- Может ты и права… Но почему Бог помогает еще и… другим… ну у которых проблемы… и..
- Я поняла… Ты хотел сказать, например, инвалидам?
- Ну да… А как ты догадалась? – я шокировано смотрел на юного философа.
- Так я сама хотела сказать об этом! Просто такая помощь, это шанс для Бога наиболее эффективно проявить себя в нашем мире… Я вот слышала про девушку серфера, на которую напала акула, откусила ей руку, и она выжила, а вера помогла ей вернуться в спорт. Она даже сейчас в соревнованиях участвует! Вот так и получается! А вы, взрослые, все время жалуетесь… Ну те, которые нормальные – руки есть, ноги есть, голова работает… И что еще надо для счастья? Только упорство и все!
- Вот не было у тебя наверно еще проигрышей и неудач… - пристыжено буркнул я. Возразить было больше нечего, остался только этот аргумент.
- Проигрыш это… - тренировка… – выдало рыжее чудо и снова весело улыбнулось. – Просто тренировка! Для тебя кстати! Для твоих чувств и ума… Кроме того, кто-то же должен проиграть?! Было бы скучно, если бы все были победителями! Не было бы никакого интереса к игре и люди тогда перестали бы играть вообще! Понятно, что хочется победы! Ну так и ничего! Следующий раз будет твоим! Обещаю! – она вдруг весело подмигнула, снова превращаясь из мудрого философа в веселую девочку с конопушками, каких много наверно встречается на конюшнях во всем мире.
- Виолетта! Давай переодевайся! За тобой папа приехал! – тренер вышла из конюшни, прикладывая руку козырьком ко лбу как защиту от солнца, высматривая юную проказницу.
- Иду! – она спрыгнула с перил ограждения, в опасной близости от плохо забитого ржавого гвоздя, чуть было не порвавшего ей бриджи. – Счастливо! – она весело помахала мне рукой…
А я так и стоял с конем, держа повод в руках, ошалевший от этой беседы…
***
…Осень уже давно вступила в свои права, воздух стал прохладным, пропитался ароматом трав, падающих листьев и тумана… Как здорово приходить в конюшню, вдыхать эти особенные запахи лошадей и сена… А рядом с манежем полыхает багрянцем и золотом рощица деревьев, и вдалеке холмы окрашиваются в разные оттенки охры…
- Сегодня тренируем прыжки – голос тренера врывается в уши, возвращая на землю от созерцания осенних пейзажей и сердце готово выскочить из груди от радости… Урра! Прыжки! Конь, на котором я сижу, гнедой красавец, услышав это слово, понял, о чем идет речь и радостно подобрался, словно уже готовясь взмыть в воздух над препятствием…  Может я фантазирую и ему просто  передалось мое приподнятое, радостное состояние? Какая разница! Радость бурлит во мне, приправленная адреналином, радость ищет выхода, радость хочет взмыть над жердями и стойками, радость хочет стать с конем единым целым… Я слушаю тренера, который мне дает последние указания перед прыжком, поднимаю взгляд и вижу знакомое веселое личико в конопушках, задорный нос и улыбку до ушей… Виолетта машет мне рукой и я тоже машу ей в ответ, ловя удивленный взгляд тренера. Ну что, попробуем сегодня систему из двух препятствий? В конце концов, надо готовиться к соревнованиям!