Бабушкин дедушка

Жанна Арефьева
 Оказалось, что садик сегодня не работает. Мать сказала непонятные слова: "Закрыт по техническим причинам". Тайка не поняла, что за причины такие. Они уже пришли, а дверь заперта и приклеен к ней белый листок с буквами. Вот мама и прочитала.

 Сразу стало обидно. Как же так? Она проснулась, умылась, мать накормила её завтраком, красиво нарядила, они шли и говорили о том, как в садике хорошо, что мама тоже мечтает не ходить на работу, а проводить время в детском садике. А тут закрыто.

 Мать очень расстроилась, но тут же перезвонила бабушке и договорилась, что та выйдет к автобусу, на котором она добирается на работу и Тайку заберёт к себе.

 Тайкино огорчение по поводу закрытого садика сразу прошло. Так получается гораздо лучше - поехать в гости к бабушке.

 Она увидела её сразу. Та стояла на остановке, вглядываясь в окна подъезжающего транспорта. Тайка вышла, а мать поехала дальше.

 Бабушка крепко расцеловала внучку в обе щеки, похвалила её новый бант, взяла за руку и они пошли к ней домой. По пути заглянули в магазин, купили молока и шоколадку Тайке. Жаль, что бабушка не позволила начать есть её прямо на улице.

 Дома бабушка сказала, что ей нужно готовить обед, раз уж у неё сегодня гостья, и они устроились на кухне.

 Бабушка поставила вариться мясо и принялась чистить и нарезать овощи для борща. Тайке она достала альбом и фломастеры.

 - Бабушка, а я тебя сейчас нарисую! И маму!.. И себя...

 Девочка, высунув язык, поскрипывала по бумаге фломастером, старательно выводя бабушку в фартуке, потом маму с огромными синими глазами и без носа.

 - Бабушка, а откуда ты взялась?

 - Как откуда? - удивилась бабушка.

 - Ну вот у меня есть мама, у мамы ты мама. А ты откуда, ведь у тебя мамы нет?

 - Это сейчас у меня нет мамы, но она была. И папа был.

 - А куда же они девались?

 Тайка внимательно смотрит на бабушку и ждёт ответа.

 - Умерли, - просто отвечает бабушка.

 - Как?!

 - Стали старенькими и умерли.

 - А ты тоже старенькая... - шепчет испуганная Тайка.

 - Придёт время и я тоже умру, но не сейчас... Я на твоей свадьбе хочу побывать, посмотреть какой ты вырастешь умницей-красавицей.

 - И потом умрёшь?

 - Поживём увидим. Идём-ка, пока бульон варится, я тебе что покажу.

 Они пошли в комнату. Бабушка достала из шкафа пухлую книжку в плюшевой обложке. Оказалось, что это не книжка вовсе, а альбом с фотографиями. У Тайки тоже был альбом, и у мамы, но совсем не такие.

 Бабушка села на диван и раскрыла плюшевую алую обложку.

 С чёрно-белой фотографии на Тайку смотрела темноволосая серьёзная девочка в платье с белым фартуком, у неё были тугие косички с огромными белыми бантами.

 - Узнаёшь, кто это? - лукаво спросила бабушка.

 - Девочка какая-то...

 - Да это же бабушка твоя. Я!

 - Как ты?!

 - Вот так. Я тоже была маленькой. А вот я совсем-совсем кроха...

 Фотографии были старые, некоторые в трещинках, с обрванными уголками, пожелтевшие. Здесь не было цветных снимков, только чёрно-белые. И люди на них изображены другие, в необычной одежде.

 - А вот мои мама и папа. А это бабушки и дедушка. Он погиб на войне.

 - Про войну нам в садике рассказывали... Воспитательница спрашивала у кого погиб кто-нибудь. А я не знала, что у тебя был дедушка, вот и не сказала.

 - Он был молодой, а папа родился, когда дедушка уже погиб, только они этого долго не знали и всё ждали его... А он сгорел в танке.

 Тайка с бабушкой долго ещё перелистывали жёсткие картонные страницы альбома. И бабушка всё рассказывала внучке, как они жили, как она училась в школе и носила шёлковый красный галстук, потому что была пионеркой.

 - А ты хорошо училась? Ты была отличницей?

 - Отличницей я не была, но училась хорошо. И в школе, и в институте.

 - А я, когда пойду в школу, то обязательно стану отличницей. А завтра всем в садике расскажу про твоего дедушку!