Предзимние диалоги

Кирюхин Дмитрий Вячеславович
"Печальная рыба плыла и пела…"
Дети Picasso

* * *

- Поговори со мной, - сказала девочка.

- Рыбы не разговаривают, - ответила рыба и почти скрылась под водой. Пруд с берега был почти везде затянут тиной и водорослями, только тут, рядом с большим поваленным стволом дерева, вросшим в дно пруда, оставался небольшой отрезок чистой водной поверхности, куда рыба и приплывала, чтобы подышать воздухом.

- Но ты же уже сказала мне, сказала, что рыбы не говорят, значит, ты говоришь, можешь! – зашептала девочка. – Не волнуйся, я никому про тебя не скажу! Мы будем просто разговаривать друг с другом, длинными томными днями, когда все остальные люди спят от послеобеденного бессилия.

- Рыбы не разговаривают с незнакомыми людьми, - ответила рыба. Она немного смутилась настойчивостью девочки и своим фонетическим промахом, но уплыть пока было рано, рыба не надышалась ещё чистым и прохладным воздухом. Именно таким, какой кажется холодная ключевая вода людям в жаркий летний день.

- Но мы уже знакомы, - сказала девочка, – ведь мы уже разговариваем, значит мы не можем быть незнакомы друг другу, иначе ты бы не сказала мне ни слова, а ты отвечаешь мне!

- Неправда, - ответила рыба. – Я не отвечаю и не говорю,  только шевелю губами и хватаю воздух с поверхности, ведь он такой освежающий и чистый, такой, о котором так мечтаешь на тёмном илистом дне среди водорослей. Но выплыть и глотнуть его опасно, приходится только один раз в день, чтобы такие как ты меня не заметили.

- Я тебя не выдам, - с жаром прошептала девочка.

- Только попробуй! – ответила рыба.

- Я не такая, как они… - начала было снова рассказывать девочка.

- Ты тоже рыба? – прервала её вопросом рыба.

- Не совсем… - смутилась девочка. – но я с рыбами дружу! У меня дедушка – рыбак. А ещё меня Олей зовут… - прошептала девочка, но рыбы уже не было. Развернувшись задним плавником, рыба скрылась на дне в одно мгновение. Наверное, её что-то насторожило или испугало.

* * *

- Ах, вот ты где! – радостно зашептала девочка у самой воды, когда вновь увидела рыбу, но на большом отдалении и совсем в другом месте пруда. Но рыба ей больше не отвечала. – Ты не беспокойся, я ведь тебе правду говорю, а Рыбак – это фамилия такая!

- Это ничего не меняет, - сказала рыба. Но на следующий день она пила воздух на прежнем месте с самой чистой водой, у большого поваленного ствола.

- Никогда не опускай тут в воду свои грязные ноги, - сказала рыба.

- Они чистые, мама велит каждый день три раза мыть ноги с мылом, в тазике! я специально мою еще раз перед тем, как прийти сюда.

- Тем более, - сказала рыба.

- Почему? – спросила её девочка.

- Мыльная плёнка закрывает свет, нечем дышать, - грустно сказала рыба. И уплыла.

* * *

- А ты любишь читать? – на другой день спросила девочка рыбу.

- Нет, - ответила рыба.

- Ты знаешь, что такое читать? – спросила девочка еще раз.

- Нет, - всё так же ответила рыба.

- А я люблю, - сказала девочка. – Давай я буду тебе читать? – спросила она рыбу.

- Завтра, - ответила рыба.

* * *

Сначала Оля решила читать рыбе короткие рассказы из жизни других зверей, то, что было бы рыбе ближе, но потом отказалась от этой идеи. Красочные описания больших, непонятных, опасных существ могли вывести рыбу из спокойного состояния, в котором она отдыхала и пила воздух. Поэтому девочка решила читать про то, как живут они с мамой, папой и бабушкой. Для этого она каждый день сразу после обеда записывала в свой небольшой блокнот, который ей подарили на день рождения родители, что происходило у них в семье за завтраком, кто что говорил, о чём рассказывал, беседовал, не забывая упомянуть также, что делала и она.

- … А потом мама и папа поругались немного, - читала Оля. – папа сказал, что мама не всегда вкусно готовит, а мама, что папа сам должен стирать свои вещи, тогда еда будет непременно вкуснее!

- Каждый сам должен чистить свои плавники, - флегматично заметила рыба.

- Наверное, - ответила девочка, но немного с неохотой, так как она не очень любила стирать.

- Но лучше всего, когда свежее молодое подводное течение проходит сквозь тебя и промывает всё тело потоком воды и света. Знаешь, как это?

Но девочка не знала. Она долго думала об этом вечером, перед сном. Ночью ей приснилась рыба, которая медленно с полузакрытыми глазами лежит в серебристом подводном течении света и шелестящей воды.

* * *

- Когда мама, папа и бабушка говорят, я обычно только слушаю, мне нельзя вмешиваться в их разговор, поэтому с одной стороны интересно их слушать, но на меня они не обращают внимания, - читала дальше девочка.

- Когда я была мальком, - сказала рыба, - это было беспокойное время. С моими братьями и сестрами было бесполезно говорить. Их рты были всегда постоянно открыты в поисках еды, глаза вращались по сторонам, чтобы избежать случайной внезапной гибели, а плавники непрерывно двигались. Да и говорить нам было, в общем-то, не о чем. Я не жалею о них. А ты жалеешь своих братьев и сестер, которых уже нет?

- У меня не было еще братьев и сестер, - ответила девочка.

- Ты, наверное, их даже хуже чем я помнишь! – усмехнулась рыба.

- И вовсе нет! – возразила ей Оля. – мне мама и папа говорили даже, когда я спрашивала их, почему у меня нет братика.

- Как это? – не поняла рыба.

- Вот так, я у них одна.

- Какой же вы слабый и неплодовитый вид, люди, – фыркнула рыба. – Если так и дальше пойдет, то род твоих родителей можете вымереть. Вот добрый тебе совет: подойди к ним и скажи: «размножайтесь!» Это подействует как сигнал, особенно для слабых духом, которые не смогли вывести ещё своего потомства. И совсем скоро ваш дом будет полон множеством вечно куда-то спешащих и подрастающих мальков. Но никогда не говори, что этот добрый совет просила тебя передать я. Они не поймут. Они такие, – сказала рыба и уплыла. Девочка долго думала над её словами, но совет так и не передала. Может быть, побоялась, что у родителей и правда появится еще много её младших братьев и сестёр, и воскресное время, когда с ней ходили в большой магазин мороженого, будут посвящать не ей, а им.

* * *

- А сколько тебе лет? – спросила рыбу девочка.

- Тебе это действительно интересно? – ответила вопросом на вопрос рыба.

- Да, - прошептала девочка. Ей показалось, что сейчас откроется тайна.

- А мне – нет, - сказала рыба и уплыла. Сегодня она ушла на дно значительно раньше. Там, в тени водорослей, где практически не было света, рыба думала о людях. Ей казалось непонятным, что для них так важно, сколько времени каждый из них пробыл мальком, но совсем не имеет значения вопросы самосохранения, безопасности своего рода, инстинктов. Они считают, не сколько раз в день видели солнечный свет, но сколько раз портили свои плавники грязной водой с мылом.

* * *

- Ты любишь солнце? – спросила девочку рыба на следующий день.

- Да, оно тёплое, яркое, приятное! Очень люблю, только смотреть на него нельзя, только в чёрных очках!

Поразившись такому кощунству, рыба уплыла и на этот раз раньше обычного.

* * *

- Солнце – бог, - сказала Оле на следующий день рыба. – Он умирает каждый вечер, чтобы родится утром. Чтобы воздух был таким же прохладным и чистым. Иначе всё вокруг будет одним большим дном с водорослями и темнотой. Тогда не надо будет бояться людей, но и света тоже не будет. Солнце надо чтить. И ни в коем случае не смотреть на него, бог накажет.

- Я не знала об этом, никто никогда не говорил мне так, - оправдывалась девочка.

- Да, - сказала рыба. – Люди неразумные.

- И не только мы! – возмутилась Оля. – А как же рыбы?

- Рыбы умны. Всегда, – сказала рыба невозмутимо.

- А как же зима, снег и лёд?

Рыба не ответила. Только молча пила прозрачный воздух с поверхности пруда.

- Зимой твой пруд замёрзнет, покроется коркой льда, что тогда будешь делать ты? Без света, бога-солнца и чистого воздуха?

- Быть, - сказала рыба. – Мы, рыбы, не задаёмся такими неразумными вопросами.

- Почему они неразумны? – спросила девочка.

- Такими вопросами ничего не изменишь, - сказала рыба. – Если я задам вопрос: «Почему я всегда лежу на дне и не пью воздух?» То будет и ответ: «Потому что мягко и приятно», но будет и другой ответ: «Выплыви на поверхность, поклонись солнцу, попей воздуха!» И у меня есть выбор. Я могу изменить. Это правильный вопрос. Твой вопрос – нет.

- Я могу изменить, - сказала Оля.

- Как? – удивилась рыба. – Люди не должны разогревать зимний сезон.

- Конечно, нет! – рассмеялась Оля. – Но я могу взять тебя с собой, туда, где нет зимы и льда, но есть и солнце, и свет, и чистый воздух.

- И только? – спросила рыба. – Если больше ничего кроме этого нет, то это плохо.

- Разумеется, есть! Вы, рыбы, мудры, но иногда кажется, что ты глупее меня, - рассмеялась Оля.

- Я подумаю, - сказала рыба.

* * *

В следующие осенние дни Оля рассказала рыбе про аквариум и про их дом. Про то, что зимние месяцы можно переждать, а весной вернуться в родной пруд. Рыба думала.

* * *

В один из дней рыба увидела их человеческий дом. Большой деревянный пруд с заливами для света солнца и неизменным тёмным дном. Но рыба молчала. Может быть, она привыкала к новому месту и окружению. Единственное место, которое девочка не показывала рыбе, была их кухня с большим обеденным столом, плитой и мойкой, стенами, обклеенными различными плакатами, которые присылала администрация в их почтовый ящик большими порциями. Департамент здравоохранения города Москвы писал на одном из них: «Лучшая подруга девушки – это рыба! Рыба – незаменимый источник витаминов А и D, В-комплекса, йода, кальция, фосфора, железа, селена и полинасыщенных жирных кислот «Омега-3», биологически ценного протеина». Рыба пока не умела читать.

На иллюстрации: рисунок автора, 2016.