Холодный порт

Феликс Цыганенко
   В 1972 году, будучи в составе экипажа дизель-электрохода «Куйбышевгэс», автор этих строк, участвовал в зимнем экспериментальном рейсе в порт Дудинка. Почему это плавание называли историческим? Да потому, что Енисей-батюшка зимой напрочь закован льдом. Покорить его – и была нашей задача! Ведь Таймыр для страны – золотая кладовая! А полезных ископаемых здесь, да ещё каких: медь, алюминий, никель, кобальт, золото – на сотни лет! Но богатство это можно вывозить лишь морем, вокруг Норильска – тундра на тысячи километров. Железная дорога в несколько сот километров связала Норильск лишь с портом на реке Енисей - Дудинкой, потому и приобрёл он огромное стратегическое значение.

   Дизель-электроход «Куйбышевгэс» вместе с двумя другими судами Мурманского пароходства  и под проводкой атомного ледокола «Ленин» и совершал этот рейс. Цель заманчивая и многообещающая: доказать возможность продления навигации в заполярный порт, а по существу – сделать её круглогодичной. До сих пор лишь одиночные суда посещали порт на Енисее, да и то в благоприятное погодное время.

   В начале 70-х годов не было ещё мощных и приспособленных к зимней Арктике судов, и пробивались на стареньких дизель-электроходах. «Куйбышевгэс» - судно, чья биография от первой до последней страницы связана с Арктикой, но никогда ранее не приходилось его морякам плавать здесь в декабре месяце. Поэтому в рейсе испытывали проблемы с механизмами, а что говорить про бытовые условия? Помещения сильно остывали, на переборках кают выступал иней. Маломощный котёл не в стоянии обогреть судно. Спасались с помощью 10-ти киловаттных переносных электрических калориферов производства США. В Канаду когда-то возили московский цирк и обогревали в трюмах животных с помощью  этих калориферов. Аппараты установили в коридорах жилой надстройки, при открытых дверях в каюты. Этим и спасались...

   Крепко доставалось палубной команде, руководимой боцманом Виктором Горбовым. Трюмы судна-ветерана закрывались допотопно – с помощью лючин и брезента. Можно представить, во что превращался брезент в пятидесятиградусный мороз в порту Дудинка!

   Забегая вперёд, скажу, что после этого рейса целая серия рудовозов была построена в ГДР, позже – в Финляндии, для круглогодичных рейсов Дудинка - Мурманск. Кроме ледокольно-транспортных судов на верфях Финляндии, страны – законодателя ледокольного флота, с той же целью построены три мощных ледокола с допустимой осадкой для работы в зимнем суровом Енисее. Они и помогли укротить могучую сибирскую реку от Дудинки до Диксона…

   Настоящая схватка со льдом случилась на обратном пути. Крепко пришлось потрудиться атомному ледоколу «Ленин». Старшим инженером-электромехаником на нём трудился бывший начальник электрослужбы «Куйбышевгэса» Виктор Фёдорович Борзых. Мы радостно приветствовали, раскрасневшегося на морозе гиганта, когда ледокол брал нас на короткий буксир. Виктор Фёдорович приветливо махал рукой с кормы «Ленина». Зная о запасах спирта на ледоколах, мы шутливо просили бывшего шефа поделиться «огненной водой».

   Караван судов постоянно застревал, и атомоход бегал от одного судна к другому, чтобы взять «на усы» и вытащить бедолагу в русло канала. Во время одной из таких операций, навалившись кормой, атомный богатырь сделал большую дырку в «форштевне» «Куйбышевгэса». Угроза лишиться рейсовой премии заставила ледокольщиков взяться за ремонт своими силами. Опытные электросварщики, соорудив подвесную площадку на носу «Куйбышевгэса», при свете прожекторов, после непрерывной трёхсменной работы, устранили дыру и на форштевне появилась огромная заплата. Причём трудились ледокольщики в ужасных условиях. Ураганный ветер со снежным зарядом, полярная ночь и сильнейшие морозы… Без ложной скромности скажу – это была воистину трудовая доблесть моряков «Ленина». А выполненная работа оказалась настолько качественной, что судно плавало с этой заплатой до своего «победного» конца, пока не отправилось на гвозди в Испанию…

   Возможно, сегодня это звучит пафосно, но мы были счастливы, что вернулись в Мурманск победителями.  За успешное выполнение задания по продлению зимней навигации на Дудинку в феврале 1972 года три члена экипажа «Куйбышевгэса» отмечены правительственными наградами.  Начальник радиостанции, Борис Иванович Лездкан, моряк старой питерской закваски, был награждён орденом Трудового Красного знамени.