Бали, - как болезнь и Бали, - как выздоровление

Мадэ Олег
Все что я пишу это лишь мое мнение – мнение дилетанта: не совсем серьезное и не совсем шутливое. Я не претендую на истину, поскольку не думаю, что она в принципе существует. Однако десятилетия жизни, отданные изучению Индонезии, и многолетний опыт проживания на Бали позволяют мне, не стыдясь собственного восприятия этого места, поведать о нем окружающим.
На Бали я могу спокойно общаться с соотечественниками, говорить с ними об острове и жизни на нем в целом, лишь если они неотлучно прожили здесь не менее трех-четырех лет. Еще лучше, если они при этом работали здесь, трудились, а не праздно отдыхали. Это своего рода тест, лакмус, визитная карточка для меня.
Почти на всех "ново-переехавших" на Бали я смотрю изначально, как на душевно больных, уж извините. «Зачем? Что движет этими людьми? Почему именно это место?» – спрашиваю себя, разглядывая очередного новичка. Обижаться не надо, я тоже через это прошел очень много лет назад и мой путь к «выздоровлению» был значительно длиннее и труднее чем у многих, ведь Индонезия – моя детская мечта, воплотившаяся в профессии. К сожалению, в данном случае именно "к сожалению", я слишком много знаю об этой стране, фактически уже ставшей мне домом.
У этой «болезни» - буду условно называть это явление именно так, - пока нет названия, но есть симптомы. Люди начинают здесь делать несвойственные им вещи: они облачаются в нелепые одежды, покрывают себя татуировками, чего в обычной жизни никогда бы даже не предположили и уж точно не решились бы сделать. Не менее нелепое происходит с их прическами и вообще внешним видом, но это пол беды. Главное меняется стиль их речи, еще хуже содержание. Они пускаются в пространные разговоры о том, чего либо не существует вообще, не доказано, либо о том, чего они просто не знают. Душа, боги, карма, атма, чужие церемонии и нелепые ритуалы, медитация, аюрведа, йога, скрытые внутренние энергии и энергия космоса, одним словом, полный комплект туманных дефиниций порой бессмысленных, порой ложно понимаемых. Все это, естественно, делается ради самосовершенствования, духовного очищения и прочей эзотерической ереси. По-мне, так это уже клиническая картина. В чем же тут болезнь? – скажете вы – обычное желание выделиться из массы себе подобных.
Болезнь в том, что большинство из них, к великому сожалению, это люди, совсем наоборот, совершенно безнравственные и бездуховные, с какой позиции на них не посмотри: христианская мораль, индуистская, буддистская, или обычная светская, европейская. Это эгоисты до мозга костей, люди глубоко корыстные – такими их сделала жизнь в аморальном обществе современной России. Я тоже не святой, но я и не выпячиваю свою «духовность» напоказ.
Общение с ними угнетает несоответствием их собственного поведения и всего того, о чем они так пафосно рассуждают. Возможно, именно в силу этого «когнитивного диссонанса» - как модно выражаться, большинство соотечественников на Бали держатся обособленно друг от друга, интуитивно ощущая «нездоровость» соседа, опасаясь ее, точно проказы.
Духовные практики у страждущих чередуются с банальными пьянками, аскеза с оргиями, наркотики с медитацией, умиротворение с необъяснимой агрессией и заносчивостью – полный хаос в форме и содержании.
Путь этих людей к «выздоровлению» долог и труден. Не зря я упомянул выше о трех годах. За этот срок человек, переехавший на Бали, обычно проходит три стадии развития этой странной "болезни". Иногда это приводит к исцелению, но не всегда. Порой все заканчивается смертью. Последнее не метафора. Буквально смертью. Такие примеры мне известны.
Первая стадия – «Восхищение». Как уже написал выше, все начинается с изменения внешности и вербального бреда о духах, духовности, энергиях и «энергетике» (глупейшее слово! "Какая еще "энергетика"? - это же отрасль промышленности" - хочется спросить, но наши "духовные" активно пользуются именно этим термином!) о вселенской любви и красоте. «Больные» влюблены в остров – совершенно бессмысленно и неадекватно. Как и любая влюбленность она протекает ярко, экзальтированно. Человек все видит сквозь розовые очки, выдуманного им мира. Что не пляж – "божественная красота!" Что не храм – "духовная Мекка", каждое дерево – сгусток энергии, каждый балиец – Учитель, Гуру и почти бодхисатва. Очень часто можно услышать от них, что-то вроде: «Боже, как я люблю Бали!» При этом, по-сути, это лишь любовь самого себя, любовь к себе на Бали, а не к Бали как таковому, ведь нельзя всерьез любить то, чего вовсе не знаешь.
Эта стадия связана с многочисленными селфи на фоне храмов, закатов, рисовых террас и серферских досок. Под восхищенными постами в соцсетях, такие же восхищенные комментарии, таких же не совсем здоровых жителей-гостей острова, или завистливые восклицания друзей из России: «Ах, какая красота! Как хочу присоединить к вам!» Вся их жизнь на Бали, по-сути, туристический отдых: катание на слонах, или серфе, возлежание на пляжах и ночные тусовками – тематические «пати». Отличие от обычных – «здоровых туристов» – то, что они при этом уже ассоциируют себя с островом, считая себя почти балийцем: дают советы другим о Бали, его культуре, религии, жизни островитян в целом, создают иллюзорный мир, превознося при этом свою значимость, «статусность» собственного положения на острове. Они мечтают здесь жить, работать и обязательно искать просветления.
В отличии от нормальных туристов, «больные» начинают пускаться в авантюры: нелегальная работа, незаконный бизнес и т.д.  Они, как саранча, лишь уничтожают и поглощают существующую среду, не привнося ничего взамен. Говоря о духовности, они меркантильны до предела и постоянно ищут способ заработать на всем: на себе подобных туристах, - получая комиссию с их шопинга, или откат от перепродажи чужих услуг. В них все еще сидит воровская сущность современной России. Нарушение законов и правил страны, временно приютившей их, не воспринимается негативно, а наоборот, как вызов аборигенам, бравада собственной значимостью. Поступать противозаконно в чужой стране, преподносится ими почти как «право белого человека» - по-мне, это не любовь к стране, но банальное самолюбование, - приятное чувство собственной «крутизны». "Крутизны" человека, приобщенного к иной, «восточной жизни» в стиле колониальных рассказов.
Больные этой странной болезнью не говорят по-индонезийски, не читают книг о стране, ее культуре. Все их знания поверхностны. Они состоят из слухов, советов таких же как и они сами «знатоков», в лучшем случае почерпаны из Википедии.
Вся их суетливая активность, сплошная иллюзия деятельности – бесплодная изначально. Она порождена все еще дремлющим разумом. Это не бизнес, это monkey business: «перетирание» одного и того же. «Экскурсии-недвижимость-спа-ресторан-магазин-экскурсии» - из пустого в порожнее. Дело даже не в том, что все эти идеи уже стары, как мир и придуманы и отработаны на Бали задолго до них. Ничего плохого нет, если человек берется за дело, пытаясь конкурировать в уже существующей, развитой сфере. В данном же случае в 99% это не идет дальше разговоров. «Движуха» - как самоцель! Впрочем, бизнес на Бали – это совершенно отдельная история, сейчас не об этом.
 Большинство «больных» из первой стадии не выносит процесса исцеления, который начинается примерно через пол года и с такими же радужными иллюзиями своей принадлежности к эзотерической мудрости и безмятежному «дзен а-ля Бали», улетают с острова. Вероятно, их болезнь лишь прогрессирует дома, так как через какое-то время они вновь возвращаются сюда на очередную «зимовку», точно полярники, и все повторяется как и в первый раз: также бесплодно, активно, позитивно и поверхностно, но с новым рвением и амплитудой разбегающегося маховика безумия.
Те же, кто остался и прожил здесь хотя бы год беспрерывно, меняются. Они начинают видеть все минусы жизни на Востоке. Их раздражает бытовая неустроенность, грязь на пляжах и повсюду, которую они прежде не замечали в эйфории собственной значимости. Они сталкиваются с коррупцией, с бесправностью иностранного гражданина, банальным шовинизмом, когда для белого все стоит дороже в разы куда не придешь, лишь потому, что он белый. Отсутствие нормальной медицины, школ, детских садов. Отсутствие театров и музеев (в европейском понимании этого слова). Положение таджика-гастарбайтера в России, здесь, на Бали, испытываешь в полной мере.
Тут начинается вторая стадия – «Отторжение». Раздражает на Бали буквально всё. Происходит внутренний бунт против несправедливости, не обустроенности. «Я привык к цивилизации! Где магазины, где комфорт, где свобода, равенство и братство?» - кричит внутренний голос. Сохраняя внешнее спокойствие, «больной» ведет войну со своим вторым я, вскормленным российской жизнью бездумного, бесчувственного общества потребителей. Человек, привыкший смотреть сверху-вниз на азиатов, кавказцев, евреев и всех не русских, сам становится таковым в данном обществе – изгоем, объектом наживы. Балийцы из мудрецов и просветленных в одночасье превращаются в жуликов, хитрецов и мошенников. И снова - все поголовно, также как и в первой стадии.
С людьми этой группы уже легче говорить, они начинают тебя слышать и воспринимать остров не только эмоциями, но и разумом. При этом все равно, они еще «больны». Избыточный протест, отторжение местных реалий – лишь реакция включившегося в борьбу сознания, первый шаг к «исцелению». Все местные «долгожители» из иностранцев проходили через эту фазу, я в том числе. Здесь главное не сдаться.
Если человек в этот момент покинет Бали, скорее всего он больше никогда сюда не вернется, а если и вернется, то лишь как гость. Он будет ностальгически прогуливаться по улочкам, вдыхать запахи острова, вспоминая все, что когда-то было ему столь родным. В чем же опасность возвращения в Россию в таком состоянии? Опасность в том, что запущенный механизм адаптации к Бали, большей частью уже нельзя остановить. Человек уже изменился. Скорее всего он не сможет вернуться к прежней «до-балийской» жизни в России, постоянно ощущая неясную тоску по этому острову. Однако, он уже не сможет удовлетворить этого влечения краткими, туристическими наездами, точно он что-то упустил, недосказал, недослушал, недолюбил.
Почему? Откуда такая привязанность к этому месту, если все так плохо? – Сам не знаю. Возможно, это как раз необъяснимая метафизика, дзен по-балийски, которую словами не передать, ведь объективно проблем здесь более чем хватает, но то что остров притягивает людей - факт. Он проверен на сотнях и тысячах тех, кто возвращался и возвращается сюда снова.
Как вариант, человек просто сопьется без Бали (по старой русской традиции), пытаясь стать вновь прежним среднестатистическим россиянином. (Примеры подобного тоже имеются). Незавершенность пути, не дает возможность позабыть начатое, требует продолжения,  точно эффект Зейгарник. Константность гештальт-формы разваливается на куски, проявляясь в новых видениях. Другой мир, попробованный раз на вкус, не отпустит. Он противоречив, неясен, труден, но привлекателен. Он представляется крохотным, хрупким и далеким по сравнению с очевидностью железобетонной жизни в России, точно фигурки невиданных зверей в эксперименте Тернбулла с туземцем и буйволами, но на самом деле он огромен, как сама жизнь. Он и есть жизнь.
Противоречие между современным русским сверх-материализмом, алчностью и казнокрадством (облаченными в пустые слова о духовных скрепах, православии и национальной идее – в которую никто всерьез не верит) и запавшим в сердце азиатским иррационализмом, неким «разгильдяйством» - в хорошем понимании этого слова - и религиозностью повседневной жизни (пусть даже большей частью обрядовой ее стороной) разрывают шаблон и приводят к фрустрациям ни чуть не меньше, чем жизнь в зомбированном небытие изуродованного и однобокого общества современной России.
Для оставшихся на острове в этот период к субъективным проблемам восприятия жизни на Бали, добавляются и объективные – отсутствие работы, более чем скромные доходы, по сравнению с российскими. И это обязательно! Здесь, в принципе, нельзя заработать иностранцу, как в России (если конечно слово «заработать» можно применять к российским способам получения дохода). Вести бизнес удаленно в большинстве случаев оказывается проблематично, бизнес требует присутствия. Проблемы с оформлением недвижимости, транспорта, бесконечные траты на визы, вылеты из страны и возвращения. Все усиливается в разы, если вы уже обзавелись здесь семьей, либо перевезли из России жену (мужа) и детей. Второй вариант, еще более сложный, так как у членов вашей семьи может сразу возникнуть отторжение к жизни в Азии. Такое очень возможно и это большое испытание для семьи.
Второй этап может длиться очень долго, обычно он заканчивается не ранее, чем через три года беспрерывного проживания на Бали, но может затянуться и на большей срок. Депрессия, отчаяние и резкие всплески надежды и радости чередуются с рутиной обычной, людской жизни.
Третий этап выздоровления – «Принятие». Исцеление безумия приходит с его осознанием и признанием. Это происходит внезапно, однажды, «одним прекрасным утром…» Балийский мистицизм прежде всего проявляется именно в этом – во внезапности. Ощущение поднятой завесы, метафизика раскрытой тайны. Бали открывает сущность жизни на этом острове и она заключается в том, что Бали ничуть не отличается от любого иного места на земле. Мир божественен везде, либо мир сугубо материалистичен – таков его ответ. Но это лишь инструмент, как применить его - решение за вами. Очевидно лишь одно, мир настолько многогранен, что в нем есть место всему, а ты – лишь крохотная его частица, но эта частица и есть краеугольный камень всего мироздания.
Без тебя не будет мира, его реальность лишь обусловлена твоим существованием, - мир крайне субъективная вещь, он существует лишь как рефлексия солипсического его восприятия. При этом он неисправимо объективен, но никакого противоречия тут нет. С твоим приходом или уходом из него ничего не меняется по-сути, поскольку ничего не исчезает и не появляется из ниоткуда. Мир существует объективно, так как ты никогда не покидал и не покинешь его, лишь переходя из одного состояние в другое: это касается и материи и души (если вы в нее верите). Так что сугубо субъективный мир, основанный на личном, эмпирическом его восприятии, существует объективно и вечно, поскольку вы его константа, также как и любая иная его частица. Если бы вы исчезли из него, он бы вмиг рухнул тоже, но вы вечны, пусть и на уровне атомов (для материалистов), или на уровне души (для идеалистов). «Душа не рождается, она живет вечно и бесконечно, ее нельзя уничтожить, даже когда уничтожено тело» - говорит Бхагавадгита. Но это свойственно не только душе но и материи, она лишь трансформируется. Нет не жизни не смерти, точнее вы одновременно живы и мертвы трансцендентно.
Для других эта же истина откроется в более простой формуле: «Ну и похер…», «Да и плевать на все…», или «Будь, что будет…» - для каждого есть свой вариант. Человек, достигший этой стадии выздоровления, просто принимает мир таким какой он есть, понимая, что все проблемы лишь внутри самого себя. Это вовсе не означает, что надо уходить в лес и жить, как монах в отшельничестве, посвятив жизнь аскезе и познанию Дао. Но и не значит, что отсутствие современных товаров, молов,  европейских доходов и современной инфраструктуры – непреодолимое препятствие для нормальной жизни. Все что ты имеешь – лишь результат того, что ты делаешь. Простая истина, известная каждому, но прочувствовать и принять ее очень сложная задача (всегда хочется найти виновного в собственных неудачах). В достижении этой цели и помогает Бали.
Трудно сказать, что происходит и как работает механизм излечения. Возможно, здесь важна изоляция от русских – большинство русскоязычных на Бали общается лишь с малой группой себе подобных. Это своего рода клуб «анонимных алкоголиков» в поисках исцеления. Может быть лекарство – азиатский шовинизм, вы и правда для большинства местных лишь толстосум, которого нужно обобрать. Зато это сбивает лишнюю спесь с  соотечественников, возомнивших о себе, что они сверх-люди из сверх-державы. Может быть лечит общение с некоторыми балийцами, редкими, но встречающимися экземплярами: старичками и совсем юными, которые и правда настолько природно мудры, что, точно играя, небрежно могут подсказать вам путь к гармонии и внутреннему покою в тот самый момент, когда это особенно необходимо, когда терпение почти покидает тебя. Возможно, отсутствие российского телевиденья, плохой интернет и чтение книг, как способ избавиться от одиночества и тягостных мыслей – вот источник внутренних метаморфоз, который раскрывает Бали – Остров Богов и Демонов – помогая тебе найти себя, выздороветь наконец.
Божественность Бали проявляется и в том, что он удаляется из восприятия, как идеалистический образ твоей жизни как только ты постигаешь эту истину, давая тебе дорогу и свободу двигаться дальше самостоятельно. Он не привязывает, как религиозная догма, он отпускает. Главное, осознание должно быть искренним. Бали, подобно ледоколу, пробивает толстые льды сомнений и заблуждений для следующего за ним человека. Наконец, он  выводит его в открытые воды океана. Это не значит, что дальнейший путь будет безмятежен: будут и полные штили и бешенные штормы – но это и есть предназначение корабля – плыть по океану, а не стоять, зажатым в тесках ледяных торосов пустых и опостылевших догм.
Бали – это лишь миф. Миф, созданный духами это Острова о самом Бали с единственной целью: доказать, что нет никакой загадки и метафизики в этом месте. Есть лишь бесконечная череда выборов свободного человека. Понял ли я сам до конца это место и достиг ли я цели, за прожитые здесь годы? – думаю, еще нет.

               

                Ренон, Денпсар, Бали
                2015 год