Как Феодал курцов проучил школьные истории

Наталья Радькова
     Школьная перемена была в самом разгаре. Из мальчикового туалета потянуло сигаретным дымом. Первой это заметила молодая учительница биологии Ирина Сергеевна. Подойдя к двери, она сначала постучала, затем приоткрыла её и робко спросила:

- Мальчики, кто там?  Выходите, курить вредно!

В ответ послышалось перешептывание, а затем и негромкий смех, а сигаретный дым ещё сильней повалил на коридор.

Ирина Сергеевна была хрупкого телосложения, её волосы всегда были зачёсаны назад и собраны в хвост. Очки с большими стёклами придавали солидности её лицу. Она работала в школе первый год после окончания института, и войти в мужской туалет, даже в случае нештатной ситуации не представляла себе возможным. Попытавшись ещё раз выманить малолетних курцов, учительница поняла, что сделать это самой ей не удастся.

- Надо Николая Григорьевича позвать, - посоветовал кто-то из стоящих рядом девчонок.

Николай Григорьевич преподавал историю уже более тридцати лет. В этой школе он работал с самого начала своей трудовой деятельности. Один его вид производил на окружающих особое впечатление. Ростом он был под два метра, упитанный мужчина с сединой в густой шевелюре. Ходил всегда быстро, широко размахивая руками. Давным-давно кто-то из учеников обронил в его адрес: «Наш феодал». С тех пор эта кличка намертво приклеилась к нему. Теперь все ученики с первого по десятый класс знали, кто такой Феодал. Даже учителя в учительской в разговорах между собой иногда называли его так же, как дети.

Ирина Сергеевна помчалась в кабинет истории, благо он находился на этом же этаже.

- Товарищ Феодал, - впопыхах начала она, - ой, извините, Николай Григорьевич, там, в мальчиковом туалете кто-то курит и молчит. Подойдите, пожалуйста, Вас они точно послушаются.

Николай Григорьевич быстро встал из-за стола, нахмурил густые брови и произнёс:

-  Я-то подойду, а Вы, что же, голубушка, не вошли и не предотвратили хулиганство?

- Как же я войду? Туалет ведь мальчиковый! – робко, словно школьница лепетала Ирина Сергеевна.

- Как, как, Вы - прежде всего  учитель, а не кисейная барышня. Вдруг там кому-нибудь плохо и помощь нужна. Идёмте!

- Ой, мамочки! Ой, как же так? Хоть бы всё хорошо было! – причитала на ходу Ирина Сергеевна, еле поспевая за семимильными шагами своего коллеги.

Подойдя к туалету, Николай Григорьевич резко распахнул дверь и вошёл. В дальнем углу стояли трое «отлётов» с восьмой параллели. Все были с сигаретами и курили, судя по всему уже не по первой. Они веселились, позировали друг перед другом, затягиваясь, и выпуская дым, как взрослые. За своим занятием ребята не заметили, как вошёл учитель.

- Потрудитесь объяснить молодые люди, что здесь происходит? – грозно произнёс Николай Григорьевич.

От этих слов мальчишки сразу притихли и судорожно начали выбрасывать свои сигареты в урну.

- А мы, а мы…, это не мы…

- Как же не вы, если кроме вас здесь никого нет, и не было. Вы что не в курсе, что курить вообще-то вредно, а в школе курение запрещено в принципе! Что, взрослыми себя почувствовали? А деньги где взяли на эту дрянь? И кто купил?

- Мы больше не будем, честно, - мямлили мальчишки.

- Где сигареты? У кого пачка?

- У Мишки.

- Давай сюда, Мишка твой дым, будем дымить дальше.

От этих слов у мальчишек округлились глаза. Открыв рты, они переглядывались друг на друга. Мишка дрожащей рукой достал из кармана помятую пачку, в которой ещё было больше половины не выкуренных сигарет.

- Ну-с приступим, молодые люди. Быстренько взяли все по одной и закурили. Давай,  давай, я не шучу.

Мальчишки стояли,  переминались с ноги на ногу, не зная, как правильно реагировать на услышанное.

- Что застыли, как вкопанные, вы меня услышали? Закуриваем, ребята, а я понаблюдаю, - продолжал учитель свою игру.

Парни робко взяли по сигарете и закурили. На этот раз без особого удовольствия и радости на лицах. Ещё бы, ведь у кого-то это была третья, а у кого-то даже четвёртая сигарета подряд. Курить уже совсем не хотелось, голова была тяжёлая, слабо соображающая, как в тумане.

Николай Григорьевич тем временем в своей беседе обратился к каждому.

- Мишка, ты вот деньги на сигареты где взял? У матери, которая вас со Светланкой одна растит? Она разве для этого на двух работах вкалывает, да ещё в школе по вечерам полы моет? Ты бы хоть раз ей вечером пришёл помочь. Курить большого ума не надо, а там и до «выпить» рукой подать. Ты когда-нибудь о своём будущем задумывался?

- А ты, Вадим? Тебе-то чего в жизни не хватает? И семья благополучная, отец при должности, мать – заведующая поликлиникой. Да ты, похоже, с жиру бесишься. Лучше бы в спортивную секцию записался и туда свою энергию направил.

- Серый, с тобой всё понятно, ты, как всегда и как все, за компанию. А ты знаешь поговорку, что за компанию и жид повесился. И когда ты будешь своей головой думать и своё мнение иметь? Если так и дальше везде будешь за компанию, то и сам вся твоя жизнь будет навсегда серой.

- Что стоите угрюмые, докурили? Давайте ещё по одной и курим, курим, пока не накуримся.

- Да мы уже, вроде и не хотим больше, хриплым голосом произнёс Мишка, а Вадим и Серёга даже закашлялись.

- Нет, дорогие мои, эту пачку вы докурите здесь и сейчас, а дальше уже сами решите, надо оно вам или нет.

Пока мальчишки уже с большой неохотой докуривали оставшиеся сигареты, Николай Григорьевич говорил о вреде курения, говорил без нотаций, без ругани,  давая ребятам право выбора.

Надо сказать, что эта история имела весьма положительный эффект. И хотя многие преподаватели упрекали Николая Григорьевича в не педагогичности, но эти парни больше никогда в жизни не сделали ни одной затяжки.