Как я спешила на ночной поезд

Елена Барткевич
Однажды, в сентябре 2015г, предстояла мне поездка в Нижний Новгород, на один концерт. Ехать я туда собиралась через Москву ночным поездом  «Москва-Челябинск» в  22:58.
    Посмотрела я ещё расписание автобусов до Москвы. Последний автобус шёл в Москву в 19-20. Если ехать где-то 2,5 – 3 часа, то самое позднее в 22-20 я буду в Москве, а поезд через сорок минут. Мне показалось это слишком впритык, и я взяла посадочный талон на предыдущий автобус – на 18-20. В конце концов, мне там только до вокзала доехать, а это от Царицыно минут сорок. Ну и ладно, лучше уж посижу  на вокзале, чтобы не дёргаться.
   Вот такая я была типо благоразумная...

    И вот наступил «день икс». С утра я собрала все свои сумки, билеты, «тормозок» на два с лишним дня, оделась, накрасилась. Я была с утра спокойна,    как удав, но часа за три до выхода из дома мне вдруг стало как-то тревожно, неуютно, я просто места себе не находила. Ничем не могла заняться. Сяду за компьютер, и ничего не хочу ни читать, ни писать. Слонялась, слонялась по квартире, сопровождаемая насмешливыми и понимающими замечаниями мужа – мол, ну да, я понимаю, – ты вся там уже... Но «там» я ещё не была мысленно, просто эта долгая предстоящая дорога, мучительные мысли – а как всё это пройдёт, что будет? – не давали мне покоя, и наконец, не выдержав, я, попрощавшись с мужем и собаками, вышла из дома раньше, чем собиралась. Было очень тепло, но кардиган я всё-таки накинула. Во-первых, в автобусе могли включить кондиционер, и тогда будет очень прохладно, да и в Москву приеду ночью,  считай. И не надетый кардиган ещё запросто мог смяться в пакете...
    Словом, приехала я на вокзал около шести вечера, увидела там стоящий экскурсионный автобус, спросила у водителя: «Это в Москву, на 18-20»? Он мне ответил вопросом:
    – У вас посадочный талон?
    – Да.
    – Садитесь.
    – Но это рейс на 18-20, не раньше?
    – Садитесь,– я уловила раздражение в его голосе, – сейчас поедем, что время-то терять?               
     – Но это тот рейс? – я хоть убей, не понимала.
     – Я диспетчер и отправляю этот рейс. Садитесь, какое у вас место?
     – Пятое.
     – Вон там, – указал он мне.
     Честно говоря, он мне как-то очень не понравился, этот диспетчер. Был слишком похож на нашего соседа Димку, того, что однажды пьяный ломился к нам в дверь и сломал её. Я сначала вообще обмерла, думала, что это он и есть. Лицо у него было какое-то тёмное и глаза злые.
     Всё ещё недоумевая, я забралась в салон, как обычно, записав свою фамилию в списке у водителя. Как так могло быть, чтобы автобус ушёл раньше, не по расписанию? А если кто-то придёт к самому отъезду автобуса? А если бы я сама приехала не к шести, а позже?
    Словом, автобус этот диспетчер к шести часам набил до отказа, рассадил всех, и впереди усадил какого-то молодого человека, сказав ему не то в шутку, не то всерьёз: «Будете водителю дорогу показывать, а то он в первый раз едет».
     Вот после такой шуточки мы и тронулись, в шесть часов. Я подумала – и куда я в такую рань в Москву приеду... торчать там на вокзале? Но что оставалось делать – ведь это, по всей вероятности, и был мой рейс, значит на 18-20 другого-то не будет...
     Я ещё когда садилась, держала в руке посадочный талон, и сидела не у окна, а ближе к проходу. И вот когда другие пассажиры входили, рядом со мной остановилась какая-то пожилая женщина, (я думаю, она нацелилась на место у окна) - и спросила:
   – А тут что – билеты дают?
    Я ответила, что это у меня посадочный талон. Она сказала: «Аааааа...» – и пошла дальше. Но потом поскиталась по салону и в конце концов уселась позади меня, с каким-то мужчиной.  А рядом со мной сел парень, и углубился в музыку на своём смартфоне.
    И вот едем мы, а эта женщина сзади что-то всё возилась, возилась, потом  у своего соседа спрашивает – не поменяется ли он с ней местами, а то у него вон что-то с рукой, и может быть, ему будет удобней, если рука будет лежать на подлокотнике? Он сказал: «Пожалуйста», – и посадил её к окну, сам сел, как я, ближе к проходу. А женщина немедленно вытащила телефон и начала звонить вроде бы сыну, договариваясь – где он её встретит? Где? Там? А может быть, там? А это где? А как остановка называется? А может быть, она до Москвы не будет доезжать, а выйдет там-то и там-то?  Потом убрала телефон и попросила у соседа разрешения, чтобы он её выпустил, она подойдёт к водителю. Мужчина спокойно и доброжелательно её пропустил, она подошла к водителю и стала у него выяснять, как он едет и где будет поворачивать, и как там называется какое-то место? Ей нужна была какая-то развилка.
     Он ей ответил, как едет, она снова уселась на своё место и опять начала звонить сыну, снова уточняя, где именно они встретятся... А потом ещё позвонила паре или тройке знакомых, рассказывая, как у неё сейчас страшно болит голова,  и вот она возвращается в Москву, а была там-то и там-то...
   Честно сказать, у меня уже уши в трубочку сворачивались, я помню, что она меня ужасно раздражала своей болтливостью, и я радовалась, что она не рядом со мной уселась.
    А когда она опять попросила у парня разрешения выйти и поговорить с водителем, и он с олимпийским спокойствием её выпустил, я прямо позавидовала его выдержке, потому что чувствовала, что от меня бы она всё на свете выслушала...
   И вот мы ехали-ехали часа два уже, и я заметила, что как-то очень медленно мы ползём.
Вроде бы и продвигались, но далеко не с прежней скоростью. И так продолжалось довольно долго.
    Тогда бесконечные разговоры по телефону соседки по автобусу сзади, о том, что у неё болит голова, и автобус ползёт медленно, так что она выйдет, не доезжая Москвы, где её встретит сын, так они быстрей доберутся – вдруг показались мне не лишёнными логики. Но было пока ещё восемь часов, и я говорила себе, что как минимум два часа ещё могу совершенно не беспокоиться...
    А мы тем не менее ползли и ползли, и даже не думали ускоряться. Выглянув вперёд, я увидела кошмарную картину, которую последний раз видела аж шесть с половиной лет назад, в декабре перед Ханукой, когда я вот так же опаздывала, также вокруг меня расстилалось море разливанное красных огней, и всё это были огни фар идущих впереди машин... Сейчас я увидела то же самое, с одной только разницей – в прошлый раз море это разливалось у въезда в Москву, а сейчас до Москвы было ещё очень далеко. Мы ехали как минимум по пятиполосной трассе, и все полосы были до основания забиты транспортом – и легковушками, и фурами, и грузовиками, и автобусами... увидев мало-мальский просвет, машины старались перестроиться на соседнюю полосу, но это мало помогало, потому что все полосы ползли с черепашьей скоростью.
    Тут-то я и начала понимать всю логику и мудрость диспетчера, отправившего автобус раньше на 20 минут и сказавшего, что не стоит терять время. Опытный человек наверняка хорошо знал, что такое дорога в Москву в воскресенье вечером!
    А вот о чём я думала, спрашивается? – ругала я себя. Тоже ведь, слава Богу, не в первый раз в Москву еду, дважды уже попадала в пробки по дороге туда и раз – по дороге обратно! Знаю, как это бывает, потому и старалась всегда приехать в Москву как минимум за три часа до назначенного времени! Чтобы фора во времени была в любом случае. А тут?! У меня ночной поезд, а я время подгадала, чтобы максимум два часа было лишних, откуда такая беспечность? Тем более ведь действительно, воскресенье, вечер...
    Словом, мы вот так ползли и вместе с нами ползло время, но всё-таки гораздо быстрее, чем мне хотелось. Было уже девять часов, а указатель, мимо которого мы проехали, указывал, что до Москвы ещё 30 километров. Такими темпами сколько мы до неё ещё будем добираться?!
    Какой-то явно поддатый пассажир ворчал, порой нецензурно, что это всё чёртовы дачники возвращаются в Москву... видимо, с ним рядом сидела его жена и пыталась его урезонить.
    А пассажирка сзади разговорилась со своим соседом, они болтали уже, как хорошие знакомые, он рассказал ей, что мама у него хирург, и та выразила своё восхищение людьми этой профессии... И я уже завидовала тому дружелюбию, которое излучал тот мужчина, думала – вот почему меня вечно всё раздражает и выводит из себя – вон нормально люди общаются, что же я так злилась? Парень рядом со мной спокойно спал, ему, видно, было всё равно – во сколько он приедет – задержимся в дороге, так задержимся.
    Соседи сзади выразили предположение, что ехать нам ещё часа два, как минимум, а что будет при въезде в Москву, это и подумать страшно, сколько мы там простоим. От этой фразы у меня волосы зашевелились на голове! Ещё два часа?! Уже половина десятого, а выехали мы в шесть! Девка, да ты опоздаешь на свой плацкарт!
   Я начала себя ругать с удвоенной силой, словно внутри меня какая-то бабка несносная разворчалась:
     – Дура набитая! Ты о чём вообще думала башкой своей? Это же не просто тебе в Москву съездить, это поезд! Вот уйдёт сейчас, и что будешь делать?
    А правда, что я тогда буду делать? Видимо, одно – придётся сидеть ночь на вокзале и брать билет на утреннюю «Ласточку»... только вот на деньги попаду, да и до семи утра на вокзале торчать, не спавши, а потом ещё весь день по Нижнему ходить, и концерт вечером... не очень-то радостная перспектива...
   Тут я вспомнила, что однажды, когда ехала в Москву, мне сказали, что водитель, ехавший в Царицыно, заезжает и в Домодедово, и хоть оказалось, что в само Домодедово он не заезжает, меня всё-таки высадили на повороте и показали, куда идти. Я прошла пешком, правда, минут двадцать, но зато там было метро. Может быть, и сейчас мне попросить остановить  у поворота на Домодедово? Только найду ли я дорогу сейчас, в темноте?
    Поворот на Домодедово я увидела, но это была будто бы совсем другая дорога, там рядом была какая-то трасса, поворачивающая вбок и назад... и куда же я по ней пойду? Совсем не видно никаких знакомых объектов, точно ли там рядом метро, может быть, это дорога в аэропорт Домодедово, а совсем не к метро...
   Потом я всё-таки решилась обратиться к соседям сзади, спросила - не знают ли они, где тут можно выйти поближе к метро? Но мой вопрос точно поставил их в тупик, или они сами плохо ориентировались в темноте. Пожилая пассажирка вышла на своей развилке, я посмотрела в том направлении, и тоже ничего не увидела, кроме темноты. Вот так выйду искать метро, а до него километров двадцать...
   – Вам уже проще доехать, мне кажется, – сказал мужчина сзади.
   – Да, только я, кажется, на свой  поезд опоздаю, – вздохнула я.
   И решила позвонить домой, предупредить, что действительно могу опоздать, потому что застряла в пробке. Настроение было уже никаким. Муж, правда, утешал, что время ещё есть. Оно и правда ещё было, но совсем в обрез...
  Мне оставалось только вспомнить магические строки из одной песни, которые дважды уже меня спасали в похожих ситуациях: «Говорю со стрелками по ночам, и молчу с тобой на два голоса...» Да, стрелкам я молилась исступлённо... и вскоре увидела, как мы объехали две столкнувшиеся на довольно узкой дороге машины. Может быть, это они и создали эту пробку? Во всяком случае, сразу за ними пробка вдруг волшебным образом рассосалась, и мы полетели в Москву на всех парах, не задерживаясь больше нигде, даже на въезде в город.
     Словом, в Царицыно мы прилетели в одиннадцатом часу, минут двадцать было. Почти четыре с половиной часа ехали. А если бы мы не в шесть выехали, а в шесть двадцать?
Я тысячу раз уже поблагодарила того предусмотрительного диспетчера, который так мне не понравился с первого взгляда...
       Я рванулась в метро и ворвалась на Курский вокзал, когда было уже без пятнадцати одиннадцать. Позвонила домой мужу, что уже на вокзале, успела!
   И тут я как раз услышала, что мой поезд подаётся на посадку на такой-то путь такой-то платформы.
    Ещё, помню вылезла на поверхность, бегала-бегала там и всё никак не могла найти рельсы и надпись «Поезда дальнего следования», вокруг были только здания вокзала и автомобили... В конце концов я в отчаянье обратилась к человеку в форме полицейского у входа в вокзал, с тупым вопросом:
   – А вы не подскажете, где тут поезда дальнего следования?
   – Спуститесь вниз, вход на поезда дальнего следования через тоннель.
   – Я только что из метро поднялась наверх, через какой тоннель? – обалдела я.
   Он терпеливо объяснил, что надо войти вон через ту дверь, пройти в вокзале влево до эскалатора, спуститься по нему вниз, и там проход на поезда дальнего следования – через тоннель!
    Я поблагодарила, забежала в вокзал, пробежала по коридору, действительно увидела эскалатор, ведущий вниз, съехала под землю и начала бегать внизу, изучая таблички и указатели. Там, куда меня послал  полицейский, было написано: «Пригородные электрички». Рассудив, что поезда, в таком случае, должны быть где-то в другой стороне, я понеслась туда, но там были только кафе, туалеты, зал ожидания... На остатках отчаянья я заловила какую-то проходящую мимо женщину в форме с тем же вопросом – где тут поезда дальнего следования?! Она опять отправила меня туда, откуда я уже вернулась.
   – Но там же написано: «Пригородные поезда!»
   – Ну и что, поезда дальнего следования там же!
   Словом,  я опять поблагодарила очередного Вергилия, пошла туда, нырнула и впрямь в какой-то тоннель-коридор, который вскоре и вывел меня на нужную платформу и путь. Когда я по нему шла, одновременно увидела и ползущий рядом поезд, оказавшийся тем самым, «Санкт-Петербург-Челябинск», с остановками в Москве и Нижнем Новгороде. Так что за несколько минут до отъезда я всё-таки успела!

                Сентябрь 2015г.